Урок русского языка в 5 классе
Урок № 1
Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 частях.
Авторы учебника: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Темаурока: Твой учебник.
Цель урока : Познакомить учеников с учебником русского языка.
Тип урока. Урок открытия нового знания
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся
предметные
Осознавать роль учебной литературы в жизни человека, важность формирования умений в работе с книгой.
метапредметные
Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.
Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
личностные
Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа
Ход урока:
I ОРГ.момент:
Слайд № 1 – титульный
Учитель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Волкова Елена Аркадьевна. Я буду вести у вас уроки русского языка. А как вас зовут? (учитель знакомится с классом,
Учитель: Ребята, угадайте загадку:
Слайд № 2 – отгадайте загадку
Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами терпеливым языком. (книга).
Слайд № 3 – тема урока – рисунки (обложка учебника)
Учитель:- Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока. Слайд № 3 – тема урока – щелчок твой учебник
Учитель: Твой учебник – именно так и звучит тема нашего с вами первого урока русского языка в 5 классе. Твой учебник. Сегодня в мир знаний вас поведёт книга – учебник русского языка.
Учитель: Чтобы уметь пользоваться этой книгой, надо знать, как она устроена, то есть её аппарат.
II Знакомство с учебником.
Русский язык. 5. часть 1, часть 2.
Учебник по русскому языку для учащихся 5 класса в 2 частях
Слайд № 4 – титульная страница учебника (часть 1)
2012 года.
Москва, «Просвещение»
Т.А.Ладыжинская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н. В. Ладыженская.
Учитель: Обратите внимание на то, что ваш учебник удостоен Государственной премии СССР 1984 года.
Слайд № 5 – условные обозначения
Язык и общение
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Фонетика. орфоэпия, графика, орфография, культура речи
Лексика. культура речи.
Учитель: Во 2 части учебника мы изучим морфемику и морфологию.
условные обозначения
как готовиться к диктанту, изложению, сочинению
план отзыва о сочинении как определить часть речи
Слайд № 6 – Сувенир – памятный подарок
Слайд № 7 – Напиши слова на лошадках. разгадайте загадки дома вместе с родителями.
Мак – Макар – арка – кафе – фея - я
Домашнее задание:
разгадать «загадки на лошадках»
найти и записать 2 пословицы о языке
Слайд № 8 – физкультминутка (ученики стоя «инсценируют» стихотворение
Аист над землёй летает, аист ветки собирает,
Аист собирает ветки,
Помогите ему, детки.
Аист, аист белокрылый,
Ты белее белых лилий.
Аист вьёт гнездо на крыше.
Тише, тише, тише, тише...
Коллективное составление памятки «Как относиться к учебнику?»
Учитель: Ребята, закончите начатые предложения.
Слайды № 9, 10, 11 – составление памятки «Твой учебник»
III Оформление тетрадей
если останется время
Учитель: А теперь оформим ваши тетради по русскому языку (подписываем тетради)
Слайды № 12, 13, 14, 15 – заполнение тетрадей
2 рабочие тетради (простые в линейку, 12 или 18 листов)
Тетрадь для развития речи
Тетрадь для контрольных работ
Словарь (общая тетрадь)
Слайд № 16 – памятка «Твоя тетрадь»
Береги свою тетрадь: она твой помощник и зеркало твоей работы.
Подписывай тетрадь по установленному образцу.
Никогда не вырывай листков из тетради!
Пиши чётко, чисто, аккуратно, следи за почерком.
Не забывай о красной строке!
Пользуйся принятыми условными обозначениями, когда выполняешь упражнения.
Пользуйся карандашом для обозначения орфограмм и подчёркивания
IV Подведение итогов урока.
3