«Роль художественной литературы в экологическом образовании дошкольников»
«Пусть течёт всё свободно, без применения насилия» Я. А. Коменский.
По утверждениям Я. А. Коменского, природа развивается по определённым законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своём развитии человек подчиняется общим закономерностям природы.
Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - формирование духовно – нравственной личности. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо, с дошкольного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Поэтому, очень важно, научить ребёнка беречь природу, чтобы он с самого раннего возраста понял, насколько ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Здоровые дети – это благополучие и устойчивое развитие нашей страны в будущем.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством.
В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.
Экологическое воспитание — это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Задача взрослых — помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.
Никогда в своей работе по ознакомлении детей с природой, воспитании любви к ней, воспитатель не обходится без художественной литературы, которая способствует обогащению, развитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение, рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, ко всему, что живет вокруг них.
В художественной литературе о природе сочиняются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней: с другой учит выделять закономерности природных явлений. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. Ребёнок начинает понимать, что нужно всему живому, возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе и необходимости охранять её.
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.
Необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. М. Пришвина, В. В. Бианки, и другие. После чтения произведений организовывать беседы, задавать вопросы, разыгрывать сценки, лепить, рисовать, создавать свои книги. Хорошо, когда в глазах детей появлялось сочувствие, сопереживание, радость, восторг и очень важно донести до детей смысл произведения.
Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала.
Рекомендуется сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиями, посильным трудом в природе. Так, во время прогулок во дворе можно прочитать стихи о погодных явлениях (солнце, дожде, снеге, в зоопарке – стихи и загадки о зверях, на даче и в лесу – о растениях, грибах, насекомых и птицах.
Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Совместное чтение - это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц в книгах Г. Скребицкого , Е. Чарушина, Н. Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении.
Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.
Природоведческая литература.
Большую роль в экологическом воспитании играет природоведческая литература. В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной, по содержанию, природоведческая книга для детей является и художественной.
Детская книга о природе используется, прежде всего, в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветие лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.
С помощью книги можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах и явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Таким образом, детская книга о природе имеет большую познавательную ценность.
Основоположниками детской природоведческой книги являются В. Бианки, М. Пришвин.
В книгах Бианки лежит научное видение природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения Бианки помогают в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы, многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействие среды и организма. Они помогают раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Произведения Бианки используются для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном измерении, развитии.
Пословицы, поговорки, загадки, стихи используются в процессе наблюдения. Их образный язык помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Использование литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственным наблюдением детей. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Природоведческую книгу можно читать и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.
Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер" в первый раз можно прочитать детям, когда они будут стоять у окна (вечером). Предложите сравнить слова в стихотворении с реальной жизнью, увидеть зимний вечер, сердцем почувствовать с какой трогательной нежностью и заботой поэт обращается к старушке няне. Также подберите несколько иллюстраций с зимним вечером, рассмотрите их с детьми. Вспомните, что после метели вы наблюдали на участке высокие белоснежные сугробы. Но каким бы белым снег ни был, все равно, если его нагреть, он растает и получится грязная вода, потому что снег, падая, собирает в воздухе всю пыль.
А вот другое стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро" - полная противоположность первому. Созвучие красок, прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Дождитесь ясного морозного дня, и в этот день прочитайте детям все стихотворение. Знакомя детей с любым произведением, старайтесь показать не только красочность, но предлагайте подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой расскажут о том, как они подвязывали к деревцу ветку, как помогали жучку выбраться с дороги на травку, как спасали воробья от кошки, прогнав ее.
Осенью сходите с экскурсией в парк, полюбуйтесь его красотой. А потом предложите детям отправиться на прогулку в воображаемый осенний лес при помощи волшебных слов:
Раз, два, три, ветка клена, помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень с желтою косой!
И вот дети в "сказочном лесу". Они описывают деревья с пожелтевшими листьями на ветках, пожелтевшую траву и т.д. Предлагайте детям подумать, почему листва кажется на солнце золотой. И оказывается - это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и будто дарит им свое золото тепло, отчего она становится золотой.
Расскажите детям, что в природе все живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек - это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить ее, и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны. А чтобы научиться любить природу, надо много наблюдать. Предложите детям задумать желание, связанное с природой. Трудно, но интересно. И прочтите детям стихотворение Т. Собакина "Желание".
Мне хочется в поле пожить
Красивой ромашкой
И хочется крепко дружить
Со слабой букашкой.
И чтобы друзей не менять,
Услышав мычание.
И чтобы корова меня
Не съела нечаянно.
Летом понаблюдайте за радугой. Дети усвоили ее основные цвета. А чтобы продлить интерес детей к этому феномену явления, предложите детям представить себе на минуту, что вдруг мир, окружающий нас, потерял свое разноцветье и окрасился в серый скучный цвет. Пригласите детей в царство Цвета, но чтобы туда попасть, надо перечислить все цвета радуги и произнести слова:
Царица радуга, впусти
Нас в свой волшебный мир,
Свои лучи нам подари,
О них нам расскажи!
И как бы попали с детьми в воображаемый дворец, где живет царица Радуга. Обратите внимание детей на то, что все радужные дуги имеют форму полукруга и не одинаковую длину. Что радугу в древности называли - мостом между небом и землей.
Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.
Литература
Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
Экологическое воспитание — это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Задача взрослых — помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует.
Никогда в своей работе по ознакомлении детей с природой, воспитании любви к ней, воспитатель не обходится без художественной литературы, которая способствует обогащению, развитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение, рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, ко всему, что живет вокруг них.
Необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. М. Пришвина, В. В. Бианки, и другие. После чтения произведений организовывать беседы, задавать вопросы, разыгрывать сценки, лепить, рисовать, придумывать продолжение, создавать свои книги. Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Рекомендуется сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиями, посильным трудом в природе. Так, во время прогулок во дворе можно прочитать стихи о погодных явлениях (солнце, дожде, снеге, в зоопарке – стихи и загадки о зверях, на даче и в лесу – о растениях, грибах, насекомых и птицах.
Много интересного о поведении птиц в книгах Г. Скребицкого , Е. Чарушина, Н. Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А.Огнева «На лесной поляне».
Детская книга о природе используется, прежде всего, в воспитательных целях. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.
Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Основоположниками детской природоведческой книги являются В. Бианки, М. Пришвин.
В книгах Бианки лежит научное видение природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения Бианки помогают раскрыть перед детьми сложные явления природы, многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействие среды и организма. Произведения Бианки используются для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном измерении, развитии.
Пословицы, поговорки, загадки, стихи используются в процессе наблюдения. Их образный язык помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Использование литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственным наблюдением детей. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Природоведческую книгу можно читать и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.
Поэтому прежде всего следует подбирать книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней.
Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер" в первый раз можно прочитать детям, когда они будут стоять у окна (вечером). Предложите сравнить слова в стихотворении с реальной жизнью, увидеть зимний вечер, сердцем почувствовать с какой трогательной нежностью и заботой поэт обращается к старушке няне. Также подберите несколько иллюстраций с зимним вечером, рассмотрите их с детьми. Вспомните, что после метели вы наблюдали на участке высокие белоснежные сугробы. Но каким бы белым снег ни был, все равно, если его нагреть, он растает и получится грязная вода, потому что снег, падая, собирает в воздухе всю пыль.
А вот другое стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро" - полная противоположность первому. Созвучие красок, прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Дождитесь ясного морозного дня, и в этот день прочитайте детям все стихотворение.
Осенью сходите с экскурсией в парк, полюбуйтесь его красотой. А потом предложите детям отправиться на прогулку в воображаемый осенний лес при помощи волшебных слов: Раз, два, три, ветка клена, помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень с желтою косой!
И вот дети в "сказочном лесу". Предлагайте детям подумать, почему листва кажется на солнце золотой. И оказывается - это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и будто дарит им свое золото тепло, отчего она становится золотой. стихотворение Ф. Тютчева "Осень". Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера ...
Расскажите детям, что в природе все живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек - это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить ее, и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны. А чтобы научиться любить природу, надо много наблюдать. Предложите детям задумать желание, связанное с природой. И прочтите детям стихотворение Т. Собакина "Желание".
Мне хочется в поле пожить
Красивой ромашкой
И хочется крепко дружить
Со слабой букашкой.
И чтобы друзей не менять,
Услышав мычание.
И чтобы корова меня
Не съела нечаянно.
Летом понаблюдайте за радугой. предложите детям представить себе на минуту, что вдруг мир, окружающий нас, потерял свое разноцветье и окрасился в серый скучный цвет.. Пригласите детей в царство Цвета, но чтобы туда попасть, надо перечислить все цвета радуги и произнести слова: Царица радуга, впусти
Нас в свой волшебный мир,
Свои лучи нам подари,
О них нам расскажи!
И как бы попали с детьми в воображаемый дворец, где живет царица Радуга. Что радугу в древности называли - мостом между небом и землей.
Однажды цвета собрались вместе и у них завязaлся спор, кто же из них самый главный...
- Из всех цветов, конечно же я,- сказал Зеленый. - Я цвет жизни и надежды, цвет листьев и травы. Посмотрите, я повсюду!!!
Ему ответили Синий и Голубой:
- Ты всего лишь земной цвет. А мы - цвета моря и неба! Мы дарим людям счастье, и без нас не обойтись!
Желтый возразил:
- Вы шутите? Я - цвет Солнца и тепла. Если бы не я, то все бы вокруг замерзло...
- А как же я? - возмутился Оранжевый.- Ведь я - цвет здоровья, цвет морковки и апельсина - витаминов так необходимых человеку. Цвет Солнца на восходе и закате, на который так приятно смотреть - тоже я!
- Что за вздор! - вскричал Красный. - Самый главный из вас я! Я - цвет крови, а значит - жизни! Цвет храбрости и риска, войны и пламени, цвет любви - тоже я! Что весь мир без меня?
Фиолетовый гордо сказал:
- Кто вам сказал, что вы лучше всех? Я главный и лучший! Я - цвет силы и благородства! Меня выбрали своим все правители мира! Все подчиняются мне!!!
В поднявшемся шуме никто друг друга не слушал. Вдруг сверкнула молния, на землю упали первые капли дождя. Цвета испугались и прижались друг к другу. Дождь сказал:
- Глупые! Разве вы не знаете, что каждый из вас важен по-своему? Возьмитесь за руки! Отныне вы будете вместе появляться после дождя на небе, чтобы спустившись на землю, украсить ее всеми цветами. Люди будут радоваться вам и назовут Радуга!
Пусть эта история будет нам уроком, и пусть мы будем жить на Земле в мире и согласии.
Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке.