Преп. МБУДО «Вяземская ДШИ имени А.С. Даргомыжского Миронова И.И.
900igr.net
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Тема моей исследовательской работы «Роль Михаила Ивановича Глинки в развитии русской оперы».
Мне эта тема интересно тем, что в музыкальной литературе часто встречаются ссылки на М. И. Глинку, как на создателя первой русской оперы.
Родился Михаил Иванович в 1804 году в селе Новоспасском в семье помещика. С раннего возраста полюбил народную песню.
Юные годы Глинки прошли в Петербурге. В 20-х гг. был популярен в музыкальных кругах .
Особенно ярко дарование Глинки проявилось в жанре романса.
Общение с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским, с будущими декабристами способствовало выработке передовых эстетических взглядов и творческих принципов композитора.
М.И. Глинка
В 1830—1834 годах Глинка путешествовал по Италии, Австрии, Германии, где познакомился с музыкальной жизнью крупнейших европейских центров, изучал искусство бельканто, создал ряд произведений.
Значителен вклад Глинки в развитие русской хоровой культуры.
Творчество Глинки дало могучий толчок развитию национальной музыкальной культуры.
Умер в Берлине в 1857 году.
Опера— жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки.
Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени.
Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений.
Первой большой оперой можно считать «Дафну» Джакопо Пери, исполненную в 1597. Опера скоро распространилась в Италии, а затем и в остальных странах Европы.
Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов.
Театральные представления
Русская опера внесла ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкального театра. Зародившись в эпоху классического расцвета итальянской, французской и немецкой оперы, русская опера в XIX в. не только догнала другие национальные оперные школы, но и опередила их.
Первые русские оперы представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами по ходу действия. Музыка первых опер была тесно связана с русской народной песней.
Большой оперный театр
Оперный театр пользовался в XVIII в. большой популярностью. Постепенно опера из столицы проникла в усадебные театры.
Художественные достижения русской оперы XVIII в. дали толчок бурному развитию музыкального театра в России в первой четверти XIX в. Крупнейшим композитором первой трети XIX в. должен быть признан А. Н. Верстовский, упоминавшийся как ав тор музыки к водевилям.
В начале XIX в. еще нельзя говорить об опере в полном значении этого слова. Большую роль в русском музыкальном театре играют смешанные жанры: трагедия с музыкой, водевиль, комическая опера, опера-балет.
До Глинки русская опера не знала произведений, драматургия которых опиралась бы только на музыку без каких-либо разговорных эпизодов. Он был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения.
Оперы Глинки представляют собой целостные музыкально-драматические произведения; в них нет разговорных диалогов, содержание выражено средствами музыки.
Основоположник русской оперной классики М. И. Глинка (1804—1857) создал историко-трагедийную оперу «Иван Сусанин» (1830) и сказочно-эпическую — «Руслан и Людмила» (1842).
Глинка первый из европейских композиторов показал в простом человеке из народа – героя, незаурядную личность, наделенную большой силой чувств и безграничной любовью к родине. Сусанин - подлинно национальный характер, воплощенный в широкой стихии русской песенности.
В «Иване Сусанине» Глинка воспел героическое прошлое России.
Иван Сусанин
«Руслан и Людмила» — опера, положившая начало народноэпическим русским операм.
После Глинки историческая опера, сочетающая элементы былины и сказки, становится символом самобытности музыкального искусства, отражая черты, историю и традиции русского народа.
В XVIII веке Россия осуществляла переход от позднего средневековья к Просвещению. Для страны в этот период была характерна духовная музыка. Русские оперы в XVIII веке большей частью были подражательными французской комической опере.
С приходом М. И. Глинки в России появляются оперы не на пустяшно-развлекательные сюжеты, а на сюжеты русской истории, русских сказок. Композитор выработал музыкальные традиции (хоровые вступления, хоровые сцены в финале, богатые вокальные партии положительных героев и др.) Таким образом мы доказали то, что, М. И. Глинка играл ведущую роль в развитии и становлении русской национальной оперы, в которой прославляется героический дух славянина .