Роль личностно ориентированного обучения в формировании вариативной деятельности младшего школьника
Образование играет значительную роль в нашей жизни, поскольку оно занимает большой временной отрезок в жизни человека. Оно является одним из важнейших способов передачи научного знания и его приспособления к массовому сознанию.
Личностно ориентированное образование рассматривается как одно из условий непрерывного пополнения знаний при сохранении здоровья участников образовательного процесса.
Прежде, чем перейти к понятию «вариативная деятельность», рассмотрим, что собой представляет само слово «деятельность».
Деятельность - это практическое преобразование общественным человеком объективного мира. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
В разных отраслях научного знания существуют различные основания для классификации видов деятельности. В социологии принято выделять трудовую, политическую, художественную, научную; в педагогике в качестве основных выделяют игровую, учебную и трудовую деятельности; в психологии деятельность соотносят с многочисленными психическими процессами (сенсорная, мимическая, мыслительная).
Деятельность субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом деятельности может стать проблемная ситуация или задача, алгоритм решения которой не известен. Процесс деятельности начинается тогда, когда появляется потребность что- то понять или воплотить в какой-то продукт. Понятие учебной деятельности базируется на трудах многих ученых и педагогов, которые обозначили новую проблему в теории обучения - изменение субъекта деятельности в процессе решения учебных задач обобщенными способами действий. В теории деятельности П.Я. Гальперина всякая деятельность выступает как сознательное действие, как операция и по мере: формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз - от деятельности к функции. В концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова разрабатывалась стратегия формирования личности ученика в процессе эксперимента на базе реальных школ, а не в лабораторных условиях
В работах. А.Н. Леонтьева представлены следующие компоненты деятельности: мотив, цель, задача (условия достижения цели), действия, результат. Мотив в данном случае есть то, что побуждает к деятельности, а цель - осознанное человеком стремление. Это означает, что для осуществления деятельности важен акт осознания личностью своего мотива, как момент положительного самоопределения к деятельности - без последнего деятельность не может состояться.
Структура вариативной деятельности включает познавательный, мотивационный, коммуникативный, преобразовательный компоненты.
Рассмотрим более подробно значение каждого компонента. Познавательный компонент формируется и проявляется в образовательной деятельности. Уроки в начальной школе создают предпосылки для активной познавательной деятельности учащихся: работа с учебной и информационно-справочной литературой, составление опорного конспекта, выполнение лабораторных исследований или части творческого проекта; работа с обучающими тестовыми заданиями.
Мотивационный компонент усиливает эффективность познавательного, коммуникативного и преобразовательного компонентов. Задача педагога - сформировать, усилить и закрепить желание учащегося осваивать те знания, которые составляют предмет обучения. Эта задача, планируемая учителем, будет результативна только в том случае, если содержание обучения будет иметь для учащихся ясно понимаемый и личностно значимый смысл.
Коммуникативный компонент включает в себя все составляющие общения младших школьников в учебном процессе: в группах, парах, классе, форма социального сотрудничества с учителем является одним из основных средств включения школьника в систему общественных отношений.
Преобразовательный компонент формируется в процессе мыслительной деятельности учащихся. Мышление теснейшим образом связано с действием Ребенок познает действительность, воздействуя на нее, понимая мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением: действие - это первичная форма существования мышления. Именно мышление школьников находит свое выражение в успешной учебной деятельности, быстроте и легкости овладения новыми знаниями, широте и глубине их переноса. Для этого в российской психологии довольно широко используется термин «обучаемость».
Успешность формирования вариативной деятельности зависит и от развития мотивационно - потребностной сферы личности школьника. Важно, когда школьник не только умеет, но и хочет это делать. Желание учиться, положительное отношение к учению, знаниям, школе побуждаются многими потребностями и мотивами. Первая потребность - это познавательная, способы и средства воспитания которой должны быть заложены в учебных программах. Не менее важно и общение с учителем - сфера личных; взаимоотношений становится для младшего школьника чрезвычайно актуальной и личностно значимой. На младшей ступени обучения учебный процесс носит преимущественно практический характер. Одним из важных моментов организации учебного процесса младших школьников является эмоциональное самочувствие, которое служит существенным: показателем качества обучения и воспитания, построенного на свободе выбора деятельности.
Существенные изменения происходят в интеллектуальной деятельности школьников. Они стремятся понять логику явлений, уже мало что принимают на веру, требуют системы доказательств и пытаются доказать сами, их увлекает исследовательская деятельность. Одной из особенностей умственной деятельности младшего школьника является нарастающая способность к осмысленному перебору возможных вариантов выполнения учебных задач.
Как показывают исследования, к числу методов и приемов, способствующих осуществлению интегрированного подхода, относятся:
-словесное рисование на уроках истории, чтения, технологии;
-написание диктантов исторического и музыкального характера;
Эти методы и уроки содержат большой эмоциональный заряд и призваны увлечь детей, вызывать у них интерес к разнообразной вариативной деятельности. Они способствуют глубокому проникновению учащихся в мир красок и звуков, помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса учеников, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Опыт проведения интегрированных уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включаться в деятельность с целью самореализации или испытания своих возможностей, проявить активность, шире развивать познавательные процессы и сферу межличностного общения. В свою очередь, интеграция учебных занятий обеспечивает реализацию таких условий, как мотивация познавательных достижений и напряженная учебная деятельность. Именно интегрированные уроки позволяют:
более полно обеспечить возможное сочетание всех изучаемых дисциплин в начальной школе;
решать образовательные цели и задачи, которые стоят перед каждым учебным: предметом;
выступить связующим звеном между учебными предметами для выстраивания целостной картины изучаемого действия, явления, процесса;
создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;
стимулировать развитие навыков продуктивного общения, приобретение жизненно необходимого опыта, расширяющего социальное пространство личности;
сконцентрировать внимание учеников на формировании в процессе интегрированных уроков умения осуществлять основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогию, классификацию изучаемых объектов, абстрагирование и обобщение.
Литература
Анохина Г.М. Личностно адаптированная система обучения: методология, психология, технология. - Воронеж: ВОИПКРО, 2002.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика. - 1995, - № 4. - С. 29-36.
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. - М.: Изд-во Московского университета, 1985.
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения/ В.В, Давыдов. - Томск: Пеленг, 1995.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Педагогические условия формирования вариативной деятельности младших школьников в личностно ориентированном обучении. - Воронеж: ВОИПКРО, 2008