Урок русского языка во 2 классе.
УМК «Перспектива»
Тема урока: Однокоренные (родственные) слова. Признаки родственных слов.
Вид урока - открытие новых знаний
Тип урока – исследование.
Формирование универсальных учебных действий:
Предметные: - формировать умение разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать у учащихся умение определять цель занятия;
Коммуникативные:
- формировать умение работать в парах
Познавательные:
способствовать формированию стремления к разрешению проблемной ситуации
Личностные:
-развитие навыков сотрудничества.
Материалы и оборудование:
мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (листы с заданиями к уроку — на каждого ученика), наглядный материал (текстовые опоры, иллюстрации)
1.Орг. момент.
Я рада видеть всех вас на уроке русского языка. Сегодня красивый день, к нам пришли красивые гости, поэтому и урок у нас должен быть красивым и необычным.
Вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре) Давайте обратимся к выдержкам из словаря Сергея Ивановича Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению»
Если мы с вами исследователи, то наш кабинет - «научная лаборатория». Исследования записываются в научных дневниках - это наши рабочие тетради. Прочитаем орфографически дату нашего исследования-27 февраля. Место исследования - классная работа. На полях выполните шкалу аккуратности.
Актуализация знаний.
а) Чистописание.
Последний зимний месяц жаль-
Короткий самый он-…(ФЕВРАЛЬ).
Назовите последний звук в этом слове. Дайте характеристику. Какой буквой он обозначается на письме? Кто догадался , какую букву мы будем прописывать? Посмотрите внимательно на доску и определите закономерность: каждый раз увеличивается количество строчной буквы «л». Какое соединение отрабатываем? Запишите, соблюдая закономерность.
б ) Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост ей пригодится-
Это рыжая …(лисица).
Это хищное животное с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом. Говорят, она им заметает следы.
Сегодня мы знакомимся с написанием этого слова.
Прочитаем его с ударением, орфографически. Запишите с заглавной буквы в следующей строке. Сколько слогов, букв, звуков?
Подберите родственные слова (лисята, лисий, лис, лисьи). Выделите корень. Сделаем вывод: что такое корень?
1
Корень-это главная ОБЩАЯ часть родственных слов.
А можем ли мы лисицу, лиса, лисят назвать СЕМЬЁЙ?
Самоопределение к деятельности.
-А кого считают СЕМЬЁЙ, родственниками? (Людей, у которых общие родители, общие предки)
-У нас в классе две Ани. Можно их считать родственниками? Ведь у них одинаковое имя, они учатся в одном классе?( Нет. У них разные родители, они живут в разных семьях, внешне не похожи).
-Что даёт человеку семья? (Заботу, любовь, поддержку… Семья-это самое главное в жизни человека).
- Как вы думаете, а у слов могут быть родственники? (Да). Как называются эти слова? РОДСТВЕННЫЕ
Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока, нашего исследования? (Родственные слова. Признаки родственных слов)
-Чему МЫ БУДЕМ УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ В ТЕКСТЕ ? (Находить родственные слова по их признакам)
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Говорят, февраль воду отпускает, а март подбирает. Как вы понимаете ЭТУ ПОСЛОВИЦУ?
У вас на столах лежат карточки. Прочитайте сказку о воде про себя. Кирилл читает вслух.
Сказка
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- А кого мы называем чужаком? (Непохожего на других… Словарь?)
- Составим список гостей - родственников Воды. Вам нужно выбрать нужную картинку, а слова будем записывать в строчку через запятую
(Начинает …..: дети ПРИКРЕПЛЯЮТ иллюстрации на доску и записывают слова в строчку, выделяя корень. Одновременно ведётся словарная работа)
«Вода» выделяем корень
«Подводник» - Кто это?
1. Это моряк, служащий в подводном флоте.
2. Это специалист по подводным работам.
«Водолаз» - Кто это?
1. Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением.
2. Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.
Это слово – сложное, оно состоит из двух корней.
-Кто догадался из каких? ВОД и ЛАЗ, т.е ЛАЗИТЬ ПОД ВОДОЙ, нас интересует корень ВОД, выделите его. Это слово – сложное, изучение таких слов нас ждет впереди, запомните, если вам встретится слово, которое содержит два корня, то эти два корня всегда соединены гласной буквой о или е.
«Водопад» – падение воды в реке с отвесного уступа
«Водомерка» - Кто это?
Сообщение о водомерке.
Водомерки – это водяные клопы. Небольшие (от 2 до 34 мм) насекомые с тонким вытянутым телом и длинными ногами. Быстро скользят или свободно ходят по поверхности воды (отсюда название). Водомерки часто бескрылые. Нижняя поверхность тела покрыта бархатистым пушком. Существует около 600 видов.
«Водяной»- кто это?
-сказочный персонаж, живущий в воде.
«Водоросли» -это растения, которые растут на дне водоёма.
«Водица»- уменьшительно-ласкательное название воды
«Водичка»- уменьшительно-ласкательное название воды
- Чем похожи все гости? (по значению связаны со словом ВОДА )
2
В корне заключено основное значение родственных слов
4.Какое слово осталось? ВОДИТЕЛЬ
-запишите в следующей чистой строке с заглавной буквы
- Почему гости не сразу приметили чужака?
(В этом слове есть общая часть со словом вода).
Сейчас вы проведёте исследование в парах. Выберите родственные слова к слову ВОДИТЕЛЬ и запишите к слову ВОДИТЕЛЬ (водить, водительское, шофёр). Выделите корень.
Какое слово лишнее? Почему? Ведь шофёр тоже управляет машиной? (разные корни)
Вывод: посмотрите ВОДИТЕЛЬ не относится к родственным словам ВОДЫ, потому что слова разные по значению, а ШОФЁР не является родственным к слову ВОДИТЕЛЬ, т.к. разные корни.
Итак, какие слова мы называем родственными ?
3
Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными или однокоренными.
Физкультминутка
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО УЧЕБНИКУ.
а) - ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК НА С.43 И ПРОЧИТАЙТЕ ПРО СЕБЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ, КОТОРОЕ ДАЁТ И.И.САМОВАРОВ.
б) - как по-другому можно назвать родственные слова? (ОДНОКОРЕННЫЕ)
б) Работаем по учебнику.с.48 упр.63 (прочитайте задание).Что нужно сделать?
в)ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ. Почему не все слова выписали?
Наше исследование подошло к концу. Какие выводы мы можем сделать? Читаем вместе и вставляем пропущенные слова.
РЕФЛЕКСИЯ
Выводы по исследованию: (вывести на экран)
Общая часть родственных слов называется__________________.
В корне заключено _____________значение всех родственных
слов.
Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются_____________________.
Мало видеть слово
Надо точно знать
Какая есть у слова почва,
Как оно росло и как крепчало,
Как его значенье зазвучало.
Продолжите предложения:
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Наше исследование подошло к концу. За урок ребята получают следующие отметки.
!!! Поменяйтесь тетрадями, оцените аккуратность по нашей шкале.
Д/з будет творческого характера: подобрать родственные слова к слову ЧУЖАК и выделить корень.
Игра «ДА-НЕТ»
Корень - это главная часть слова?
Основное лексическое значение слова содержится в корне?
Родственные слова близки по значению?
Однокоренные и родственные слова это разные понятия