Родственные слова.
Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.
Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима - зимы - зимушка - зимний - зимовка - зимующий.
Огород - ...
Цветок - ...
В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ
Как научится подбирать родственные слова?
Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:
Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:
Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например:
садовник - сад - садовый (однокоренные слова);
садовник - садовники - садовнику (формы одного и того же слова).
Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:
Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.
ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!
Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)
Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.
Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: | ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: |
е / и | замереть - замирать | п / пл | лупить - луплю |
о / а | спросить - спрашивать | б / бл | любить - люблю |
е / о (ё) | петь - пою | в / вл | ловить - ловлю |
я / им | снять - снимать | м / мл | кормить - кормлю |
а / ин | сжать - пожинать | з / ж | узкий - уже |
ов / у | ковать - кую | ц / ч | столица - столичный |
е / у (ю) | клевать - клюю | д / ст | сладкий - сласти |
о / ноль звука | сон - сна | т / с | цветы - цвести |
о / ноль звука | сон - сна | т / к | пустить - пускать |
е / ноль | день - дня | ст / щ | густой - гуща |
о / ы / у | сохнуть - засыхать - сухой | х / ш | глухой - глушь |
о / ы / ноль звука | посол - посылать - послать | т / ч / щ | светить - свеча - освещение |
и / й / ей | лить - лью - лей | д / ж / жд | водить - вожу - вождение |
и / й / ой | бить - бью - бой | с / ш | высокий - выше |
| | к / ч / ц | кулак - кулачок - кулацкий |
| | г / ж / з | друг - дружба - друзья |
В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода).
Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил - написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.