Открытый урок по русскому языку в 4 «а» классе.
Тема: Роль глаголов в предложении, в речи.
Правописание глаголов с частицей не.
Цели: повторить знания о глаголе как части речи; выяснить
роль глаголов в предложении и в речи; упражняться
в нахождении глаголов в тексте; познакомить с право
писанием глаголов с частицей не; развивать речь
учащихся.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Орфографическая минутка.
Записать по памяти, подчеркнуть имена сущ-е. обозначить род,
склонение, падеж.
Красавица зорька
В небе загорелась,
Из большого леса
Солнышко выхолит.
3. Работа с « лопатками». Показать пропущенную гласную в
словах. Слова написаны на карточках.
Вет.р, .лмаз, г.зета, д.серт, к.бинет, к.рабль,
п.льто, к.питан, к.пейка, р.шение, св.бода,
к.рзина, м.талл, свит.р, ц.тата.
4. Введение в раздел.
-Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы
анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой
части речи пойдёт разговор.
а) Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
б) Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
в) Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята
На «пятёрку» знали.
На письме и в разговоре
Нас употребляли. ( Это глагол ).
5. Повторение о глаголе как части речи.
По вопросам повторить всё, что знаем о глаголе.
а) Образовать от данных сущ-х глаголы в единств.числе:
мороз ________________________________
цвет _________________________________
сторож _______________________________
бег __________________________________
б) Дополнить предложения подходящими по смыслу
глаголами.
Ветер дует, ___________ , __________ .
Дождь идёт, __________ , __________ .
6. Физминутка.
7. Формулирование темы и цели урока.
8. Повторение изученного.
а) Почему часть речи получила такое название – глагол?
Выполняется упр.231, с. 134 ( устно ).
б) Роль глаголов в предложении и в тексте.
Выполняется упр. 232 , с. 135.
Это текст-повествование, потому что ключевыми словами
являются глаголы, читательское восприятие движется от
действия к действию.
в) Правописание глаголов с частицей не.
Выполняется упр. 234, с. 136.
В тексте много глаголов с частицей не, которая придаёт
отрицательный смысл глаголу, всему предложению.
глаголы с частицей не выступают в роли строгих запретов.
ученики списывают текст, обозначают орфограмму-пробел:
не__чавкай, не__дуй.
г) Неопределённая форма глагола.
- Что такое неопределённая форма глагола?
- Почему она так называется?
Выполняется упр. 236, с. 137, запись по образцу, данному после
текста.
- Какая орфограмма прячется на конце неопределённой формы
глагола? ( Мягкий знак после буквы ч )
- Как обозначается эта орфограмма?
9. Словарная работа.
- Записать слово концерт и 2-3 однокоренных слова, обозначить
орфограмму.
- Составить предложение со словом концерт в П. п.,
проговорить слово орфографически.
- Как вы понимаете слово отчаяние?
( Отчаяние – состояние крайней безнадёжности,
ощущение безвыходности.)
- Составить и записать предложение с прямой речью, с этим
10. Рефлексия.
словом, составить схему.
11. Итог урока.
- Что мы теперь знаем о глаголе?
12. Домашнее задание.
а) Упр. 124 «Дидактический материал».
б) Повторить об изменении глаголов по временам.
Урок окончен.