СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль практических и лабораторных работ в повышении качества знаний по биологии»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для педагогического совета.

Просмотр содержимого документа
««Роль практических и лабораторных работ в повышении качества знаний по биологии»»

«Роль практических и лабораторных работ в повышении качества знаний по биологии»

Ошибочно думать, что много знания есть достоинство.
Важно не количество, а качество знания.

(Л.Толстой)



Учебная дисциплина «Биология» играет важную роль в когнитивном, коммуникативном, социокультурном развитии обучающихся с нарушениями слуха.

Биология содействует формированию у обучающихся с нарушениями слуха ценностного, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитанию духовности, активности, способности к созиданию для сохранения ресурсов планеты. Знакомство с началами естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт обучающемуся с нарушенным слухом ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление личных интересов.

В ходе изучения курса биологии, обучающиеся с нарушениями слуха, овладевают практико-ориентированными знаниями, что важно для развития экологической и культурологической грамотности.

Программа биологии предусматривает проведения большого количества практических и лабораторных работ.

Выполнение лабораторных и практических работ обязательно для каждого учителя, что необходимо для повышения образовательного уровня обучающихся и получения навыков по практическому использованию полученных знаний.

Лабораторные и практические работы - это основа усвоения учащимися не только знаний, но и умений. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача обучающихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где школьники могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где обучающиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний, что в свою очередь в дальнейшем ведет к повышению качества знаний обучающихся.

На уроках биологии лабораторные и практические работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности.

Лабораторные и практические работы можно рассматривать как средство обучения - средство формирования необходимых умений и навыков, как средство формирования понимания практической значимости предмета, как средство развития поисковой активности обучающихся, как средство контроля знаний.

В процессе выполнения лабораторных и практических работ обучающиеся могут закрепить не только навыки практического характера, но и умения и навыки интеллектуального труда: умений самостоятельно выполнять учебные задания, умений наблюдать, экспериментировать, рассуждать, обобщать и критически мыслить, умений самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы и делать выводы, умений использовать приборы и различного рода оборудование в самостоятельной работе, умений опираться на практику и связывать ее с теорией.

Лабораторные и практические работы позволяют обучающимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития обучающихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.

Наличие в содержании инструкции проблемных вопросов позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся к исследовательской деятельности.

Эффективность самостоятельной работы во многом зависит от качества руководства восприятием. Необходимо не только предоставить обучающимся объект для работы, но и показать, что с ним нужно делать, научить наблюдать, составить программу наблюдений. Ознакомление обучающихся с объектом должно идти от целого к частному, а затем опять возвращаться к целому на основе проведенных наблюдений. Инструктаж, проводимый перед началом самостоятельной работы, должен содержать ответы на следующие вопросы:


- каковы цель и задачи лабораторной работы;

- какие методы следует использовать и каков порядок проведения работы;

- как нужно содержать в порядке рабочее место;

- каковы требования техники безопасности при проведении работы;

- как оформить результаты.


Лабораторные работы выполняются обучающимися самостоятельно, однако на начальных этапах, а также при проведении сравнительно новых типов самостоятельных работ (например, определение растений) рекомендуется работу разбить на части. Перед началом каждой из них учитель дает пояснения, и работа выполняется фронтально. Целесообразно также активно проработать карточки-инструкции всем классом. Особое внимание следует уделить окончанию работы. За несколько минут до завершения работы обучающихся следует предупредить, что время, отведенное на нее, заканчивается. Необходимо закончить оформление и привести в порядок рабочее место. Обязательно следует обсудить выполнение работы, сделать выводы.

В результате такого урока ученик не только закрепляет полученные знания и учится применять их на практике, но и учится самостоятельно принимать решения, работать в коллективе.

Используя лабораторную работу в качестве метода обучения, мы используем ее и как средство и форму обучения. Таким образом, мы можем сделать вывод, что лабораторная работа - это не только форма проведения занятия, но и средство, оказывающее сильное воздействие на весь процесс обучения биологии, и метод, позволяющий достичь поставленных целей.

Несмотря на положительную роль лабораторных занятий в повышении качества знаний по биологии, эта форма организации учебных занятий, к сожалению, используется далеко не полно и не повсеместно. Зачастую лабораторные занятия приходится заменять уроками демонстрационного характера. Такое явление- следствие не только субъективных причин (недооценка значения лабораторных занятий, боязнь за состояние дисциплины обучающихся во время самостоятельной работы), но и ряда объективных, важнейшими из которых следует считать отсутствие в школе соответствующего оборудования.