Просмотр содержимого документа
«Роль наставничества в формировании личности учителя»
МКОУ «Илирская образовательная школа №2» п.Прибрежный
РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Докладчик: Иванова Надежда Дмитриевна
П. Прибрежный 2023г
Актуальность
- Социально-экономические и политические изменения в обществе
- модернизация
- глобализация и цифровизация системы образования
- введение новых образовательных стандартов
- переоценка роли учителя как активного субъекта педагогического процесса
- уровень подготовки
- профессиональные и личностные качества,
- социальная позиция и конкурентоспособность
- система сформированных профессиональных компетенций у педагогов
наставник тьютор
опытный педагог
Актуальность
- «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.»
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.»
- «Необходимость возрождения института наставничества, которое сегодня признано одним из приоритетных направлений образовательной и кадровой политики государства» В. В. Путин
Цель: раскрытие возможностей наставничества как действенной формы становления и развития личности молодого педагога в контексте истории отечественной системы образования и наставничества в подготовке профессиональных кадров.
История развития
персонаж гомеровской «Одиссеи» – Ментор
Наставничество на Руси
- Мудрый советчик, старший друг, родитель, который не только опекал, воспитывал, но и любил ребенка как отец и мать.
- Дети должны были безоговорочно подчиняться родителям и наставникам
- Учителей называли мастерами, наставниками молодежи.
Известные педагоги XIX- XXI века
- «Наставничество как социальный институт» Н. А. Корф, С. А. Рачинский,
- «Профессиональная адаптация и становление молодого учителя напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника, от его личности». К. Д. Ушинский
- «Очень важно, чтобы рядом с молодым учителем был наставник (тьютор); чтобы был человек, который может помочь учителю – осознанно использовать в профессиональной деятельности то, что получено в обсуждениях» С. Г. Вершловский, А. И. Ходаков
- «Наставничество, как способ образования и развития личности» С. Я. Батышев, Н. Д. Никандров, В. И. Слободчиков и др.
- «Процесс эффективного взаимодействия наставника и ученика по передаче знаний и собственного опыта» Н. Ю. Синягина, Н. Сулейманова, Т. Ю. Райфшнайдер и др.
«Наставничество используется в обучении, с различными целями: со старшеклассниками – в целях профориентации; со студентами-стажерами – для углубления профессионального образования и подготовки к возможной будущей профессиональной социализации; с руководителями – для подготовки к развитию управленческой карьеры; с новыми сотрудниками – для решения задач их адаптации в компании»
Современное понятие наставничества
- « наставничество – это образовательный процесс на рабочем месте.
- психолого-педагогическая поддержка сопровождение молодого учителя и как перспективная образовательная технология
- Наставничество – это не только система адаптации и профессионального развития молодых сотрудников. Это еще и часть культуры, это среда, в которой наставником передаются знания, навыки и опыт, и успешные модели поведения»
- наставничество как способ передачи знаний, умений и навыков более опытного сотрудника менее опытному в определенной предметной области.
Тьюторство как одна из форм наставничества представлена в образовании и как профессия, и как профессиональная психолого-педагогическая позиция, имеющая огромный потенциал в сопровождении молодого учителя и влияющая на развитие индивидуальности, профессионального самоопределения, психологического здоровья человека; оказание помощи, поддержки обучающимся, создание условий для их самореализации
Проекты наставничества как инструмента сопровождения и поддержки молодого учителя
«Союз наставников России»
«Современная школа» «Наставник»
«Молодые профессионалы»,
«Учитель будущего»
«Объединение наставников»
Результаты работы МКОУ «ИСОШ №2» п. Прибрежный
:
3 педагога имеют высшую квалификационную категорию
16 педагогов - 1 квалификационную категорию
4 педагога – почётные работники образования Российской Федерации или отличники народного просвещения.
3 педагога являются наставниками для молодых учителей
25 выпускников нашей школы стали ее учителями. Ежегодно выпускники школы поступают в педагогический колледж.
- Наставничество решает задачи не только профессионального роста, но и формирования кадрового резерва.
- Способствует развитию и саморазвитию личности педагога, повышению его профессиональной компетентности, педагогического мастерства, формированию умений, навыков и профессионализму молодого педагога в целом.
Спасибо за внимание!
Иванова Надежда Дмитриевна , Учитель технологии «ИСОШ №2»