СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль имён прилагательных в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль имён прилагательных в речи»

Конспект открытого личностно- ориентированного урока русского языка

Тема: «Роль имен прилагательных в речи» 3 класс

Задачи урока:

1.Формировать представление учащихся о роли имен прилагательных, умение употреблять прилагательные в речи.

2. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, закреплять изученные орфограммы.

3. Воспитывать самостоятельность, стремление к саморазвитию, бережное отношение к природе; прививать интерес к предмету.

Оборудование к уроку:  

- картина «Весна в природе»;

- картинки с изображением подснежников, багула;

Ход урока

Этапы

урока

Содержание

Примечание

1.











2.
















































3.

































































IV.











V.





VI.

Организационный

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Ребята, о каком времени года пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о весне)

- Сегодня на уроке мы с вами будем развивать речь, учиться употреблять в нашей речи имена прилагательные, продолжим открывать тайны нашего языка. И сегодня нам предстоит открыть тайны о роли имен прилагательных в речи.

Актуализация опорных знаний.

1)Найди лишнее слово (на доске):

Прекрасный, засохший, первый, цветок, весенний.

-Почему так думаешь? (это имя сущ-ное, а все остальные – имена прилагательные;

Отвечает на вопрос что? остальные – на вопрос какой?)

- А как называются первые весенние цветы?

(подснежники, первоцветы)

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок, но сколько он несет

Добра и радости. и счастья человеку,

И веры в чудо, что оно придет.

-Давайте разберем слово подснежник по составу.

(уч-ся делают морфемный разбор в тетрадях)

Проверка: сравнить варианты разбора:

1)Прист. под- + корень –снеж- + суф. –ник

2) Прист. под- + корень –снеж- +оконч. –ник

(Дети называют выбранный ими вариант, обосновывают свой ответ.)

(показ картинки)

- В последнее время первоцветов становится все меньше, поэтому многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Как вы думаете, почему?

-К природе можно прикоснуться только сердцем, прикасаясь к ней руками, мы губим её.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их и срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Какие из данных на доске имен прилагательных подойдут для описания подснежника?

(прекрасный, первый, весенний)

- Какие еще прилагательные вы можете подобрать?

(нежный, красивый, голубой, душистый и т.д.)

А вот, что рассказывает нам про подснежник старая русская легенда:

Однажды Старуха Зима со своими помощниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился. Расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

В кустарниках дятлы судачат,

Смолой истекает сосна,

Подснежник расцвел – это значит,

Пришла в Забайкалье весна.

(вывешивается картина весны)

Формирование новых знаний.

I. На доске задания на выбор:

1)Составить и записать небольшой рассказ по картине (желающие выполнить это задание могут объединиться в группу)

2) Вставить в текст прилагательные и орфограммы:

    (На)ступила  ...  в.сна. Тает ... сне. . (За)журчали повсюду ... ручейки. В ...  небе слышны ... голоса птиц.

3) Найти в тексте и выписать словосочетания Существительное + прилагательное, объяснить выделенные орфограммы:

С полей уже сошел последний снег. А в лесу еще лежат рыхлые сугробы. На их фоне пламенеют малиновые кусты багульника. Цветущий багульник – настоящее Забайкальское чудо.

Проверка:

1гр. Зачитать получившийся текст.

- Какие прилагательные использовали?

2гр. Зачитать текст без прилагательных, затем с прилагательными.

- Какой текст лучше? Почему?

Объяснение орфограмм.

3гр. Зачитать выписанные словосочетания, объяснить орфограммы.

- Молодцы!

А кто из вас видел цветущий багульник? Почему его называют настоящим Забайкальским чудом?

(Показ картинки)

Вывод: Для чего служат имена прилагательные в речи? (Они украшают нашу речь)

II. На улице еще лежит снег, но повсюду уже чувствуется весна.

- Ребята, а одинаков ли снег зимой и весной? (нет)

На доске запись:

         Снег

последний

искристый

мокрый

колючий

грязный

пушистый

серебристый

мягкий

рыхлый

белый

свежий

серый

Задание:

1 вариант – выписать признаки зимнего снега

2 вариант – выписать признаки весеннего снега

Взаимопроверка

- Подбирая признаки снега мы что делали?

(мы его описывали)

Вывод: прилагательные помогают описывать предметы.

III.А сейчас мы с вами поиграем.

Вам нужно угадать предмет по его признакам. Но я буду называть их по одному, если вам этого будет недостаточно, говорите «еще».

Учитель: круглое

Желтое

Вкусное

Сочное

Дети: яблоко

Учитель: А почему сразу не угадали?

(не были уверенны. Уточняли)

Учитель: Какие признаки уточняли?

(размер, форму, вкус, цвет)

- Так для чего еще служат имена прилагательные в речи?

Вывод: прилагательные уточняют речь, признаки предметов.

Закрепление изученного.

- Итак, уточнив признаки какого-либо предмета, мы можем подробно его описать.

Задание:

Из имеющихся картинок выберете те, которые хотели бы описать (солнышко, цветок, дерево, дождик и т.д.). Напишите прилагательные, подходящие для описания выбранного вами предмета. Не забывая о времени года, про которое мы с вами говорили сегодня.

Или: упражнение 5, с. 103  из учебника.

Подведение итогов урока.

- Какие же тайны имени прилагательного мы сегодня открыли?

- Был ли интересен вам сегодняшний урок?

- За что вы можете себя похвалить?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание (по выбору):

С.103, упр. 8 в учебнике

Составить объявление о пропаже щенка (котенка), подробно описав его.

 

Создание эмоционального настроя на урок

Сообщение целей

Постановка проблемы, создание атмосферы заинтересованности

Привлечение суб. опыта уч-ся

Объяснение способа умозаключения

Обращение к суб. опыту

уч-ся

Выработка самостоятельности суждений, работа в системе альтернативных образцов

Обращение к суб. опыту

уч-ся

Воспитание бережного отношения к природе

Обогащение суб. опыта, расширение кругозора, активизация познавательной активности

Предоставление возможности выбора задания

Обращение к опыту

уч-ся

На доске запись:

Имена прилагательные

Украшают речь

Опора на опыт детей

Развитие самоконтроля

На доску:

2)Помогают описывать предметы

Записываю на доске:

3)Уточняют речь, признаки предметов

Использование привлекательного дидактического материала,

Развитие творчества, .

Право выбора задания

Рефлексия

Право выбора задания