СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль дидактических игр на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на тему Роль дидактических игр на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Роль дидактических игр на уроках русского языка»

Роль дидактических игр на уроках русского языка

Темирова БекзадаАмангелдиевна

Атырауская область, Исатайский район, Общеобразовательная начальная школа Томан, учительница русского языка


«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Василий Александрович Сухомлинский


Цель: повысить интерес учащихся к уроку русского языка, улучшить навыки чтения, говорения и письма используя дидактические игры


Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать, его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний. Потому что, игра является основным видом деятельности ребенка. Она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку.

Имеется следующие виды игр:

  • Игры-путешествия.

  • Игры-поручения.

  • Игры-предположения

  • Игры-загадки.

  • Игры-беседы

Дидактическая игра выполняет несколько функций:

  • обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

  • ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

  • мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Почему я решила что дидактическая игра более эффективнее?

Когда начала работать, меня тоже затронули такие проблемы, как:

  • Низкий интерес к русскому языку

  • Медленное формирование навыков чтения, говорения и письма

Стоял вопрос:

  • Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?

  • Каким образом улучшить навыки чтения, говорения и письма

Я поставила себе задачи:

  • Выявить причины возникновения проблемы

  • Обмен мнениями и информацией с родителями и классными руководителями

  • Способом беседы узнать мнение учеников, потому что «Голос ученика» важен

  • Способом мониторинга выявить пробелы в знаниях

  • Найти эффективную методику для решений вышеуказанных проблем

  • Составить план работы со слабоуспевающим ребёнком

  • Составить план работы со способными детьми


Чтобы выявить причины возникновения проблемы путем беседы и анкетирования были получены нижеследующие информации

:

Вопросы

Ответы

да

нет

1

Есть ли у ребенка интерес в школу?

100

-

2

Есть ли интересы к уроку?

38,5

61,5

3

Вы помогаете при выполнении домашних заданий?

23

77

4

Контролируете ли вы своевременное выполнение дополнительных задании?

23

77

5

Есть ли затруднений при усвоений предметов

38,5

61,5

6

Посещает ли ребенок библиотеку?

31

69

7

У вашего ребенка есть хобби?

69

31

8

Всегда общается со сверстниками?

100

-

По итогам анкетирования было понятно, дети с охотой приходят в школу. Но интересы к русскому языку низкая. Родители в основном не контролируют выполнение домашних заданий. Есть затруднений при усвоений предмета, потому что ученики не интересуются, и считают русский язык трудным предметом.

Вспомнила историю Дипака. [раздаточный материал НИШ] Он, беседуя с коллегами, хотел узнать методы и приемы для улучшения качества знаний, а в первую очередь завлечь учеников. Я также беседуя, посещая уроки, заметила, что ученикам нравится двигаться, соревноваться, чувствовать себя лидером.

Я тоже стала применять в своих уроках различные методы обучения и игры. В основном обратила внимание на дидактические игры. Так и определилась тема моей творческой работы.

Приведу примеры дидактических игр, которые я применяю на практике

Образец урока

Школа:

Начальная школа Томан


Имя учителя:

Темирова Б.А

Класс:

3

Дата:

25.01.2017

Тема:

Зима

Урок:

6

38

Цель:

Закрепление правописания слогов жи, ши, чу, щу, ча, ща. Активизировать в речи учащихся новые слова: зима, зимой, снег, замёрзнуть, пойти, горка. Улучшитьумение и навыки аудирование и говорения. Развивать внимание, память, мышление. Учить составлять предложения по схеме. Прививать дружеское и коллективное отношение, воспитывать лидерские качества.


Тип урока:

открытый урок

Оборудование: 

Книга, слайд, сюжетная картинка, карточки, фломастеры, флипчарт, видео для физкультминутки

Материал прошедших уроков

Женский род, мужской род, правописание слоговжи, ши, чу, щу, ча, ща

План


Временное планирова-ние

Планируемые мероприятия (замените нижеприведенные примечания мероприятиями, которые вы запланировали)

Ресурсы

Начало урока

15 мин

Приветствие.

Организационный момент

Организационный момент

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Всё ли готовы к уроку?

- Какое настроение у вас?

- Какое настроение пожелаете друг – другу?

- Молодцы!

Деление на группы:по картинкам

Проверка домашнего задания

Стратегия: «Мозговой штурм»,

  1. Сколько букв в русском алфавите?

  2. Сколько гласных букв?

  3. Сколько согласных?

  4. Какие буквы не имеют звука?

  5. Сейчас какое время года?

  6. Назови зимние месяцы

  7. Зимой погода какая?

Повторение прошедшего урока.

По ребусу определяем тем урока

Игра «задания в картинках»

Игра «Грамматическая арифметика» Побуждение интереса

1-группа

  1. Угадай грамматическую арифметику

Снег + овца – ца + икра - ра

Варенье – нье + жук – ук + кит – т

  1. Поищи вокруг картинки и реши задачи

2-группа

  1. Угадай грамматическую арифметику

Зал – ал + иней – ней + мать – ть

Сани – ни + пир – ир + о + гир – р

  1. Поищи вокруг картинки и реши задачи

Задания в картинках 1 -группа

1. Игра «Составь слово». Расставь слоги так, чтобы получилось слово

лыжи

жи на

ши ча

ту вот

чаш ча

да ки

чул ка

щу ка

2. Игра «Вставь слово».Напиши вместо точек твой или твоя

…….. книга, ….. шарф, ……..ручка, …….пенал

3.Найди и заклей слова мужского рода (ОН)

Задания в картинках 2-группа

1.Запиши слова женского рода (ОНА)

2. Игра «Составь слово». Расставь слоги так, чтобыполучилось слово

лыжи

жи на

ши ча

ту вот

чаш ча

да ки

чул ка

щу ка

3. Игра «Вставь слово».Напиши вместо точек мой или моя

…….. книга, ….. шарф, ……..ручка, …….пенал



Слайд, лист 2



Смайлики



Слайд, лист 3


Слайд, лист 5










Ребус, 2 шт

конверты


Слайды


Флипчарты, маркеры, стикеры



карточки















карточки











Карточки в конвертах







Карточки в конвертах


Середина урока



25 минут





Актуализация новой темы.


Чтение текста «Зима». Ученики в группах читают текст.


Словарная работа


Перевод текста.


Работа над произношением: Фонетическое упражнение


Ответы по вопросам. Игра «Ты мне, а я тебе»

1 –группа «Сани»

  1. Какое время года наступило?

  2. Что надел Коля?

  3. Какая погода зимой?

2-группа «Коньки»

  1. Какой снег?

  2. Что надела Яна?

  3. Куда пошли дети?

Физкультминутка

Выполнение упражнений 4, (устно)

Выполнение упражнений 5, (письменно)


Закрепление изученных материалов

По картинкам составляем рассказ. Игра «Рассказчик»


Работа с карточками. Игра «Вставь букву»


Игра «Найди спрятанное слово»


М

О

Р

К

О

В

Ь

Т

Г

С

К

А

П

У

С

Т

А

Ы

О

В

О

Г

У

Р

Е

Ц


К

Р

Е

Р

Е


И

С

К

А

В

О

К

П

О

М

И

Д

О

Р

А

Х

Л

К

А

Р

Т

О

Ф

Е

Л

Ь

А


Учебник,


Упражнение 1, стр. 114

Слайд, 11-13


Упражнение 2


Слайд, 14


Карточки


Видео


Учебник, стр.115









видео




Флипчарт, маркеры

карточки





сюжетная картина

Конец урока


5 минут

Ребята, посчитайте, сколько получилось у вас смайликов (молодец, хорошо, старайся)

Рефлексия. «Светофор»

Оценивание.

Домашнее задание: упр.7, стр 116 выучить

Дифференцированное задание: упр 7, стр. 116 прочитать

списать без ошибок.

Дополнительное задание в карточках. Игра «Составь слово»

Смайлики


Стикеры




Учебник




карточки








Также на каждом уроке использую разные виды дидактических игр:



Класс: 1

Тема: Пишем истории про репку

Игра «Цепочка»

Ученики по эпизодам расставляют карточки и рассказывают ключевые моменты по карточке.

Формируется навык говорения









Тема: Правила воспитанного человека

Класс:4

Игра «Плетение паука»этой игрой мы закрепляем изученную тему, или повторяем домашнее задание.

Формируются навыки говорения.













Тема: Моя одежда

Класс: 1

Игра «Один - много». Развивает навык говорения. Очень хорошая игра для повторения и закрепления правил. Один ученик называет слово в единственном числе, и кидает мячик другому ученику, а тот называет слово во множественном числе.





Класс: 4

Тема: Знай, люби и береги природу

Игра «Угадай». Развивает навык слушания и говорения и мыслительную деятельность. Учитель шепчет слово на ученику, а тот мимикой показывает и описывает услышаный предмет







Класс: 4

Тема: Знай, люби и береги природу

«Подбери пару». Развивает навык говорения и письма. Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец.

Игра активизирует внимание детей, расширяет кругозор, прививает интерес к предмету, развивает творческую фантазию



Класс:4

Тема: Классная библиотека.

Игра «Волшебный сундучок». Развивает навык говорения и лидерских качеств

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более лёгким, интересным, занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение.



 



 На уроках русского языка, я, как и многие другие учителя, часто использую занимательные стихи, беседы, игры, загадки, скороговорки, ребусы, кроссворды. Они оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к восприятию того или иного правила, помогают ученикам запомнить новые термины.



Игра «Нарисуй»

С помощью магнитов на доске ученики рисуют, и по рисунку составляют небольшой рассказ. Играем на большой перемене. Развивает культуру речи и моторика пальцев

При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно, как задания, но при выполнении их все-таки играли.



Игра «Корзина»

4 класс

Игра для закрепления правил (муж.род, жен.род,ср.род) Учитель называет слова, а ученики определяют в какую корзину положить.











класс: 1

Игра: «где?»

Игра пополняющий словарный запас.

Ученики учатся правильно проговаривать слова

Включая в процесс обучения младших школьников игры и игровые моменты, я не забываю, что за игрой стоит урок - знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, работа с учебником и тетрадью



Заключение



Игра - это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Я уверена, что обучать ребенка необходимо радостью, воспитывать его с большой любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении, похвале.

Проанализировав свою работу выявила, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Играя мы должны учитывать способности каждых учеников.

В ходе обучения детей я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Работая в этой сфере больше года поняла, твоя работа будет идти вперед тогда, когда твои чувства исренние. Если исренне веришь, любишь и хочешь помочь, то тогда у тебя все получится...

Их маленькие победы, твой большой триумф

Результаты:

    1. Повысились интересы учеников

    2. Ученики научились правильно и выразительно читать и переводить тексты

    3. Сформировались навыки письма

    4. Стали ярче излагать свои мысли

    5. Некоторые ученики сободно владеют разговорной речью и улучшилось диалоговое отношение

Достижении:

  1. Сайфолла Асылай, заняла II место в районном дистанционном конкурсе написав сочинение на трех языках, «Величайшее из всех благ - независимость» по русскому и английскому языку

  2. Аманкелді Т, Мусин Э, Бауыржан Р – 3 класс, Самат И – 4 класс, приняли участие в международном дистанционном конкурсе «Русский медвежонок» и были сертифицированны.

Предложения:

    1. Чтобы достичь целей, нужно на уроках использовать несколько видов дидактических игр

    2. При составлений плана урока, надо учитывать возможности учеников, т.е дифференцировать задания

    3. В процесс урока надо включить индивидуальные, парные и групповые работы

    4. Надо поощрать, хвалить даже маленькие достижения ученика

    5. Постоянно работать слабоуспевающими и сильными детьми













Использованные литературы:

  1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.

  2. Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная школа. № 9, 1998г.

  3. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. Начальная школа. № 11 2001г.

  4. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год.

  5. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 год.

  6. Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе. Журнал. Начальная школа. № 1, 1999г.

  7. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка. Журнал. Начальная школа. № 4, 2002г.

  8. Наймушина Л.И. Кроссворды на уроках русского языка. Журнал. Начальная школа. №5, 1997г.

  9. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, Просвещение Гуманитарное издательский центр ВЛАДОС, 1996г.

  10. Пономарева Л.Г. Развивающие упражнения по русскому языку в I классе. Журнал. Начальная школа. № 5, 1997г.























Атырауская область, Исатайский район, Общеобразовательная начальная школа Томан












Игры и задания, выполненные на уроках русского языка









Подготовила: Темирова Бекзада Амангелдиевна


















2017 год

Волшебный сундучок

Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!