СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль музыкальных игр в формировании нравственных отношений младших школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая деятельность для младших школьников, самая активная и доходчивая. Поэтому и обучать надо, играя.

Просмотр содержимого документа
«Роль музыкальных игр в формировании нравственных отношений младших школьников»

Роль музыкальных игр в формировании нравственных отношений младших школьников





Гилёва Валентина Евгеньевна

педагог, дополнительного образования

Муниципального Казенного Образовательного Учреждения Дополнительного Образования Дворец Творчества Детей и Молодёжи на базе Муниципального Казенного Образовательного Учреждения Средней Образовательной Школы села Булгин, Охотского района, Хабаровского края

Руководитель, танцевального коллектива «Фантазия» и танцевального коллектива «Успех». И педагог дошкольного образования, воспитатель МКДОУ №7 «Солнышко»

с. Булгин, Охотского района, Хабаровского края.

2017г.

(рис. 1 — автор статьи)





Формирование нравственных отношений детей в игре

Возрастные особенности школьников требуют определенных форм и методов педагогической работы.

Эмоциональность педагога, его увлеченность, интонационная выразительность речи — тоже своеобразный методический прием, помогающий вызвать интерес к людям, уважение к тем, кто умножает богатство и славу и творческий потенциал Родины.

Чем богаче представления ребят, тем разнообразнее и шире становятся их собственные приобретения. Важно, чтобы уже в процессе освоения знаний о творческой деятельности и отношениях людей дети овладевали способами их музыкального отображения.

Рассмотрим эти положения на примере ознакомления школьников с трудом строителей. Дети под музыку строят, используя способы, которым их обучили на занятиях по хореографии. Однако социального опыта им не хватает, и игра застревает на стадии предметных действий: дети сооружают стены, в них намечают окна, двери, сверху дом покрывают крышей. Шоферы на машинах подвозят строителям кирпичи и всё это в танце.

Для обогащения музыкальной игры педагог во время наблюдений за работой строителей, а также в дальнейшей беседе дает детям самые общие, но характерные представления о значении коллективного труда строителей («Строители и шоферы работают вместе, помогают друг другу, поэтому они быстро строят хорошие дома. Люди благодарны строителям за их труд»). Происходит постепенное смещение интересов школьников от предметных действий со строительным материалом (первая стадия игры) к конечному результату собственных и совместных действий — праздничное ликование и пляска (кто во что горазд), по случаю построенного дома. Дети вовлекаются в отношения сотрудничества. Так музыкальная игра, а следовательно, и отношения школьников, поднимаются на более высокую стадию развития.

Представления об отношениях ответственной зависимости закрепляются в связи с новыми образами. Конкретизация типичных трудовых действий необходима для обогащения знаний детей и переноса их в игру. Действия, отражающие опыт ребенка, способствуют возникновению нравственных отношений.

Какие же методы используются, чтобы раскрыть детям новое содержание игры? Это: рассматривание зданий, расположенных рядом со школьным учреждением, целевая прогулка к действующей стройке, рисование, чтение стихотворения М. Гогашвили «Маленькие строители», показ картины «На стройке», беседа о труде строителей, показ кукольного спектакля «Кто быстрее построит дом» и конечно же танцевальные этюды. Всё это интегрированные занятия. [6, 124].

Практика показывает: дети согласованно играют больши­ми группами, однако каждый хочет выполнять интересную роль. Удовлетворить желание ребенка, расширить его игровые возможности позволяет ознакомление с новыми образами.

Не обязательно жестко придерживаться предложенной методики. Например, педагог может попросить детей составить творческий танцевальный рассказ. Ведь именно в таких рассказах закладываются и развиваются замыслы, сюжеты, которые на занятии выражаются в танце и в играх реализуются в действиях.

Рассмотренное содержание не только помогает школьникам освоить нравственную суть музыкальной игры, но и формирует способы отображения действительности адекватными средствами игры (роль, игровые отношения ).

Чтобы создать в представлении ребенка прообразы игровых действий и отношений, которые могут быть использованы для развития сюжета, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи следует давать наглядные и словесные образцы ролевого поведения (взаимоотношений между людьми, отношения к общественно полезной деятельности), подбирать танцы в соответствии с темой занятия и выполняемой ролью и т.д. Разнообразные ситуации, в которых протекает совместная деятельность людей, служат материалом для разыгрывания различных вариантов сюжета, которые ребята развивают самостоятельно, комбинируя фрагменты информации, полученной от педагога, со своим личным опытом.

Углубляя представления школьников на занятиях по хореографии (дидактическая театрализованная игра, творческая импровизация и др.) или по изобразительной деятельности (рисование, конструирование, аппликация), можно активизировать их вообра­жение, предлагая каждому представить себя участником сюжетно-дидактической музыкальной игры, излагаемых в придуманном рассказе или изображенных на рисунке. Это поможет ребенку в даль­нейшем самостоятельно перевоплощаться в соответствующий образ. Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения, и одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер музыкальной игры возможно лишь при правильном педагогическом руководстве.

Развитие сюжета предполагает многообразие и вариативность его эпизодов. Детская фантазия порой настолько непредсказуема, что неопытный педагог не в состоянии сразу принять правильное решение. Поэтому он должен не только обладать общей и педагогической эрудицией, но и знать способ руководства игрой, иметь ориентировочный (мысленный) план содержания знаний и нравственных представлений, полученных детьми во время работы, предваряющей музыкальную игру.


Отношения детей приобретают нравственную направленность — педагог беспокоится о детях, дети дисциплинированно выполняют его задание и таким образом тоже выражают свою заботу о людях.

С помощью игровых обращений можно активизировать формируемые у детей нравственные отношения и пополнить развиваемый сюжет многочисленными эпизодами. Педагог, находясь рядом с детьми и подыгрывая им, сам может не связывать свои действия с конкретной ролью, а эпизодически вступать в общение поочередно со всеми детьми, на которых надо повлиять в тот или иной момент игры. Ребенок охотно откликается на такое подыгрывание, непроизвольно следуя рекомендациям педагога. Воспитательное влияние игры при этом усиливается. Педагог легко достигает требуемой цели, если вступает с детьми в ролевые отношения. Советы, предложения, вопросы, напоминания взрослого должны адресоваться ребенку — исполнителю определенной роли.

Использование приема игрового обращения позволяет целенаправленно упражнять детей в нравственных поступках, повышает педагогическую эффективность игры. Под влиянием систематической активизации нравственных отношений в игре наступают изменения и в личных отношениях детей.

В процессе освоения правил поведения повышается активность и самостоятельность детей: они не только сами соблюдают правила, но и требуют их выполнения от товарищей. В результате правило становится средством, при помощи которого можно наладить совместную игру со сверстниками.

Заинтересованность в этом процессе побуждает ребят предъявлять требования к тем участникам игры, которые их нарушают: не придерживаются очередности при распределении ролей, не уступают игровой материал, не считаются с мнением товарищей, не принимают некоторых детей в игру и т.д.

Обычно ребенок, отстаивая свои правила, апеллирует к взрослому в расчете на его поддержку. Некоторые отмахиваются от подобных заявлений детей, считая их ябедничеством. Поборникам справедливости навешивают обидный ярлык, а нарушители радуются благополучному для них исходу спора.

В таких обстоятельствах число жалоб вскоре уменьшается. Но это лишь видимость благополучия: общественная активность детей снижается, не находя последовательной поддержки взрослого.

Иногда в группе встречаются дети, которые, пользуясь рас­положением, признанием или не сопротивлением сверстников, позволяют себе игнорировать общие для всех нормы и требования.

К созданию педагогически целесообразных игровых групп следует привлекать самих детей, развивая роль оценки и самооценки поведения. Зная, что с товарищами, выполняющими нравственные нормы, играть приятнее, ребята становятся требователь­нее друг к другу и выбирают партнерами тех, кто не подавляет своей активностью, эгоистическим поведением. Дети — нарушители поведения приучаются считаться со сверстниками, иначе их могут не принять в игру. Педагогу следует поддерживать справедли­вые требования участников игры, поощрять и выделять как образец положительные поступки. В результате обеспечивается ведущее положение детей, поддерживающих нравственные отношения.

Педагог руководит игрой каждой группы, активизируя и совершенствуя нравственный опыт школьников. В итоге самостоятельное общение в игре происходит на достаточно высоком моральном уровне и характеризуется длительностью, слаженностью отношений между всеми детьми.

Нравственное формирование - это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Из этого следует, что особенно эффективным является формирование ребенка в игровой деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь.

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Игра – очень мощное средство воспитания и развития личности школьника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют школьники, играя, - в значительной степени зависит от педагогов школьного учреждения.

  2. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а, прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.

  3. Развитие моральных суждений и оценок со стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания. Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для младшего школьника.

  4. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что он поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

  5. В сфере нравственного воспитания для ребенка пример взрослого играет важнейшую роль.

Таким образом, если работа по воспитанию нравственных качеств ведется регулярно, то анализ поведения детей показывает положительные сдвиги в отношениях воспитанников, которые формируются в связи с игрой и в самой игре, в бытовом и трудовом общении.