СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль музеев в организации исследовательской деятельности школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается роль музеев в организации исследовательской деятельности школьников. На конкрентых примерах раскрываются возможности музейной педагогики в воспитательном процессе. Материал может быть полезен различным категориям учатников воспитательного процесса: школьным учителям, классным руководителям, отвтетсвтенным за проектно-исследовательскую деятельность, работникам музеев.

Просмотр содержимого документа
«Роль музеев в организации исследовательской деятельности школьников»

РОЛЬ МУЗЕЕВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Е.В. Омшина

(ГБОУ СОШ № 6,

г. Жигулевск Самарской области)

Государство и общество ставит перед современной школой задачу сформировать личность, соответствующую «портрету выпускника средней школы», представленному в программе ФГОС:

«- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды». [2, с.3]

В связи с этим школа, выполняя социальный заказ общества, все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы.

В последнее время в воспитательном процессе школы активно используются возможности музейной педагогики (Рис.1).

Музей часто сравнивают со школой, поскольку общеизвестна его ориентация на педагогические функции. Правда, школа эта необычная, так как закончить ее невозможно, ведь и ребенок, и взрослый, посещая музейные залы, открывают для себя нечто новое, неизвестное из того, что создано творческим гением человечества. Постигать эти сокровища можно всю жизнь.

Один из основоположников экскурсионной школы в отечественном образовании И. М. Гревс отмечал: «В умах всех, кто живо причастен к делу воспитания юношества, звучит теперь азбучною истиною, что обучение без экскурсированья – мертвая буква и экскурсионный метод – необходимый школьный прием». [1, с.9] Опытные экскурсоводы так интересно раскрывают культурные сокровища, что поход в музей становится радостным событием.

Современный учитель умело использует возможности музейной педагогики в воспитательном процессе. Эффективным методом гражданско-патриотического воспитания, на мой взгляд, является вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность краеведческой и экологической направленности. Музейной педагогике в этом принадлежит немалая роль. Причем связь исследовательской деятельности школьников с музеем прослеживается на разных этапах. Приведу несколько примеров из практики работы, подтверждающих данную мысль.

Учащиеся 8-го класса посетили Краеведческий музей г.Жигулевска «Самарская Лука», где для них была организована познавательная игровая программа «История одной реки», в увлекательной форме ребята проверили свои знания о главной гордости нашей местности – реке Волге, а также узнали много нового. Экскурсия не прошла бесследно. Спустя год одна из учениц этого класса занялась исследованием «Влияние деятельности промышленных предприятий Жигулевска на состояние вод реки Волги в черте города». В процессе работы был сделан вывод о том, что все рассмотренные в работе городские предприятия имеют превышения ПДК загрязняющих веществ в промышленных стоках, а также выявлена главная причина – износ и несвоевременный ремонт оборудования. На следующий год эта же ученица продолжила работу в данном направлении по теме: «Оценка загрязнения вод р. Волги (Куйбышевское и Саратовское вдхр.) в черте г. Жигулевска». Для данной работы характерно большое количество собственных экспериментов и расчетов, а также использование узкоспециальных методов биологического исследования водоемов: гидрологический метод, комплексная оценка степени загрязненности по гидрохимическим показателям, биотестирование качества воды с использованием проростков кресс-салата и гороха, эмпирическое описание и сравнение. Хочется отметить, что исследование было по достоинству оценено специалистами; выступая с этой работой, ученица стала победителем многих конференций различного уровня вплоть до всероссийского. Теперь девушка – студентка Горного института Санкт-Петербурга, осваивает профессию инженера-эколога.

Следующий пример. Побывали с ребятами на экскурсии в культурно-выставочном центре «Радуга» г. Самара. Огромное впечатление произвела на школьников экспозиция камней и минералов. После этой экскурсии один из учеников занялся коллекционированием камней и минералов, создал проект «Минералы и окаменелости Самарской Луки». Правда, дальше школьной конференции данный проект не продвинулся, зато собранная коллекция экспонировалась в Экоцентре Национального парка «Самарская Лука». Совсем недавно юноше – теперь уже студенту 3-го курса Аэрокосмического университета поступила просьба от директора городского краеведческого музея г.Жигулевска подготовить данную коллекцию к выставке в музее.

Еще один пример. Посетив с экскурсией Архивный отдел Администрации городского округа Жигулевск, через некоторое время три моих ученицы занялись исследовательской работой «Мемориальная история городского округа Жигулевск за 1944-2014гг.». Целью работы было составление систематизированного перечня памятных объектов (памятники, стелы, бюсты, мемориальные доски, памятные знаки), находящихся на территории г.о. Жигулевск. Следует отметить, что такой систематизированный список на момент проведения работы в городе отсутствовал. В процессе работы ученицами были изучены многие документы архивного фонда. Данные, полученные в ходе исследования, позволили оценить объем историко-культурного наследия г.о. Жигулевск. Результаты исследования переданы в архивный отдел Администрации г.о. Жигулевск Самарской области.

Ну и, наконец, последний пример. Для учеников была организована экскурсия в Казань и необычный остров-град Свияжск. Выслушав рассказ экскурсовода, школьники были поражены размахом репрессивной волны, прокатившейся по нашей стране в 30-е годы прошлого столетия. Информация не осталась забытой, она стала своеобразным толчком к проведению поисково-краеведческой работы по теме «История захоронения ОЛП-1, Гаврилова поляна, 1939 – 1954 г.г.». Последние два года мы с ребятами участвуем в Крестном ходе от села Ширяево до монастырей в Подгорах. Во время Крестного хода непременно делается остановка возле Гавриловой поляны и служится лития по безвинно погибшим, находившимся в заключении в этих местах. Наше внимание привлек памятник с фамилиями 18-ми генералов, расстрелянных 28 октября 1941 года. Мы решили заняться проблемой исследования истории села Гаврилова поляна, в частности, захоронения Отдельного Лагерного Пункта № 1. Настоятель храма во имя св. вмч. Дмитрия Солунского – отец Вячеслав (Андреев) благословил нас на проведение данной работы, посоветовал, к кому можно обратиться за консультацией. В ходе работы были изучены рассекреченные документы Центрального Архива ФСБ России, однако ответ на вопрос не был получен. В поисках информации по теме нашей работы обращались за консультацией к члену Общественной палаты Самарской области, сотруднику Общества содействия национальным паркам "Парквей" Рощевскому Ю.К.. Юрий Константинович дополнил имеющиеся у нас сведения. В частности, он сказал, что застал в живых одного из охранников ОЛП-1, узнал от него, что практически каждый день в лагере умирало 10 – 15 человек. Получается, что за время существования лагеря, в нем умерло около 2000 человек. Что касается памятника расстрелянным генералам, то Ю.К. Рощевский высказался достаточно резко: «Я до недавнего времени работал научным сотрудником, поэтому признаю только то, что доказано учеными. На Гавриловой поляне никаких генералов просто и не было никогда, а тем более их никто там не расстреливал». Для уточнения информации по теме работы мы обратились к ведущему специалисту архивного отдела Администрации г.о. Жигулевск Самарской области Аксютиной Л.Ю. Нужных документов в Архиве г.Жигулевска не оказалось, однако нам сообщили, что поселок Гаврилова поляна относится к Волжскому району Самарской области, поэтому сведения о самом поселке можно получить в архивном отделе администрации Волжского района. Полагая, что интересующая нас информация может иметься в Краеведческом музее Волжского района, мы отправили запрос директору музея Е.А. Чертовой. Ее ответ многое прояснил. Оказывается, Самарская областная Ассоциация общественных объединений пенсионеров и инвалидов – жертв политических репрессий, обратилась к Главе администрации Волжского района А.В. Баландину с просьбой об установлении памятника 18-ти расстрелянным генералам в честь празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Разрешение было получено.
Елена Александровна была ранее одним из инициаторов установки памятного знака всем захороненным в Гавриловой Поляне, поэтому она заинтересовалась нашим исследованием и попросила предоставить текст нашей работы в подарок Музею. Что мы с удовольствием и сделали. 

Подводя итог выше сказанному, ее раз выделю те этапы, на которых эффективно взаимодействие системы «музей – школа». (Рис. 2)

Эффективность работы такой системы будет тем выше, чем более заинтересованными окажутся оба этих воспитательных института.

Список литературы

  1. Гревс, Т.М. Экскурсионные методы. Формы познавательной деятельности./Т.М. Гревс. – М.: Наука, С.9-12.

  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!