Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 31»
Индивидуальный итоговый проект
Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова.
Выполнила:
Казаченко Алёна Юрьевна,
обучающаяся 9 «В» класса,
Руководитель:
Ананьева Виктория Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Ярославль, 2022 г.
Оглавление
Введение | |
Глава I. Художественная деталь в произведении. Глава II. А.П. Чехов – мастер художественной детали. Особенности творчества писателя. Типы художественных деталей в рассказах А.П. Чехова. Заключение Список использованных источников и литературы | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
3
5
6
8
13
15
Введение
«За каждой фразой – живой человек, мало того – тип, мало того – эпоха», - писал Л.Н. Толстой об Антоне Павловиче Чехове. Мы знакомимся с чеховской Каштанкой в раннем детстве, а затем его произведения сопровождают нас всю жизнь. До сих пор существует тайна воздействия коротких рассказов Антона Павловича на читателя.
Начало литературной деятельности А.П. Чехова относится к концу 1870-х годов, периоду обучения будущего писателя в старших классах гимназии. Антон Павлович широко известен как выдающийся мастер слова, и интерес к языку его произведений не только оправдан, но и вполне закономерен. Однако творчество А. П. Чехова привлекает к себе внимание языковедов еще и потому, что писатель сам формулировал те требования, которые следует предъявлять к словесной ткани художественного произведения.
В воспоминаниях И. Щеглова о Чехове записаны примечательные слова о «писательской наблюдательности», которой Антон Павлович придавал большое значение: «Писателю надо непременно в себе выработать зоркого неугомонного наблюдателя. Настолько, понимаете, выработать, чтобы это вошло прямо в привычку, сделалось как бы второй натурой».
Как художник Чехов для своего времени был подлинным «революционером», он по праву считается мастером малого жанра - короткого рассказа. Как никто другой, он умел вложить в минимум текста максимум информации и нравственный урок для своих читателей, так как в небольшом по объему рассказе невозможны пространные описания, портретные характеристики и внутренние монологи, то на первый план в его произведениях выступает художественная деталь. Именно детали в рассказах Чехова несут огромную смысловую нагрузку: буквально одна черта во внешности или поведении героя может сказать нам все о человеке.
Цель нашего исследования: выявить роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова.
Задачи исследования:
дать определение понятия «художественная деталь»;
выявить особенности творчества А.П.Чехова;
выделить типы художественных деталей, наиболее характерные для рассказов А.П. Чехова;
создать буклет.
В качестве рабочей гипотезы мы предположили, что по отдельной детали писатель воссоздаёт целое.
Объект исследования – рассказы А.П.Чехова.
Предмет исследования – художественная деталь в рассказах.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы:
1) изучение литературы и других источников по данной проблеме;
2) прочтение рассказов А.П.Чехова;
3) анализ и синтез изученного материала;
4) обобщение материала.
Практическая значимость нашего проекта заключается в том, что данный материал может быть использован на уроках литературы при изучении произведений А.П. Чехова.
Продукт проекта – буклет.
Структура работы определяется спецификой выбранной темы и особенностями отобранного для исследования материала. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка источников. Во введении ставятся цели и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, приводится структура исследования и проводится краткий анализ практической значимости работы. В первой главе даётся понятие художественной детали. Во второй главе рассматриваются особенности творчества А.П. Чехова, представлен анализ рассказов писателя. В заключении обобщаются результаты работы, приводятся основные выводы.
Глава I. Художественная деталь в произведении.
Художественная деталь (от фр. detail — часть, подробность) — это особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Писатель способен с помощью небольшого текста передать максимальное количество информации, с помощью детали можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. Благодаря художественной детали мы способны острее воспринимать происходящее, мысленно воспроизводя картину описываемых действий. Именно деталь помогает читателю глубже понять авторский замысел. Это означает, что истинное содержание детали может быть воспринято разными читателями с разной степенью глубины, зависящей от их настроения при чтении или же их личного жизненного опыта и особенностей мировоззрения.
Однако деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным, на том, что он стремится подчеркнуть в характере человека или в явлениях окружающего его предметного мира. То есть деталь отражает отношение автора к жизни и к героям, и с помощью использования этой выразительной подробности он стремится донести до читателя главную мысль своего произведения.
Художественные детали могут воспроизводить особенности внешности героев, фрагменты их одежды, тонкости испытываемых ими чувств или же отличительные признаки обстановки, в которую они помещены. Все это позволяет достичь полноты изображения описываемой картины, что, бесспорно, придает красочность и образность произведению.
Глава II. А.П. Чехов – мастер художественной детали.
Особенности творчества писателя.
Антон Павлович Чехов – русский писатель, драматург. Писал он в конце XIX столетия, но его произведения не потеряли своей актуальности и по сей день. Спектакли, поставленные по его пьесам, и сейчас идут во многих театрах, ежегодно проводится театральный фестиваль имени Чехова.
Большинство современников вспоминали Чехова как чуткого и отзывчивого человека. Но при этом находились и те, кто упрекал его в равнодушии и холодности. Например, знаменитый публицист Николай Константинович Михайловский обвинял Чехова в том, что он «не живёт в своих произведениях, а так себе гуляет мимо жизни и, гуляючи, ухватит то одно, то другое».
Дело в том, что у Чехова не существовало чёткой программы преобразования русской жизни, как это было принято в литературе XIX века. Не было видения будущего, к которому надо идти определённым путём. И «программы преобразования человеческой души» тоже не было. Поэтому писателю часто доставалось «за безыдейность». Чехов избегал громких тем. Внимание писателя сконцентрировано на повседневной жизни людей: чиновников, студентов, детей, лавочников. Внимание к повседневной жизни, к миру людей роднит Чехова с Лесковым. Но если Николай Семёнович Лесков искал в народной среде яркие образы, для Чехова любой образ был достаточно ярок, чтобы сделать его предметом изображения. Вспомним чиновника Червякова из рассказа «Смерть чиновника». Или бывших однокашников из рассказа «Толстый и тонкий». Или раздавленного горем извозчика из рассказа «Тоска». Разве их образы можно назвать скучными?
В каждом из чеховских рассказов, как и в жизни, в тесный клубок сплетены смех и слёзы. Герои часто вызывают сложную гамму чувств. Например, чиновник Червяков кажется жалким и смешным. Его подобострастие вызывает отвращение. Но вместе с тем, нельзя не почувствовать жалости к нему. И нельзя не задуматься о том, почему человек, в котором «всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - превращается в такое жалкое существо. Очень много вопросов для короткого юмористического рассказа.
Сжатость формы и глубина содержания – одна из главных черт чеховского творчества. Обманчивая простота и лёгкость рассказов Чехова будоражит воображение, вызывает множество эмоций, заставляет задуматься над смыслом привычных вещей, которые стали обыденностью. Увидеть нашу жизнь под другим углом, а иногда и ужаснуться. Лаконизм – один из художественных принципов Чехова. «Краткость – сестра таланта». Это выражение вошло в сознание современников и следующих поколений писателей. Лаконизм и связанная с ним объективность изображения авторского мнения достигаются выдвижением на первый план определяющих признаков характера или ситуации, поданных через художественную деталь. В ней намечается подтекстовая мысль.
Ещё одна ключевая особенность творчества Антона Павловича Чехова – это объективность. В текстах писателя нет образа автора, полностью отсутствует авторская оценка происходящего. Писатель не учит, не внушает идеи и не объясняет мысли. Он словно оставляет читателя наедине с увиденным. Даёт толчок к внутренней работе, которую каждый должен проделать сам. Но именно такая отстранённость и вызывала у критиков упрёки в равнодушии писателя. Между тем, сам Чехов однажды написал: «Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть».
Разумеется, сжатая форма рассказа требует особого подхода к способу изложения. Богатый витиеватый текст со сложными синтаксическими конструкциями и множеством определений для этого не годится. Поэтому язык рассказов Чехова предельно лаконичен. Поэт Владимир Маяковский оценивал его так: «Язык Чехова определёнен, как «здравствуйте», прост, как «дайте стакан чаю».
2.2. Типы художественных деталей в рассказах А.П. Чехова.
«Умею коротко говорить о длинных вещах», ‒ писал о себе А.П. Чехов. За счёт чего же появляется необыкновенная выразительность чеховских текстов?
Одной из главных особенностей творчества писателя является ключевая роль художественной детали в тексте. Чехов умел с помощью одной детали раскрыть характер или сущность жизненного явления. В художественной системе Чехова мы выделили несколько типов деталей: предметные, цветовые, звуковые.
Предметные детали очень часто встречаются в рассказах А.П. Чехова. Обратимся к рассказу Чехова «Человек в футляре», в котором высмеиваются ложные представления о жизни, определяющие судьбу человека. Герой рассказа Беликов – человек, стремящийся ограничить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих людей. Люди боятся таких, как Беликов, это своего рода маленький тиран. У Чехова в этом рассказе художественная деталь – средство характеристики героя. Здесь тщательно продумана целая система вещей, которыми пользуется Беликов. Калоши, зонтик, пальто на вате – это детали первого крупного плана. Уже в них воплощено стремление героя отгородиться от жизни. Далее следует второй, мелкий план: «… и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». И опять крупный, на этот раз «нематериальный» план: «… и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни». Но футляры все же не ограждали вполне от внешних влияний. Беликов постоянно был в страхе, и только в гробу у него появилось успокоенное выражение лица, «точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». Влюбленность Беликова в греческий язык – безусловно, более высокая страсть, чем стремление во что бы то ни стало приобрести усадьбу у Чимши-Гималайского. В ней все-таки есть какая-то доля духовности. Но простой человеческой душевности Беликов был лишен полностью. Жизнь все же «достает» Беликова, помимо его воли «добирается» и до него через все задвижки и футляры. Он влюбился. Но даже такое высокое чувство было раздавлено футлярным миром. В этом значимом эпизоде личной жизни Беликова особенно наглядно выступила его сущность. Это не живой человек, а манекен, которого приводит в механическое движение лишь одна мысль: «Как бы чего не вышло». Других стимулов к жизни у него нет. И когда угроза становится реальной (а не возможной, как это было всегда), он погибает. Под хохот Вареньки (да ещё в присутствии двух дам, то есть в страшной для Беликова обстановке публичного скандала) с него как будто спадают все футляры. Обезоруженный и беззащитный, он идет домой, ложится в постель и умирает.
В рассказе «Хамелеон» предметными деталями являются шинель полицейского надзирателя Очумелова, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина. Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь на протяжении рассказа несколько раз, то запахивается в нее. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. Голос из толпы сообщает, что собака, «кажись», генеральская, и Очумелова бросает то в жар, то в холод от такой новости: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко!»; «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... что-то ветром подуло...». Одной такой деталью в рассказе Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель — «хамелеон», воплощение готовности пресмыкаться перед вышестоящими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, «менять свою окраску» в зависимости от обстоятельств.
Одним штрихом к портрету своего героя гениальному писателю удается обличить рабскую психологию, страсть к пресмыкательству перед вышестоящим чином.
Следующий тип детали – цветовая. Ярким примером данного типа детали является рассказ «Человек в футляре». В портретном описании Беликова выделяется относительное прилагательное серый – тусклый неживой цвет, который сочетается с двумя постоянными цветовыми определениями Беликова – бледный и темный: темные очки на бледном лице. Цветовой фон (вернее, его бесцветность) еще более усиливает значение определений: маленький, скрюченный, слабая улыбка, маленькое бледное лицо…. Этим писатель хочет подчеркнуть, что Беликов — неяркая, неинтересная личность.
Однако Беликов не застывший символ, а живое лицо. О чём говорит его живая реакция. Так, получив карикатуру о «влюбленном антропосе», он делается зеленым. Зеленым, «мрачнее тучи» становится он, встретив Вареньку и ее брата, мчавшихся на велосипедах. Возмущенный Беликов «из зеленого стал белым»…
В рассказе «Ионыч» не менее интересна роль цветовой детали. Когда Старцев, главный герой произведения, казалось бы влюбился в Екатерину Ивановну Туркину, все вокруг остается бесцветным или темным: темные листья в саду, «было темно», «в темноте», «темный дом»…
Но в этом темном ряду встречаются и яркие краски. Например, «розовая от напряжения Екатерина Ивановна играет на фортепьяно», - розовая только от физического напряжения. Голубым был конверт, в котором мать Котика прислала письмо Старцеву с просьбой приехать к ним, Туркиным. Желтый кладбищенский песок, желтые и зеленые деньги, которыми набивает карманы доктор Старцев. А в финале пухлый, красный Ионыч и его кучер, тоже толстый, красный с мясистым затылком…
Таким образом, цветовая деталь играет важную роль в понимании характеров героев, той ситуации, которая описана в рассказе. Цветовая деталь для Чехова - это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ их характеристики. С помощью цветовой детали Чехов даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события, именно поэтому можно сделать вывод, что А. П. Чехов является истинным художником слова, способным поднять цветовую гамму произведения на уровень символики.
Проза Чехова чрезвычайно богата звуковыми эффектами, которые сопровождают чуть ли не каждое значительное событие или образ, становясь символическим отзвуком в нашей памяти. Обратимся к рассказу «Ионыч». Звуковые детали помогают понять фальшивость мира Туркиных. Вера Иосифовна «читала о том, чего никогда не бывает в жизни», а ворвавшаяся песня «Лучинушка» «передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни». Использование Чеховым повторяющейся детали «в кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука» не случайно. Деталь эта постоянно напоминает о реальном, действительном мире. Образ Котика сопровождает постоянная звуковая деталь, помогающая понять характер в целом, выделяющая главное. Например, «Екатерина Ивановна кончила свои длинные, томительные экзерсисы на рояле». Читатель видит ограниченность Котика, скуку, царящую в её доме.
Однако уже в первой сцене есть некоторые детали, которые возникнут в памяти читателя позже, когда будет известен итог развития Старцева. Это детали – признаки: вот Старцев слушает всё тот же роман или грохочущую музыку – и слушать ему «приятно, удобно», не хочется вставать. Желание отдохнуть, расслабиться, хоть ненадолго побыть в более близкой ему по уровню среде – всё это очень понятно и естественно, но что-то настораживает в авторской интонации. Особенно почувствуется эта настороженность в тот момент, когда Старцев, поддавшись общему порыву, воскликнет: «Прекрасно!» - про ту самую музыку, которая только что напоминала ему грохот камней. Это, конечно же, комплимент понравившейся ему Екатерине Ивановне – и всё же способность героя к неискренности, уступке, поведению «как все» уже замечена. Эти и многие другие примеры показывают стремление Чехова усилить эмоциональное воздействие текста на читателя посредством звука и структуры речи персонажей.
Таким образом, музыка в рассказах Чехова - отражение невыразимого и одновременно сила, вызывающая глубоко скрытые чувства. Чехов очень любил музыку. Чехов считал музыку лучшим средством для отражения сложных чувств и настроений. Кроме того, он видел в музыке силу, эмоционально воздействующую на человека.
Заключение.
В ходе исследовательской работы решены следующие задачи:
- дали определение понятия «художественная деталь»;
- выявили особенности творчества А.П.Чехова;
- выделили типы художественных деталей, наиболее характерные для рассказов А.П. Чехова;
- создали буклет.
Проанализировав рассказы А.П. Чехова, мы выделили особенности его произведений:
сжатость формы (лаконизм) и глубина содержания;
объективность; в текстах писателя нет образа автора, полностью отсутствует авторская оценка происходящего.
Рассмотрев несколько рассказов А.П. Чехова, мы пришли к выводу, что по отдельной детали писатель воссоздаёт целое. Антон Павлович был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не могло быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить.
Многие рассказы Чехова занимают несколько страниц. В маленьком произведении невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. Нужно было обладать особенными совершеннейшими приемами, чтобы уметь так кратко и просто, изображая мелочи жизни, передать глубокое содержание и правдиво нарисовать характеры людей. Деталь у него не случайна, она окружена атмосферой жизни, уклада, быта. Для творчества Чехова характерны следующие художественные детали: предметные, звуковые, цветовые. Они могут быть многозначными, могут заключать в себе нечто недосказанное. Все виды художественных деталей используются Чеховым не в изолированном виде, а одновременно и воздействуют в одном направлении, создавая эффект от изображаемого автором явления. Об изменениях, которые происходят с чеховским героем на разных этапах его жизни, обычно мы узнаем по отдельным деталям, которые соотносятся между собой без авторских характеристик. С помощью художественной детали он оставлял читателю возможность домыслить образ, представить общую картину самостоятельно.
Список использованных источников и литературы
1. В. Н. Гвоздев. Секреты чеховского художественного текста. Монография. - Астрахань: Издательство Астраханского гос. пед. ун-та, 1999.
2. В. Я. Гречнев. Русский рассказ конца XIX – XX века (проблематика
поэтика жанра). - Ленинград: «Наука», 1979.
3. В. Ермилов. А. П. Чехов. - М., 1954.
4. Э. А. Полоцкая. Пути чеховских героев. - М. «Просвещение», 1983.
5. М.Л. Семанова. Чехов - художник. - М. «Просвещение», 1976.
6. А. П. Чехов. Повести и рассказы. - М. «Просвещение»,1986.
7. А. П. Чудаков. Мир Чехова: возникновение и утверждение. - М.
«Советский писатель», 1986.
8. А. П. Чудаков. Поэтика Чехова. - М. «Наука», 1971.