Организационный Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. - Ребята, о каком времени года пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о весне) - Сегодня на уроке мы с вами будем развивать речь, учиться употреблять в нашей речи имена прилагательные, продолжим открывать тайны нашего языка. И сегодня нам предстоит открыть тайны о роли имен прилагательных в речи. Актуализация опорных знаний. 1)Найди лишнее слово (на доске): Прекрасный, засохший, первый, цветок, весенний. -Почему так думаешь? (это имя сущ-ное, а все остальные – имена прилагательные; Отвечает на вопрос что? остальные – на вопрос какой?) - А как называются первые весенние цветы? (подснежники, первоцветы) Цветок весны, идущий к нам по снегу, Простой цветок, но сколько он несет Добра и радости. и счастья человеку, И веры в чудо, что оно придет. -Давайте разберем слово подснежник по составу. (уч-ся делают морфемный разбор в тетрадях) Проверка: сравнить варианты разбора: 1)Прист. под- + корень –снеж- + суф. –ник 2) Прист. под- + корень –снеж- +оконч. –ник (Дети называют выбранный ими вариант, обосновывают свой ответ.) (показ картинки) - В последнее время первоцветов становится все меньше, поэтому многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Как вы думаете, почему? -К природе можно прикоснуться только сердцем, прикасаясь к ней руками, мы губим её. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать их и срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. - Какие из данных на доске имен прилагательных подойдут для описания подснежника? (прекрасный, первый, весенний) - Какие еще прилагательные вы можете подобрать? (нежный, красивый, голубой, душистый и т.д.) А вот, что рассказывает нам про подснежник старая русская легенда: Однажды Старуха Зима со своими помощниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился. Расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. В кустарниках дятлы судачат, Смолой истекает сосна, Подснежник расцвел – это значит, Пришла в Забайкалье весна. (вывешивается картина весны) Формирование новых знаний. I. На доске задания на выбор: 1)Составить и записать небольшой рассказ по картине (желающие выполнить это задание могут объединиться в группу) 2) Вставить в текст прилагательные и орфограммы: (На)ступила ... в.сна. Тает ... сне. . (За)журчали повсюду ... ручейки. В ... небе слышны ... голоса птиц. 3) Найти в тексте и выписать словосочетания Существительное + прилагательное, объяснить выделенные орфограммы: С полей уже сошел последний снег. А в лесу еще лежат рыхлые сугробы. На их фоне пламенеют малиновые кусты багульника. Цветущий багульник – настоящее Забайкальское чудо. Проверка: 1гр. Зачитать получившийся текст. - Какие прилагательные использовали? 2гр. Зачитать текст без прилагательных, затем с прилагательными. - Какой текст лучше? Почему? Объяснение орфограмм. 3гр. Зачитать выписанные словосочетания, объяснить орфограммы. - Молодцы! А кто из вас видел цветущий багульник? Почему его называют настоящим Забайкальским чудом? (Показ картинки) Вывод: Для чего служат имена прилагательные в речи? (Они украшают нашу речь) II. На улице еще лежит снег, но повсюду уже чувствуется весна. - Ребята, а одинаков ли снег зимой и весной? (нет) На доске запись: Снег последний искристый мокрый колючий грязный пушистый серебристый мягкий рыхлый белый свежий серый Задание: 1 вариант – выписать признаки зимнего снега 2 вариант – выписать признаки весеннего снега Взаимопроверка - Подбирая признаки снега мы что делали? (мы его описывали) Вывод: прилагательные помогают описывать предметы. III.А сейчас мы с вами поиграем. Вам нужно угадать предмет по его признакам. Но я буду называть их по одному, если вам этого будет недостаточно, говорите «еще». Учитель: круглое Желтое Вкусное Сочное Дети: яблоко Учитель: А почему сразу не угадали? (не были уверенны. Уточняли) Учитель: Какие признаки уточняли? (размер, форму, вкус, цвет) - Так для чего еще служат имена прилагательные в речи? Вывод: прилагательные уточняют речь, признаки предметов. Закрепление изученного. - Итак, уточнив признаки какого-либо предмета, мы можем подробно его описать. Задание: Из имеющихся картинок выберете те, которые хотели бы описать (солнышко, цветок, дерево, дождик и т.д.). Напишите прилагательные, подходящие для описания выбранного вами предмета. Не забывая о времени года, про которое мы с вами говорили сегодня. Или: упражнение 5, с. 103 из учебника. Подведение итогов урока. - Какие же тайны имени прилагательного мы сегодня открыли? - Был ли интересен вам сегодняшний урок? - За что вы можете себя похвалить? Выставление оценок за урок. Домашнее задание (по выбору): С.103, упр. 8 в учебнике Составить объявление о пропаже щенка (котенка), подробно описав его. |