СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родственные слова. В помощь школьнику.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов.

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова. В помощь школьнику.»

Родственные слова.

Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима - зимы - зимушка - зимний - зимовка - зимующий.

Огород - ...

Цветок - ...

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ

Как научится подбирать родственные слова?

Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

  1. Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.

  2. Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например:

    • садовник - сад - садовый (однокоренные слова);

    • садовник - садовники - садовнику (формы одного и того же слова). 

  3. Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.

  4. Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:

    • водить - водитель - водительский.

Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.

  1. Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:

    • бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.

  2. Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)

  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).

  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.

  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.

  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ:

ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ:

е / и

замереть - замирать

п / пл

лупить - луплю

о / а

спросить - спрашивать

б / бл

любить - люблю

е / о (ё)

петь - пою

в / вл

ловить - ловлю

я / им

снять - снимать

м / мл

кормить - кормлю

а / ин

сжать - пожинать

з / ж

узкий - уже

ов / у

ковать - кую

ц / ч

столица - столичный

е / у (ю)

клевать - клюю

д / ст

сладкий - сласти

о / ноль звука

сон - сна

т / с

цветы - цвести

о / ноль звука

сон - сна

т / к

пустить - пускать

е / ноль

день - дня

ст / щ

густой - гуща

о / ы / у

сохнуть - засыхать - сухой

х / ш

глухой - глушь

о / ы / ноль звука

посол - посылать - послать

т / ч / щ

светить - свеча - освещение

и / й / ей

лить - лью - лей

д / ж / жд

водить - вожу - вождение

и / й / ой

бить - бью - бой

с / ш

высокий - выше

 

 

к / ч / ц

кулак - кулачок - кулацкий

 

 

г / ж / з

друг - дружба - друзья



  • В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).

  • Проверяй только те слова, которые требуют проверки.

  • Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.

  • В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например:  водяной — водный, а не вода).

  • Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил - написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.

  • В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.