СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль музыки в развитии познавательной способности детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Роль музыки в развитии познавательной способности детей дошкольного возраста"»

Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста

Добрый день, уважаемые коллеги!

 Познавательное развитие – одно из важнейших направлений

дошкольного образования. Задача педагога – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательностипознавательной активности и развития познавательных способностей детей. Основными формами организации познавательной деятельности

на музыкальных занятиях являются :

1. Восприятие музыкальных произведений.

2. Дидактические игры.

3. Познавательно-исследовательская деятельность.

Восприятие музыкальных произведений – это один из основных видов музыкальной деятельности человека. Музыка успокаивает, вызывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость. У детей слушание музыки развивает познавательный интерес, расширяет музыкальный кругозор и повышает музыкальную восприимчивость.

Слушая музыкальные произведения, беседуя о характере и содержании музыкального произведения, ребенок знакомится с историей и культурой родного края и России.. Усваивает представления о природе, о жизни и деятельности человекав образной, эмоционально-чувственной форме.

Дидактические игры – следующая форма организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, созданных

для решения задач обучения, воспитания и развития детей на основе образовательных ситуаций. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети, применяя уже освоенные ранее представления, самостоятельно решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения проблемных ситуаций.

Например, дидактические игры«Узнай и спой песню по картинке»;

«Музыкальный магазин»«Назови композитора» – способствуют развитию восприятия и музыкальной памятидидактические игры«Музыкальные инструменты» и «Веселые музыканты» муз. Ш. Кульбарисова – знакомят с культурой башкирского народа, а музыкальная дидактическая игра «Времена года» – способствует развитию представлений о природе. Важно, чтобы при организации дидактической игры были

представлены все её элементы: дидактическая и игровая задача, содержание и правила игры, игровые действия, результат игры. Задачи, поставленные музыкально-дидактической игрой, требуют устойчивого внимания, активной деятельности всех анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения, что, несомненно, влияет на развитие познавательных способностей детей.

Следующая форма – Познавательно-исследовательская деятельность. Это своего рода детская лаборатория, в которой ребенок получает массу сведений о новом объекте в процессе его практического исследования. На основе восприятия и с помощью обследовательских действий дети

устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы (из чего? для чего? как использовать, задумываются над ответами на них, пытаются найти ответы самостоятельно. Например, знакомя детей с музыкальными и немузыкальными звуками, педагог подводит детей к исследованиюопределяя проблемные вопросы«Что такое звук?»«Как он получается?»«Почему звуков так много?»«Откуда берутся звуки?», а затем вводит в процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков и творческое самовыражение. Чем разнообразнее и интереснее музыкальный руководитель организует исследовательскую, поисковую деятельность на музыкальном занятии, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет развитие познавательных способностей. Примечание.

В самостоятельной музыкальной деятельности для развития у детей познавательных способностей можно организовать : творческие мастерские, игры – путешествия, игры – инсценировки, творческие гостиные, интерактивные праздники.

Таким образом, представленные формы проведения музыкальной деятельности позволяют обеспечить развивающее обучение дошкольниковспособствуют обогащению познавательной сферы и развитию их познавательных способностей.

Муз.рук.:

Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

  У меня есть сундучок,

  Что же в нем скрывается?

 Руку только протяни,

Что лежит, ты в нем возьми.

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цветукрасные, желтые, синие, ….

1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)

Муз.рук.:

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом. Для начала я предлагаю прослушать две, знакомые нам с детства песни, а затем, наши участники исполнят ритмический рисунок одной из них, а вы, должны угадать, какая именно песня прозвучала.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.

Муз.рук.: 

Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника, память. Следует обратить внимание на то, что дети могут узнать только ту песню, которую они исполняли или слушали на этом же занятии.

2.  А вот еще одно упражнение «Игра на шариках»

( зеленые нотки).

Раздаются воздушные шары и барабанные палочки. Надо повторить заданный ритм. (бум-бум- тук, тук, тук)

3.Слушание музыки.

    Необходимо, слушая музыкальное произведение, не дать шарику коснуться пола. Но делать это надо соответственно характеру музыкального произведения.

Такие упражнения развивают у детей координацию движения, развивают слух, помогают скооперировать движения под музыку.

4. Упражнение с трубочками.  2а участника.

Выстукивают ритм палочками, а муз. рук. подыгрывает на фортепиано.

Муз.рук.:

Это упражнение    развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника, а так же учит ребят играть ансамблем.

5 Переходим к следующим играм  

(Участвуют все присутствующие)

Муз.рук.: 

Зазвучали жесты наши,                                                                 А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Звучит полька «Добрый жук». Участники, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:

 а)   хлопок;

б)   шлепок по коленям;

в)   притоп;

 г)   два пальчика над головой.

Муз.рук.:  В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

6. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов) (желтые нотки4 нотки

Муз.рук.: 

Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит   колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(свистулька)

Муз.рук.: 

 Совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой). Развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Сказка из моего откр. Просмотра

7. Или стихотворение под металофон

Очень важно,   наличие во всех видах таких упражнениях элементов творчества.  

Поем молча (участвуют сереневые нотки)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик,                         вслух

В траве сидел кузнечик,                     про себя

Совсем как огуречик                                 вслух

Зелененький он был.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Совсем как огуречик.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Зелененький он был.                               про себя

Муз.рук.

А теперь еще раз, только теперь свое пение мы сопровождаем ритмическими хлопками

Муз.рук.: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

9. Театр пантомимы (задание для участников с голубыми нотками)

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б)   человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Муз.рук.: Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

9. Танцтерапия  (для  всех участников)

Муз.рук.:

Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»

Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули, гули, гули, гули, гули,

рам зам зам,

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули гули гули гули гули

рам зам зам

Ариба, ариба,

гули гули гули гули

рам зам зам

Арафи Арафи гули гули гули

гули рам зам зам 

1 хлопок по коленям,

3 хлопка в ладошки,

 

 вращают предплечьями на уровне груди, 

 

движения повторяются,   

 

 

 

поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки,вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка 

Муз.рук.: 

Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты,   доверия в процессе работы.

Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.  

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

На последок я хочу предложить Вам небольшое видео, которое, надеюсь еще больше поднимет ваше настроение.