РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С.В. Некрасова,
МБДОУ «Детский сад № 27» ЗАТО Северск
«Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше,
чтобы каждый день приносил что-то новое,
чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи
– к чудесной красоте природы».
В.А.Сухомлинский
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование всех основных психических процессов и личности в целом.
На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.
Для развития мышления и речи ребёнка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира природы. Влияние природного окружения на развитие речи детей огромно. Помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности можно через общение с природой.
Природа окружает ребёнка с ранних лет. К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой…».
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.
Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон. Поэтому в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.
В связи с этим экологическое воспитание дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, происходит развитие мышления и речи.
Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду реализуется на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая дополняет раздел «Ознакомление с миром природы» основной образовательной программы. Экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года во всех образовательных областях, через различные формы работы.
Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы:
1. Традиционные:
- наглядный метод (наблюдение, экскурсии, иллюстрации, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов);
- словесный метод (рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);
- практический метод (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, труд, опыты).
2. Интегрированные (вариативные):
- полная интеграция (экологическое воспитание с речевым развитием, художественно-эстетическим развитием, физическим развитием, социально-коммуникативным развитием);
- частичная интеграция (экологическое воспитание с речевым и художественно-эстетическим развитием);
- интеграция на основе единого проекта (в основе которого лежит проблема).
3. Инновационные:
- ИКТ;
- метод проекта.
Наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи. Наши воспитатели в полной мере используют эту возможность, и речь детей становится богаче и разнообразнее по форме и содержанию. Наблюдение – одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихотворений, используемый воспитателями в процессе наблюдений, помогает выделить особенности явления, определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
При проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности мы развиваем диалогическую речь детей. Беседа – форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнять или исправлять его ответ, подать реплику, задать вопрос. А от воспитателя требуется умение естественно строить разговор - привлекать к участию застенчивых детей, останавливать не в меру активных. В беседах о природе воспитатели используют вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте используют альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных. Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы. Отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в своей речи последовательность развития.
Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений.
При инсценировке и драматизации сказок экологического содержания, например, «Без друзей не прожить», «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Под грибком», мы активизируем словарь ребёнка, совершенствуем звуковую культуру его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Рассматривание картин природы также помогает развивать речь детей. Хочется отметить, что даже в младшем дошкольном возрасте рекомендуется в первую очередь рассматривать не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации, стимулируют развитие речи детей. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей сформировался достаточный словарный запас, воспитатели рассматривают с детьми картины мастеров живописи, помогают детям понять замысел художника, расширяют представления и речь детей.
Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи.
Монологическую речь характеризуют следующие особенности:
-развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;
-активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, то о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму.
Работа воспитателей по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой строится как обучение их следующим видам рассказов:
- сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);
- сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтении книг, рассматривании картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);
- описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»), и описание пейзажной картины;
- описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
- описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка сирени», «Осенний букет»),
Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».
Научить ребенка составлять описательный рассказ о природе - значит не только пробудить его интерес к тому, о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи. Описательный рассказ – один из видов творческого рассказа. Рассказ должен быть очень выразительным. А для развития выразительности детской речи способствуют различные задания, выполнение которых требует от ребёнка самостоятельности, творческой активности.
В деле постижения живой русской речи ценно чтение. Художественное слово дает начало экологическому сознанию. С помощью книги дети узнают о явлениях природы, о жизни растений и животных, уточняют и конкретизируют имеющиеся представления о предметах, явлениях. Наравне со сказкой и рассказом воспитатели используют художественное стихотворение, оно действует на душу ребёнка силой и обаянием ритма. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Через стихотворение дети воспринимают красоту окружающей природы, знакомятся с богатым лексическим материалом.
К практическим методам, прежде всего, относится игра. Для расширения представлений детей о явлениях природы мы используем разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания. Воспитатели играют с детьми в речевые дидактические игры экологического содержания, в процессе которых речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами.
Одновременно с проведением занятий, наблюдений и бесед воспитатели используют опытно-исследовательскую деятельность: проводят с детьми опыты по ознакомлению со свойствами почвы, организовывают работу по выращиванию овощных культур на территории детского сада. Опытно-исследовательская деятельность способствует развитию речи, мыслительных процессов, формированию навыков общения, развитию эмоциональной сферы дошкольников.
Одним из видов практической экологически-ориентированной деятельности является проектная деятельность. Метод проектов представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В процессе работы над экологическими проектами в ДОУ мы решаем задачи развития речи дошкольников через приобретение опыта общения в процессе взаимодействия детей и взрослых. Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.
Экскурсии – это также один из видов занятий по ознакомлению детей с природой, развивающих речь. Во время экскурсий дети наблюдают в естественной обстановке явления природы, сезонные изменения, видят как люди преобразовывают природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Преимущество экскурсий–занятий в том, что дети имеют возможность видеть растения и животных в среде обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы, пополняется словарный запас.
Во время ежедневных прогулок воспитатели знакомят дошкольников с природой, воспитывают экологическую культуру, развивают речь, организовывают игры с природным материалом: песком, водой, льдом, снегом, листьями и т. п. Прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой. Повседневные наблюдения продумываются заранее, при этом мы используем разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные).
Наряду с вышеперечисленными формами работы с детьми огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в группе уголка природы. Труд и наблюдения детей за растениями в уголке природы организовываются в течении всего года. Этим создаются условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе, в уголке природы, т.е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и общению посредством речи.
В ДОУ создана своеобразная развивающая предметно-пространственная среда, которая создает условия для:
1. Познавательно-речевого развития.
2. Эколого-эстетического развития.
3. Оздоровления ребенка.
4. Формирования нравственных качеств.
5. Формирование экологически правильного поведения.
В группах созданы «Уголки природы», где дети могут выращивать, ухаживать и длительное время наблюдать за растениями. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и «Огород на подоконнике». Здесь есть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками. Воспитатели в уголке природы организуют три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, опытно-экспериментальная деятельность и фиксация наблюдений за происходящими изменениями.
Развитию речи, обогащению словаря и воспитанию культуры общения детей способствуют экологические праздники и развлечения. Воспитатели организуют и проводят разнообразные экологические праздники в ДОУ, вместе с детьми участвуют в городских праздниках.
Также в течении года мы проводим экологические акции, привлекая детей и родителей.
Значительное внимание уделяется работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Работа с родителями проводится непрерывно. Проводятся родительские собрания по вопросу экологического образования детей, деловые игры, экокешинги, природоохранные акции.
Родители принимают активное участие в:
- выставках рисунков;
- оснащении уголка природы;
- изготовлении экологических газет;
- изготовлении поделок из природного и бросового материала.
Радость общения с природой делает жизнь детей эмоционально богаче. Общение с природой, миром растений и животных способствует активному развитию у детей доброты, терпения, трудолюбия, милосердия, формированию речевых умений и навыков.