Роль личности учителя в процессе обучения младших школьников иностранному языку.
Скотникова В.Н.
МКОУ ПСОШ №3 г. Павловск
В этой статье рассматривается роль личности учителя, его творчество и методические приёмы в процессе обучения младших школьников иностранному языку.
Многими УМК четко определены цели, задачи и средства в обучении языку, поэтому определяющую роль в успешном овладении английским языком, особенно на младшей ступени обучения, играет личность и творчество учителя, его умение создать на уроке атмосферу любви и доверия.
С первых уроков следует приучать детей к ведению урока на английском языке. Для этого речь должна быть эмоциональной, по возможности артистичной.
Приступая к работе в классе, важно познакомиться с индивидуальными особенностями характера и увлечениями каждого ребёнка.
При организации обучения необходимо соблюдать требования пошагового предъявления нового материала, преподносить проблему ясно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащегося активную самостоятельную мысль, что обеспечивает посильность его усвоения и способствует созданию ситуации успеха в развитии коммуникативных умений.
Во время урока учителю нужно следить не только за содержанием и формой изложения материала, но в то же время держать в поле зрения всех учащихся, чутко реагировать на все признаки утомления, невнимательности, непонимания, нарушения дисциплины, стараться найти правильные решения для их устранения.
Большое внимание на уроке следует уделять объяснению домашнего задания. Когда ученик знает, как выполнить домашнее задание, он готов к самостоятельной работе и проявлению познавательной активности.
Во взаимоотношениях с учениками учитель должен быть одновременно и партнёром и учителем. Общаясь с ребёнком, важно быть готовой к принятию позиции ребёнка, пониманию его интересов, ценностей, действий. Ученик должен не бояться учителя, а доверять ему.
Организуя общение учащихся на основе усваиваемого материала, необходимо создать благоприятные условия для общения, психологически благоприятную атмосферу, располагающую детей к работе на уроке. Стремиться - больше подчёркивать их успех, чем неудачи, учитывать личные взаимоотношения детей при организации беседы (например, в парной или групповой работе не совмещать детей, испытывающих неприязненные чувства друг к другу).
Так как основной целью обучения языку является овладение языком как средством общения, то ведущим принципом в работе является принцип коммуникативной направленности. Этот принцип используется в развитии устной (аудирование, говорение) и письменной (чтение и письмо) коммуникации, т.е. общения.
Для достижения коммуникативной цели обучения и создания высокой мотивации в работе учитель должен умело использовать различные методы и принципы.
Осуществляя принцип коммуникативной направленности, необходимо руководствоваться следующими правилами:
Вводя любое слово или грамматическое явление, следует подать их в реальной жизненной ситуации.
Прочное усвоение (развитие долговременной и оперативной памяти) возможно только при многократном повторении, для этого нужно привести какую-то новизну в подобранную ситуацию.
Работая на уроке, стараться обеспечить активное участие каждого ученика в процессе общения, так как от этого зависит заинтересованность ребёнка.
Организуя общение, важно создать благоприятную атмосферу, располагающую детей к тому, чтобы слушать, говорить и читать и делать это с удовольствием.
Для развития речевой активности следует использовать различные речевые режимы: работа хором, работа в группах, работа в парах и индивидуальная работа. Учитывая «реактивность» и подвижность детей, урок нужно вести в нормальном или чуть убыстрённом темпе, а не в замедленном, что позволяет стимулировать активность учащихся.
Важную роль в развитии эмоциональной активности учащихся играет творчество самого учителя.
Дети младшего этапа обучения познают учебный материал через чувственное восприятие, поэтому на уроках может найти широкое применение игрушка, как предметное воплощение реального мира.
Развивая интеллектуальную активность, необходимо создавать ситуации, которые заставят ребёнка обобщить, сравнить, подумать. Важно подводить итог на каждом уроке: чему научились, что узнали нового. Естественно, урок должен подчеркнуть успех, а не неудачу.
Сухомлинский сказал: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Высшее искусство учителя – пробудить радость в творческом самовыражении и познании».
The Teacher’s role in the Process of Teaching Children a Foreign Language
Skotnikova V.N.
The article reveals the teacher’s role, helpful teaching strategies and techniques in the process of teaching children a foreign language.
4