СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родственные слова. Признаки родственных слов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает использовать технологию проблемного обучения на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова. Признаки родственных слов.»

Урок русского языка во 2 классе.

УМК «Перспектива»

Тема урока: Однокоренные (родственные) слова. Признаки родственных слов.

Вид урока - открытие новых знаний

Тип урока – исследование.

Формирование универсальных учебных действий:

Предметные: - формировать умение разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать у учащихся умение определять цель занятия;

Коммуникативные:

- формировать умение работать в парах

Познавательные:

способствовать формированию стремления к разрешению проблемной ситуации

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества.


Материалы и оборудование:

мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (листы с заданиями к уроку — на каждого ученика), наглядный материал (текстовые опоры, иллюстрации)






1.Орг. момент.

Я рада видеть всех вас на уроке русского языка. Сегодня красивый день, к нам пришли красивые гости, поэтому и урок у нас должен быть красивым и необычным.

Вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре) Давайте обратимся к выдержкам из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению»

Если мы с вами исследователи, то наш кабинет - «научная лаборатория». Исследования записываются в научных дневниках - это наши рабочие тетради. Прочитаем орфографически дату нашего исследования-27 февраля. Место исследования - классная работа. На полях выполните шкалу аккуратности.

  1. Актуализация знаний.

а) Чистописание.

Последний зимний месяц жаль-

Короткий самый он-…(ФЕВРАЛЬ).

Назовите последний звук в этом слове. Дайте характеристику. Какой буквой он обозначается на письме? Кто догадался , какую букву мы будем прописывать? Посмотрите внимательно на доску и определите закономерность: каждый раз увеличивается количество строчной буквы «л». Какое соединение отрабатываем? Запишите, соблюдая закономерность.

б ) Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней,

Пышный хвост ей пригодится-

Это рыжая …(лисица).


Это хищное животное с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом. Говорят, она им заметает следы.

Сегодня мы знакомимся с написанием этого слова.

Прочитаем его с ударением, орфографически. Запишите с заглавной буквы в следующей строке. Сколько слогов, букв, звуков?

Подберите родственные слова (лисята, лисий, лис, лисьи). Выделите корень. Сделаем вывод: что такое корень?



1

Корень-это главная ОБЩАЯ часть родственных слов.


А можем ли мы лисицу, лиса, лисят назвать СЕМЬЁЙ?

  1. Самоопределение к деятельности.

-А кого считают СЕМЬЁЙ, родственниками? (Людей, у которых общие родители, общие предки)

-У нас в классе две Ани. Можно их считать родственниками? Ведь у них одинаковое имя, они учатся в одном классе?( Нет. У них разные родители, они живут в разных семьях, внешне не похожи).

-Что даёт человеку семья? (Заботу, любовь, поддержку… Семья-это самое главное в жизни человека).

- Как вы думаете, а у слов могут быть родственники? (Да). Как называются эти слова? РОДСТВЕННЫЕ

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока, нашего исследования? (Родственные слова. Признаки родственных слов)

-Чему МЫ БУДЕМ УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ В ТЕКСТЕ ? (Находить родственные слова по их признакам)



  1. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

  1. Говорят, февраль воду отпускает, а март подбирает. Как вы понимаете ЭТУ ПОСЛОВИЦУ?

У вас на столах лежат карточки. Прочитайте сказку о воде про себя. Кирилл читает вслух.

Сказка

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

- А кого мы называем чужаком? (Непохожего на других… Словарь?)


  1. - Составим список гостей - родственников Воды. Вам нужно выбрать нужную картинку, а слова будем записывать в строчку через запятую

(Начинает …..: дети ПРИКРЕПЛЯЮТ иллюстрации на доску и записывают слова в строчку, выделяя корень. Одновременно ведётся словарная работа)

«Вода» выделяем корень

«Подводник» - Кто это?

1. Это моряк, служащий в подводном флоте.

2. Это специалист по подводным работам.

«Водолаз» - Кто это?

1. Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением.

2. Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.

Это слово – сложное, оно состоит из двух корней.

-Кто догадался из каких? ВОД и ЛАЗ, т.е ЛАЗИТЬ ПОД ВОДОЙ, нас интересует корень ВОД, выделите его. Это слово – сложное, изучение таких слов нас ждет впереди, запомните, если вам встретится слово, которое содержит два корня, то эти два корня всегда соединены гласной буквой о или е.

«Водопад» – падение воды в реке с отвесного уступа


«Водомерка» - Кто это?

Сообщение о водомерке.

Водомерки – это водяные клопы. Небольшие (от 2 до 34 мм) насекомые с тонким вытянутым телом и длинными ногами. Быстро скользят или свободно ходят по поверхности воды (отсюда название). Водомерки часто бескрылые. Нижняя поверхность тела покрыта бархатистым пушком. Существует около 600 видов.

«Водяной»- кто это?

-сказочный персонаж, живущий в воде.

«Водоросли» -это растения, которые растут на дне водоёма.

«Водица»- уменьшительно-ласкательное название воды

«Водичка»- уменьшительно-ласкательное название воды

  1. - Чем похожи все гости? (по значению связаны со словом ВОДА )

2

В корне заключено основное значение родственных слов








4.Какое слово осталось? ВОДИТЕЛЬ

-запишите в следующей чистой строке с заглавной буквы

- Почему гости не сразу приметили чужака?

(В этом слове есть общая часть со словом вода).


Сейчас вы проведёте исследование в парах. Выберите родственные слова к слову ВОДИТЕЛЬ и запишите к слову ВОДИТЕЛЬ (водить, водительское, шофёр). Выделите корень.

Какое слово лишнее? Почему? Ведь шофёр тоже управляет машиной? (разные корни)

Вывод: посмотрите ВОДИТЕЛЬ не относится к родственным словам ВОДЫ, потому что слова разные по значению, а ШОФЁР не является родственным к слову ВОДИТЕЛЬ, т.к. разные корни.

Итак, какие слова мы называем родственными ?

3

Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными или однокоренными.








Физкультминутка

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО УЧЕБНИКУ.

а) - ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК НА С.43 И ПРОЧИТАЙТЕ ПРО СЕБЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ, КОТОРОЕ ДАЁТ И.И.САМОВАРОВ.

б) - как по-другому можно назвать родственные слова? (ОДНОКОРЕННЫЕ)



б) Работаем по учебнику.с.48 упр.63 (прочитайте задание).Что нужно сделать?

в)ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ. Почему не все слова выписали?

Наше исследование подошло к концу. Какие выводы мы можем сделать? Читаем вместе и вставляем пропущенные слова.

  1. РЕФЛЕКСИЯ



Выводы по исследованию: (вывести на экран)

  1. Общая часть родственных слов называется__________________.

  2. В корне заключено _____________значение всех родственных

слов.

  1. Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются_____________________.

Мало видеть слово

Надо точно знать

Какая есть у слова почва,

Как оно росло и как крепчало,

Как его значенье зазвучало.



Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я научился находить…

  • Мне понравилось ..



  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Наше исследование подошло к концу. За урок ребята получают следующие отметки.

!!! Поменяйтесь тетрадями, оцените аккуратность по нашей шкале.

Д/з будет творческого характера: подобрать родственные слова к слову ЧУЖАК и выделить корень.

Игра «ДА-НЕТ»

  1. Корень - это главная часть слова?

  2. Основное лексическое значение слова содержится в корне?

  3. Родственные слова близки по значению?

  4. Однокоренные и родственные слова это разные понятия












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!