Роль директора
в управлении конфликтами в образовательном учреждении
Устранение конфликта - это универсальная реакция человека на его возникновение. Конфликт порождает противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию, дисгармонию с самим собой и другими людьми. Негативность последствий конфликта не нужно доказывать, они очевидны.
Отсутствие конфликтов - психологическое здоровье человека, к которому он стремится, поэтому многое зависит от умения разрешать конфликты.
Для директора образовательного учреждения крайне важно, чтобы социально-психологический климат в коллективе оказывал благоприятное воздействие на качество совместной деятельности людей.
Условием эффективной деятельности руководителя является его социально-психологическая компетентность. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Она включает в себя:
1) понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
2) формирование у себя и подчиненных конструктивного отношения к конфликтам в организации;
3) обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
4) умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
5) наличие навыков управления конфликтными явлениями;
6) умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
7) умение предвидеть возможные последствия конфликтов;
8) умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
9) наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.
В чем заключается деятельность директора в урегулировании конфликта?
Директор выступает в роли посредника при разрешении конфликт, т.е. как третья сторона, которая пытается восстановить психологический баланс в коллективе. Деятельность директора как посредника включает анализ ситуации и урегулирование конфликта.
Анализ конфликтной ситуации состоит в следующем:
Процесс урегулирования включает:
1) получение информации о конфликте;
2) сбор данных о нем;
3) анализ полученной информации;
4) проверка ее достоверности;
5) оценка конфликтной ситуации.
- выбор способа урегулирования конфликта,
- типа медиаторства (роль, которую будет выполнять третья сторона),
- реализацию выбранного способа,
- уточнение информации и принимаемых решений,
- снятие послеконфликтного напряжения в отношениях оппонентов,
- анализ опыта урегулирования конфликта .
Как директор получает информацию о конфликте?
Директор получает информацию о конфликте по разным каналам: он сам может быть свидетелем конфликта между сотрудниками учреждения, один из участников или оба могут обратиться к директору с просьбой помочь решить проблему. Информация может поступить от ближайшего окружения оппонентов. Если полученная информация указывает на опасное развитие конфликта, то директор прекращает противоборство оппонентов или ограничивает их взаимодействие.
Сбор данных о конфликте происходит в ходе всей аналитической работы. Это информация о противоречии, лежащем в основе конфликта, его причинах, позициях участников, отстаиваемых целях, их отношениях. Источниками информации являются:
1) оппоненты (директор поочередно беседует с каждой из сторон в отдельности, принимая меры по снижению их негативных эмоций по отношению друг к другу),
2) их руководители или подчиненные,
3) неформальные лидеры коллектива, их друзья,
4) свидетели конфликта.
Важно отказаться от изначально негативной установки по отношению к конфликту вообще и к одному из оппонентов в частности. Необходимо быть объективным, чтобы не исказить восприятие и понимание получаемой информации.
На что директору нужно обращать внимание при анализе конфликтной ситуации?
1) При анализе конфликтной ситуации директору нужно уяснить, в чем заключается противоречие между оппонентами.
2) Анализируя позиции участников конфликта, необходимо определить цели и интересы сторон, какие их потребности не удовлетворены и генерируют конфликтное поведение.
3) Необходимо выяснить также доконфликтные отношения оппонентов и их актуальное состояние, оценить, кто поддерживает каждую из сторон, отношение окружающих к конфликту.
4) Нужно уточнить социально-демографические данные, индивидуально-психологические особенности оппонентов, их формальные и неформальные статусы в коллективе.
5) Необходимо постоянно проверять достоверность получаемой информации, уточнять и дополнять ее, используя личные наблюдения и встречи с разными людьми.
6) Параллельно с анализом конфликтной ситуации директор проводит ее оценку. Оценивается степень правоты оппонентов, возможные исходы конфликта и его последствия при различных вариантах развития. Директор оценивает свои возможности по урегулированию конфликта. Определяются возможности оппонентов и общественности.
На что директору нужно обращать внимание при анализе конфликтной ситуации?
1) При анализе конфликтной ситуации директору нужно уяснить, в чем заключается противоречие между оппонентами.
2) Анализируя позиции участников конфликта, необходимо определить цели и интересы сторон, какие их потребности не удовлетворены и генерируют конфликтное поведение.
3) Необходимо выяснить также доконфликтные отношения оппонентов и их актуальное состояние, оценить, кто поддерживает каждую из сторон, отношение окружающих к конфликту.
4) Нужно уточнить социально-демографические данные, индивидуально-психологические особенности оппонентов, их формальные и неформальные статусы в коллективе.
5) Необходимо постоянно проверять достоверность получаемой информации, уточнять и дополнять ее, используя личные наблюдения и встречи с разными людьми.
6) Параллельно с анализом конфликтной ситуации директор проводит ее оценку. Оценивается степень правоты оппонентов, возможные исходы конфликта и его последствия при различных вариантах развития. Директор оценивает свои возможности по урегулированию конфликта. Определяются возможности оппонентов и общественности.
Как директор может преодолеть конфликт?
1) заинтересовать подчиненного в решении конфликта;
2) аргументировать свои требования в конфликте;
3) уметь слушать подчиненных в конфликте;
4) вникать в заботы подчиненного;
5) без особой нужды не стоит идти на эскалацию конфликта с подчиненным;
6) не повышать голос в конфликтном диалоге с подчиненным;
7) ее допускать перехода с «Вы» на «ты»;
8) если руководитель прав, он должен действовать спокойно, опираясь на свой статус;
9) ее злоупотреблять должностным положением;
10) не затягивать конфликт с подчиненным;
11) не бояться идти на компромисс.