ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Лебедевой И.А. |
Предмет: русский язык Тема: «Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не» Задачи: Повторение знаний о существенных признаках глагола. Развитие навыков точного употребления глаголов в речи. Правильное написание глаголов с частицей не; Воспитывать гордость за родной язык, чувство прекрасного. | Тип: урок ознакомления с новым материалом Цель: актуализация знаний учащихся о глаголе. |
Планируемые результаты |
Предметные 1. Систематизировать знания о глаголе, как части речи; 2. Знать происхождение слова «глагол», 3. Знать неопределённую форму глагола, её особенности и суффиксы, 4. Знать роль глагола в тексте, предложении, 5. Знать правило правописания НЕ с глаголами, 6. Знать смысловое значение частицы НЕ для глаголов 7. Овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи. | Метапредметные Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы. | Личностные Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Ресурсы урока: учебная программа, учебник |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Орг. момент |
-У нас сегодня гости, поприветствуйте их -Вот наступила долгожданная весна. Март-начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению. |
Актуализация необходимых знаний |
Предлагает выполнить задание: - Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы. Послушайте их и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор. -Какой части речи предложили ответить на вопросы? -Кто сможет определить тему урока? Сообщение темы урока. - Сегодня мы вспомним о роли глагола в предложении и речи. Вспомним правописание глаголов. | Упражняются в 1) Что вы больше всего любите? - Люблю действовать! 2) Что вы больше всего не любите? - Не люблю предлоги и известную всем частицу. 3) Что бы вы пожелали ребятам? - Чтобы русский все ребята На “отлично” знали. На письме и в разговоре Нас употребляли. |
Мотивация познавательной деятельности |
Помогает почувствовать необходимость в новом знании Предлагает заполнить таблицу: знаю, хочу узнать (работа в парах) - Есть ли вопросы на которые мы не знаем, как ответить? - Почему «глагол» так называется? - Какую роль в предложении играет глагол? | Определяет свой мотив учебной деятельности на уроке, вырабатывает внутреннюю готовность к учебной деятельности |
3. Учебная задача |
Помогает определить задачи урока - Какие задачи ставим в уроке? | Определяют задачу урока : 1. Вспомнить, что знаем о глаголе 2. Почему «глагол» так называется 3. Какую роль в речи играет глагол 4. Какую смысловую роль играют глаголы с частицей не 5. Что такое неопределённая форма глагола? |
4.Учебные действия |
Слайд «Глаголом жги сердца людей!» А.С.Пушкин - Как вы понимаете эти слова? - Напишите в тетрадях. |
Предлагает открыть учебники с.53 и найти ответ на вопрос - Что узнали нового из прочитанного? - Что такое глаголица? - Изменилось ли значение слова? Вспоминаем о глаголе: Обозначает действие Отвечает на вопрос Что делать В предложении – сказуемое | Открывают для себя знания, умения В тетрадях Глагол (слово), глаголить(говорить), разглагольствовать ( обращение в толковый словарь) Говорить многословно и бессодержательно. Глаголом жги сердца людей! (А.С.Пушкин) |
-Работаем в парах - Перед вами лежат карточки №1 и №2. Посмотрите. Что написано на 1 карточке? На 2? Что нужно сделать? - С помощью слов 2- ой карточки, дополните 1- ую. ВЫВОД: Для чего мы используем глаголы в своей речи? (Изобразить движение) Ф.М -Покажи действие, а мы будем узнавать Прыгать, бежать, идти, плыть, читать, думать, Кричать, нести, толочь, лечь, беречь, плести, везти | Карточка 1. Весна. Благоухание земли. Природа. Теплые лучи солнца. Первые перелетные птицы. Карточка 2. Слова для справок: наступила, чувствуется, прилетели, просыпается, ласкают. Неопределённая форма глагола Почему она так называется? |
Запишите глаголы с частицей не Какую смысловую роль играют глаголы с частицей не? Выделите суффиксы. В какой форме глаголы? Выделить суффиксы. Что показывает ь? Почему эта форма так называется? | Не прыгать, не кричать, не везти, не толочь. Отрицание, строгие запреты. |
Упр 232 Составление схем первого четверостишья. Олицетворение Письмо по памяти | |
5. Закрепление |
- составьте кластер «Глагол» Работа в группах | |
6. Контроль и оценка Подведение итогов |
Предлагает подвести итог урока: - Какую цель ставили? - Как вы думаете, все ли открытия о глаголе мы сегодня сделали? Конечно нет, ведь глагол самая огнедышащая, самая живая часть речи. Организует обсуждение выполнения домашнего задания Упр 232 (2 четверостишье), схемы Рефлексия | Подводят итог урока, оценивают свою работу Сегодня на уроке я | Узнал, открыл для себя | Научился | Вспомнил | Могу похвалить себя и своих одноклассников за … | | |