СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в профессиональной ориентации обучающихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль классного руководителя в выборе профессии выпускников специальных школ

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в профессиональной ориентации обучающихся»

Орлянская О.П. учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории



"Роль классного руководителя в профессиональной ориентации обучающихся".

Одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя является профориентационная работа среди обучающихся, которая начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе в условиях предметно-практической деятельности, конкретной наглядной ситуации понятий «профессиональная деятельность человека», «профессия». В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе.
Уже в начальной школе классный руководитель начинает знакомить обучающихся с формами и содержанием трудовой деятельности окружающих взрослых, организует экскурсии внутри школы с помощью которых младшие школьники постигают многообразие профессий, познают суть профессиональной деятельности, а именно: каждая профессия нужна людям, любой труд почётен, каждый человек должен иметь профессию. Ребят знакомят с содержанием работы обслуживающего персонала: уборщицы, кухонных работников, рабочих по обслуживанию здания, раскрывают общественную значимость этих профессий, воспитывают уважение к труду. При посещении школьных учебных мастерских ребята узнают о трудовых профилях, которые им предстоит изучать в дальнейшем в школе.
Особого внимания в профессиональном просвещении школьников заслуживают сюжетно-ролевые игры, в которых обучающиеся воспроизводят различные ситуации бытового и производственного труда, учатся быть самостоятельными. Классный руководитель должен быть инициатором и руководителем такой игры с выполнением трудовой роли (уборка помещения, стирка, глажение, сортировка одежды, продуктов питания, уход за посудой).
Большое внимание классный руководитель уделяет наглядным средствам как форме профессионального обучения. Предметно-сюжетные картинки в доступной форме помогают знакомить обучающихся с видами и содержанием трудовой деятельности взрослых. Широкое распространение получили изготовленные ребятами совместно с педагогами альбомы на тему «Профессия от А до Я», выставки книг. Как одну из форм профнаглядности можно назвать проведение выставок поделок из бумаги, ткани, природного материал
Немаловажное значение в профориентац. работе с обучающимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Именно от классного руководителя зависит насколько он сможет способствовать формированию этих качеств личности ребёнка. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять ученик (цветовод ухаживает за цветами, санитар следит за чистотой рук, порядком уголка, где хранятся полотенца и т.д.).
Профессиональная ориентация в деятельности классного руководите - не только отдельные мероприятия, но целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координирующую роль. Педагог осуществляет координацию действий учителей, работающих в классе, специалистов школы, администрации, родителей, представителей учреждений профессионального образования.
Изучая ребёнка путём психолого-педагогического наблюдения и отдельных экспериментальных проб, классный руководитель выделяет положительные и отрицательные проявления трудовых качеств обучающихся. Участвуя в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, представляет информацию о предпочтениях, склонностях, психофизических возможностях обучающихся, вносит свои предложения при определении профиля трудового обучения в 5 классе.
Эффективность проф. работы повышают межпредметные связи. Например, на уроках письма обучающиеся пишут сочинение по теме профессионального определения, которое используется классным руководителем как источник сведений о его воспитанниках, их мечтах, стремлениях, сомнениях, склонностях. Материалы сочинений используются на родительских собраниях для изучения
профессиональных интересов, анализа трудностей детей. Первостепенное значение имеет взаимодействие классного руководителя и учителя трудового обучения. Это сотрудничество даёт возможность проследить адаптацию обучающегося к
предложенному трудовому профилю и внести необходимые коррективы в процесс обучения. Традиционным в нашей школе стала организация и проведение классным руководителем и учителем труда «дня открытых дверей» для родителей обучающихся, где им предоставляется возможность посетить мастерские, присутствовать на уроках, познакомиться с условиями труда и обучения своих детей. Задача педагогов - продемонстрировать достижения детей, показать значимость приобретаемых ребёнком профессионально-трудовых навыков в стенах учебного заведения.
В вопросе оказания помощи школьнику при выборе профессии важнейшая задача классного руководителя- формирование у него склонностей и интересов к определённому виду труда. Это, в первую очередь, достигается привлечением к кружковой работе. Рекомендуя тот или иной кружок, педагог соотносит преобладающие у него интересы с одним из типов профессиональной деятельности. Широкий выбор кружков и секций в нашей школе предоставляет возможность каждому обучающемуся реализовывать свои способности: « Сувенир», «Рукоделие», кружок изобр.искусства, спортивные секции.
Одна из главных задач воспитательной и профориентационной работы -
умелая организация общественно-полезного и профессионального труда. Классный
руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует
деятельность в трудовых делах школы

- разведение цветов для школьных коридоров;
- уход за клумбами;
- уборка школьных территорий;
- летняя трудовая практика;
- участие в ремонте школьных помещений.
Летняя трудовая практика- это одна из лучших и полезных школьных традиций, это живое творческое дело, в котором проявляются лучшие качества личности обучающегося. В результате выясняем, каким помещениям школы требуется ремонт, покраска, какую школьную мебель нужно починить, какие работы необходимо выполнить по благоустройству территории школы. На втором этапе определяются трудовые бригады, которые будут заниматься определённым видом работы:
шпаклёвка, покраска, замена выпавшей плитки, починка мебели, уход за цветами, уборка школьной территории. При распределении поручений классный руководитель старается учесть не только умения ребят, но и состояние здоровья ребёнка. Тот, кто не может выполнять ремонтные работы, помогает приводить в порядок книжный фонд в школьной библиотеке, моет и чистит кабинеты и другие школьные помещения, рассаживает цветы на школьной клумбе и т.д. Каждый классный руководитель трудится вместе с ребятами на своём участке работы. Это зачастую помогает многое узнать друг о друге и сделать взаимные неожиданные и приятные открытия. Ребята с энтузиазмом и творчески трудятся на порученных участках работы, стараясь выполнить её не только качественно и в срок, но и красиво. Но наиболее ценно то, что, справившись со своей работой раньше, ребята не отсиживаются в стороне, а сами приходят на помощь тем, кто в ней нуждается. Так проявляется личная и коллективная ответственность за результаты своего труда, неподдельное чувство товарищества и взаимовыручки во имя общего дела. Все эти качества играют важное значение в дальнейшем профессиональном самоопределении выпускников коррекционной школы. Много раз я наблюдала, что не очень активные ребята, не нашедшие себя в классном коллективе, буквально преображались во время практики. Дети в большинстве своём ценят оказанное им взрослыми доверие и стремятся достойно оправдать его. Особенно те, на долю которых нечасто приходятся похвалы в других видах деятельности. Окончание практики - праздник для всех: преображается школа, радуются ребята и учителя результатам своего труда и наступлению долгожданных и заслуженных каникул.
Для формирования практических представлений о профессиях немаловажное значение для детей с нарушением интеллекта приобретают профессиональные экскурсии и профессиональные встречи, на которых ребята получают объективную информацию от людей представленных профессий. Для обучающихся старших классов организуются экскурсии за пределы образовательного учреждения - на промышленные предприятия, учреждения службы быта, обслуживания и социальной сферы. Большое количество экскурсий проводится на уроках СБО, трудового обучения. Задача классного руководителя - провести предварительную работу перед экскурсией, дать обязательное обоснование- зачем это нужно, с какой целью мы идём на экскурсию, можно дать обучающимся задание. Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии. Педагог обязательно должен найти время для подведения итогов экскурсии и проверки выполнения заданий. После такого рода экскурсии обучающиеся могут выполнить письменный отчет, ответить на заранее поставленные вопросы ((например, чем тебе понравилась эта профессия, хотел бы ты работать на этом предприятии и т.д.), принять участие в деловой игре и пр.
По итогам экскурсии на классном часе проводим диспут, на уроках письма учащиеся пишут сочинение, педагог-психолог тестирует детей. Результаты тестирования обсуждаются с родителями на собрании, помогают классному руководителю наметить дальнейший план работы по профессиональному просвещению воспитанников.
Особое внимание хочется уделить сотрудничеству классных руководителей с педагогическим коллективом профессиональных лицеев. Совместная профориентационная деятельность позволяет максимально полно знакомить обучающихся с рабочими профессиями, воздействовать на процесс их профессионального самоопределения. При посещении лицея ребята знакомятся с традициями учреждения, с жизнью их сверстников, условиями учёбы, труда, отдыха. Мастера производственного обучения - частые гости на школьных родительских собраниях. Проведение совместных консилиумов, где педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители представляют характеристику личностных качеств, социальный статус будущего обучающегося лицея, дают рекомендации по организации индивидуального подхода помогает мастерам производственного обучения, преподавателям лицея наладить взимоотношения с ребятами, использовать те или иные качества для повышения эффективности процесса обучения, а ребятам быстрее адаптироваться к новым условиям. Взаимодействие педагогов школы и лицеев продолжается и в период обучения наших выпускников. Проводятся объединённые заседания педсоветов, круглые столы, методические встречи. Классные руководители регулярно посещают лицей, интересуются успехами бывших учеников.
Одной из основных форм профессионального просвещения и пропаганды являются классные часы, на которых классный руководитель в доступной форме знакомит учеников с определённой профессией, её социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, условиями труда и приёма в учебные заведения, даёт обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии. Сегодня вашему вниманию будет представлен фрагмент классного часа «Как устроиться на работу».
В последние годы наиболее эффективной формой профориентационной работы в школе являются коллективные творческие дела. КТД —результат сотрудничества учителей трудового обучения, воспитателей ГПД, классных руководителей и обучающихся. Классный руководитель участвует в предварительной подготовке к занятию, проводит классные часы по тематике КТД, диспуты, экскурсии. КТД — это итог большой работы, ведущейся на протяжении четверти. Мероприятия проходят ярко, красочно.
Одним из условий, способствующих совершенствованию профориентационной работы является сотрудничество семьи и школ. Работа классного руководителя ведётся по двум направлениям:
- подготовка родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии;
- привлечение родителей как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях, организаций экскурсий на производство и т.д.
Формы и методы могут могут быть самые разнообразные:
-участие родителей в выставках;
-классные родительские собрания;
-индивидуальные и групповые беседы;
- выпуск стендов о профессиях детей.

В целях обеспечения объективного, динамического изучения профессиональных качеств обучающихся, определения профессиональных возможностей ведётся учёт результатов изучения каждого ребёнка. Результаты наблюдений фиксируются в картах индивидуального психолого-педагогического сопровождения, картах индивидуального развития, картах личностных характеристик качеств обучающихся ведущихся классными руководителями в течение всего периода обучения. В них отражается динамика развития личности ученика. Данные, зафиксированные в них, оказываются весьма полезными для проведения профориентационной работы. Корректировка карт личностных характеристик качеств обучающихся проводится класссным руководителем в разные возрастные этапы становления личности ребёнка (в 5, 7, 9 классах). Наличие, либо же отсутствие таких качеств как ответственность, трудолюбие, отношение к делу, к окружающим учитываются при организации трудовых дел с обучающимися.
Связь с выпускниками поддерживается классным руководителем на протяжении многих лет. Большая часть ребят успешно овладевает не только профессией штукатура – маляра - плиточника, но и сварщика, автослесаря, трудоустраивается на производстве, в строительстве.