РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Иванова Надежда Дмитриевна
Учитель технологии «ИСОШ№2»
В сообщении представлены результаты наставничества, действующей на базе МКОУ «ИСОШ №2» п.Прибрежный. Особое внимание уделяется истории наставничества, которая дает нам возможность перенимать опыт и прогнозировать возможное развитие будущего. Наставничество способствует саморазвитию личности педагога, развитию его педагогического мастерства и карьерному росту.
К высоким требованиям работодателей к уровню подготовки выпускников вузов, их профессиональным и личностным качествам, социальному положению и конкурентоспособности привелиизменения в сфере образования, усложнением системы социальных отношений, модернизация, глобализация и цифровизация системы образования, внедрение новых образовательных стандартов привели к переоценке роли преподавателей, значительно повысили. Современная школа нуждается в учителях, которые способны к сотрудничеству, обладают мобильностью, динамизмом и конструктивностью, а также ответственностью и способностью принимать оперативные решения. Необходим новый тип учителя - многофункционального профессионала, который будет включать в себе помощника, наставника и иметь индивидуальный подход[1].Школа, по мнению многих ученых и экспертов нуждается в специалистах, способных работать в новых условиях, владеющих различными компетенциями, собственной позицией, умеющих не только передавать знания, но профессионально и продуктивно их решать.В связи с тем, что «большинство школьных проблем у детей, их родителей, педагогов обусловлено отсутствием системы сформированных профессиональных компетенций у педагогов»сегодня становится значительно актуальной проблема психолого-педагогического сопровождения, наставничества, тьюторства молодого учителя, которому необходима помощь со стороны опытного педагога.
Остро встает проблема развития института наставничества, расширения практик наставничества в образовании что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития воспитания гражданина России», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», а также на заседании Государственного совета и комиссии при Президенте Российской Федерации (2018), когда В. В. Путин подчеркнул необходимость возрождения института наставничества, которое сегодня признано одним из приоритетных направлений образовательной и кадровой политики государства.[2,3]
Наставничество, как форма обучения была известна еще с древних времен. Первым наставником, с которым можно познакомиться в древнегреческой мифологии это персонаж гомеровской «Одиссеи» – Ментор.Сократ, Платон и Аристотель так же являются яркими примерами образования наставничества. Сократ главной задачей наставника считал пробуждение душевных сил ученика в процессе беседы. В учении Сократа учитель (наставник) должен был сподвигнуть воспитанника на самостоятельный поиск знаний и их анализ. Платон был глубоко убежден, что фундаментальное знание представляет собой познание добродетели, основанное на личном опыте и размышлении. Платон пришел к выводу, что знание есть открытие истины, независимой от личного опыта или от наблюдателя видимого мира, и знание это может быть передано другим. В начале IV в. до н. э. он, в соответствии со своими убеждениями, основал школу в местечке, называвшемся Академия, сразу за стенами Афин. Школа Платона, называвшаяся Академией, была не учебным или исследовательским институтом в современном смысле, но скорее неформальным клубом, в котором взрослые люди, интересовавшиеся философией, математикой и теоретической астрономией, могли собираться, учиться и проводить время в беседах под руководством Платона. Там же под руководством своего учителя появился еще один знаменитый наставник - Аристотель. Позже он основал собственную философскую школу в Афинах под названием Ликей, позже получившей название школы перипатетиков – по названию крытых галерей (peripatos),в которых ее ученики вели беседы, укрываясь от палящего средиземноморского солнца[4]. На руси наставничество в основном проявлялось в княжеских семьях. Воспитателями детейчасто были родственники родителей, которым детей отдавали на воспитание. В наставнике видели мудрого советчика, старшего друга, родителя, который не только опекал, воспитывал, но и любил ребенка как отец и мать. Дети должны были безоговорочно подчиняться родителям и наставникам.Профессия учителя всегда считалась особым призванием человека, их называли мастерами, наставниками молодежи [5].
Проблема наставничества рассматривается и упоминается во многих трудах известных педагоговXIX–XX века. К. Д. Ушинскийсчитал.что профессиональная адаптация и становление молодого учителя напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника, от его личности. О своем обучении он писал:Воспитание, которое мы получили в бедной уездной гимназии маленького городка Малороссии Новгорода-Северского, было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях. Этому много способствовала страстная любовь к науке и несколько даже педантическое уважение к ней в покойном директоре Нижегородской гимназии, старике профессоре, имя которого известно и ученой литературе - Илье Федоровиче Тимковском. Так, великий русский педагог считал, что профессиональная адаптация и становление молодого учителя напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника, от его личности. Он был глубоко убежден, что теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, а не заменять. К. Д. Ушинский придавал огромное значение систематическому обучению учащихся логике мышления. Блестящим примером разъяснения детям логических приёмов и категорий является его труд «Первые уроки логики», в котором в популярной форме излагаются основные понятия и правила логики: сравнение, различие и сходство, суждение, роды и виды, признаки, понятие, определение, причина и следствие и другие. [6]. Известно, что термин «наставничество» происходит от английского слова «mentor» и означает «мудрый помощник, советчик, эффективный наставник». Считается, что понятие «наставничество» приобрело свое современное значение в середине 70-х годов века. Действительно, оно широко использовалось в советской системе образования и рассматривалось не только как способ традиционной практики адаптации кадров в профессиональной деятельности, но имело разные трактовки определения. Один из известных советских и российских педагогов был доктор педагогических наук, профессор, специалист в области андрагогики и непрерывного образованияС. Г. Вершловский, ранние работы которого посвящены проблемам образования рабочей молодежи и работе вечерних школ.Значительная часть его работ посвящена исследовательской деятельности школ‐лабораторийи созданию социологического портрета выпускника школы.Как показала практика, наставничество особенно необходимо в профессиональной деятельности учителя. По мнению С. Г. Вершловского, «очень важно, чтобы рядом с молодым учителем был наставник (тьютор); чтобы был человек, который может помочь учителю – осознанно использовать в профессиональной деятельности то, что получено в обсуждениях» [7].
Ученые, раскрывая сущность понятия «наставничество», рассматривают его как один из способов образования и развития личности; как передачу знаний, умений и навыков молодому человеку от более опытного, знающего и умеющего оказать помощь и совет, поддержку молодежи в социальном взрослении (С. Я. Батышев, Н. Д. Никандров, В. И. Слободчиков). Другие видят в наставничестве действенную форму воспитания и профессиональной подготовки молодежи, процесс эффективного взаимодействия наставника и ученика по передаче знаний и собственного опыта (Н. Ю. Синягина, Н. Сулейманова, Т. Ю. Райфшнайдер)[1].
В современной школе наставничество направлено на поддержку и направление для новых учителей. Оно предоставляет индивидуализированную помощь и руководство, способствуя их профессиональному росту и эффективности образовательного процесса. Однако, существуют проблемы, которые мешают эффективности наставничества молодых специалистов в современной школе, например отсутствие системного подхода, недостаточное педагогическое мастерство наставников, отсутсвие четких целей и недостаточность времени для сопровождения молодого учителя[8].Эти и другие проблемы мы стараемся решить в нашей школе.
На протяжении нескольких лет в нашей образовательной организации МКОУ «ИСОШ №2» п. Прибрежный функционирует наставничество для молодых педагогов, а также для старшеклассников, интересующихся учительской профессией. Деятельность наставничествапозволяет не просто развивать умения и навыки молодых учителей, но способствует в будущем их собственному становлению в качестве наставников. Из 36 педагогов школы 3 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 16 педагогов - 1 квалификационную категорию, 4 педагога – почётные работники образования Российской Федерации или отличники народного просвещения. Из них 3 педагога являются наставниками для молодых учителей. Из выше сказанного, «интеграция научно-педагогических идей с практикой возникает в результате деятельности творческой группы, объединения, образовательного учреждения или экспериментальной площадки».Главный итог работы наставничества заключается в том, что 25 выпускников нашей школы стали ее учителями. Ежегодно выпускники школы поступают в педагогический колледж. Наставничество решает задачи не только профессионального роста, но и формирования кадрового резерва.
Результатами своей методической работы педагоги школы делятся через участие в конференциях разного уровня. Таким образом, наставничество (тьюторства) для современного учителя чрезвычайно значимо и актуально, способствует развитию и саморазвитию личности педагога, повышению его профессиональной компетентности, педагогического мастерства, формированию умений, навыков и профессионализму молодого педагога в целом.
Список литературы
1.Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Лебедева О. В., Пугачев А. В. Наставничество как действенная форма становления и развития личности молодого учителя // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, №1. С. 5. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-5.
2.АгафоноваВ.М.. НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА// МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 4 (101) 2023 ISSN 1991-5497.
3. Кохан Н. В., Гозман Т. М. Наставничество как образовательное взаимодействие // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70). С. 5–14. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.01
4. Югфельд, Е. А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект / Е. А. Югфельд // Мир наук
5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 2: М-Я. Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.
6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (предисловие к тому 1) // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 8. Москва; Ленинград: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 774 с
7. Алексеев С. В. Вклад профессора С. Г. Вершловского в развитие идеи наставничества в системе образования // Человек и образование. 2021. №2(67). С. 148-151
8.Пасека М. А. Проблемы наставничества в современной школе // Научные высказывания. 2023. №19 (43). С. 21-23. URL: https://nvjournal.ru/article/Problemy_nastavnichestva_v_sovremennoj_shkole