СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль религии в конфликте

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на тему "Роль религии в решении конфликта". В эссе рассмотрена роль религии (ислама, христианства, буддизма) в конфликтных ситуациях. Религия является неотъемлемой частью общества, поэтому она непосредственно присутствует в конфликтных ситуациях: личностных, государственных, международных.Необходимо отметить, что в истории развития человеческого общества религия может выступать и в роли миротворца, и быть инициатором конфликтной ситуации. Влияние религии на общественное сознание настолько велико, что многие конфликты длятся веками и не завершились до сих пор.

Просмотр содержимого документа
«Роль религии в конфликте»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №8

города Углича Ярославской области






ЭССЕ





Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики

«Типы религиозных организаций»

«Роль религии в конфликте»









Автор: Сироткина Марина Анатольевна



















Углич 2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

1. Тема конфликта в мировых религиях 5

1.1. Буддизм и его отношение к конфликту 5

1.2. Христианство и его отношение к конфликту 5

1.3. Ислам и отношение к конфликту 7

Заключение 8

Список использованных источников 9








































ВВЕДЕНИЕ


«Если бы верующие различных религий сегодня старались думать,

судить и действовать в духе основателей таких религий,

тогда между этими верующими не будет вражды, основанной на

вере. Более того, различия в вопросах веры станут несущественными» 7

Альберт Эйнштейн


В современном обществе живут люди с разными взглядами на жизнь, представлениями о нормах морали и правилами, которые являются для каждого приоритетными. Поэтому, среди людей неизбежны конфликты на всех уровнях общества: межличностные, глобальные (международные), а порой и внутриличностные. Что же такое конфликт?

В словарях дается такое объяснение:

1. «Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие, спор» 8.

2. «Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе» 9.

Рассматривая теорию конфликта, можно выделить два направления развития этого явления. Первый, конфликт - негативное явление, которое разрушает личность человека, отрицательно влияет на отношение окружающих к индивиду. Второй подход рассматривает конфликт, как положительную возможность решить проблему, найти выход из конфликтной ситуации. Не зря народ говорит - «в споре рождается истина».

«Религиозный конфликт – разновидность социального конфликта, где все его структурные составляющие (объект, стороны или их побудительные силы, мотивы, интересы, цели и ценности) имеют религиозную основу 5».

Под религиозным конфликтом обычно понимают противостояние представителей различных вероисповеданий или противоборство внутри одной религии, в основе которого лежит нетерпимость к инакомыслию.

Конфликты, основанные на разногласии в вероучениях, являются наиболее сложными. Более того, некоторые споры и конфликтные ситуации не разрешимы до сих пор. Например, взаимоотношения мусульман с христианами, христиан и мусульман с иудеями, мусульман с буддистами и индусами. В буддизме нет понятия «джихад», как у мусульман, или исламское и православное государства. Между течениями одного и того же вероучения существуют конфликтные ситуации, например, между православными, католиками и протестантами в христианстве, шиитами и суннитами в исламе. Конфликт между Индией и Пакистаном - столкновение индуизма и ислама. Противостояние сербов и хорватов подтверждает, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим народностям. На территории современной Украины существует конфликт между тремя крупными православными церковными организациями — Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также канонически не признанные Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

На возникновение религиозных конфликтов оказывают влияние политические, экономические, национальные, социальные факторы. Например, целью крестового похода на Русь было распространение католической веры и обогащение за счет завоёванных территорий.

Между верующими нет единства в пределах одной религии, даже в пределах границы одного государства. Между ними возникают конфликтные ситуации. Внутри конфессий существуют враждебно настроенные друг другу направления: старообрядчество в православии, ваххабизм в исламе и др.

Иногда народы и государства, относящиеся к разным конфессиям. Сплачиваются во имя общих государственных и жизненно важных интересов. Например, специальная военная операция РФ объединила верующих-буддистов, мусульман, православных христиан - на защиту своего государства, на борьбу с неофашизмом.



  1. ТЕМА КОНФЛИКТА В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ



1.1. Буддизм и его отношение к конфликту



В буддизме отсутствует представление о боге-творце, нет понятия «душа», а вместо райского блаженства верующие получали «нирвану». Не существует и религиозной организации, подобной мусульманской или христианской церкви. Буддизм дает человечеству то, чего ему не хватает: систему духовной мудрости, что может вдохновить и нравственно направить, и в то же время не требовать неоспоримой веры в теологические догмы. Напротив, она опирается на человеческий рассудок и личное прозрение. Обратимся к взглядам на понятие «конфликт» духовного лидера буддийского мира Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензин Гьяцо, он говорил: «нациям ничего не остается, кроме как заботиться друг о друге, даже не столько из соображений человеколюбия, сколько оттого, что это в их собственных интересах. В таких обстоятельствах, безусловно, растет необходимость в установлении взаимопонимания между людьми и чувстве всеобщей ответственности»1.

В связи с этим Далай-лама XIV предлагает решать конфликты более мирным путем, находя золотую середину или «срединный путь». Буддизм все более приобщается к требованиям современной жизни, отыскивая подход к изменившимся условиям. Согласно буддийской концепции, ненасилие не означает использование активных, ненасильственных методов в достижении справедливости, поскольку сама справедливость признается, как и мир в целом, майей, иллюзией. Все это означает принятие мира таким, каков он есть. Отсюда этика ненасилия состоит не в том, чтобы что-то изменять, а в том, чтобы не усугублять страдания, которыми пронизана вся жизнь, отказаться от личного участия в совершении насилия, принуждения, «давления».

Проявления любви и милосердия выступают как естественные состояния человека, но они признаются таковыми, пока отвечают требованиям «срединного пути». Чрезмерные любовь и сострадание - это формы привязанности к жизни, загрязнения сознания, от которых нужно так же освобождаться, как и от проявлений враждебности, зла и т.п. Поэтому ахимса, отказ от насилия - это лишь ступенька индивидуального продвижения к цели, разрыву цепи перевоплощений, к нирване, а не нравственный принцип, имеющий самоценность, посредством которого возможно торжество, жизни, имеющей непреходящее значение. Буддизм учит: «Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она» 3.



1.2. Христианство и его отношение к конфликту



Христианство рассматривает разные стороны конфликта, как внутриличностный, межличностный и даже глобальный. В христианстве под конфликтом понимают борьбу добра и зла. Первый конфликт, который произошел во Вселенной, - «когда Люцифер не устоял в любви, в доверии к Богу, в той славе и красоте, которую Господь ему дал, и решил, что ему не стоит подчиняться, захотел сам стать «богом»11. Именно, этот конфликт лёг в основу понимания христианами о том, что все происходящее в мире –это борьба добра и зла.

Федор Михайлович Достоевский говорил, что сердце человека — это поле битвы, где дьявол воюет с Богом за это сердце. Любой конфликт (личный ли, семейный, социальный и даже международный) зарождается сначала внутри человека, как цунами в глубине океана. Причиной, с точки зрения верующего, является нарушенная или утраченная связь с живым «эталоном» смысла жизни, разума, духа. Священное Писание разрешает все межличностные конфликты через прощение. «Прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк.11:25), «...молитесь за обижающих вас...» (Мф. 5:44). Предлагаемые и предпочтительные средства выхода из конфликтов: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). Слова Христа: «...не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39).

Надежные средства предупреждения конфликтов: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми», – призывает ап. Павел (12:18). Иисус говорит: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф.7:1).

Особое отношение у Церкви к конфликту глобальному, международному. Христианство отрицательно относится к войнам, но в русской истории есть случаи, когда Церковь благословляла верующих на битвы. Мы знаем, что преподобный Сергий Радонежский дал Дмитрию Донскому двух схимников для защиты Руси и веры православной в Куликовской битве. Христианство благословляет людей на защиту своей религии, своей Родины, своей земли. Христианство так оценивает подвиг воинов: «Солдаты, которые погибают на службе своего Отечества, попадают в Царствие Небесное». Православная церковь и в ее лице митрополит Кирилл после литургии в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре сказал о специальной военной операции на Украине: «То, что сегодня происходит - это не просто очередная военная кампания…. Создается впечатление, что многим захотелось стереть с лица земли Русь православную. Но да не будет так, и посему сегодня наша особая молитва за власти наши, за воинство наше, за президента нашего, за всех тех, от кого зависит действительно исход той битвы, в которую мы не по воле своей вступили» 10.



1.3. Ислам и отношение к конфликту



Неоднозначное отношение верующих мусульман к конфликтам. В основу мусульманского миропонимания положена идея разделения мира на «обитель ислама» и «обитель неверных». Это и таит в себе конфликтный потенциал, поскольку иноверие в исламе считается «Злом», а значит, неприемлемым для истинного мусульманина. Ислам не исключает ненасилие, обращенного против иноверцев. Более того, противостояние не исключается и между мусульманами.

Если возникает конфликтная ситуация между единоверцами, то первоочередной задачей является примирение сторон. В тех случаях, когда примирение оказывается невозможным, ислам предоставляет мусульманам возможность беспристрастно сражаться за справедливость.

В настоящее время мусульмане обращают внимание на необходимость и взаимодействия в условиях ненасилия, мирной жизни и социальной стабильности. Священное писание мусульман содержится призыв уважать людей, живущих по священным книгам. Таким образом, отражение конфликта в исламе свидетельствует о существовании противоречий: с одной стороны – ненасилие и мирное сосуществование, в том числе с людьми других конфессий, а с другой – насильственные методы борьбы допускаются и даже поощряются в текстах Корана.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В эссе была рассмотрена роль религии (ислама, христианства, буддизма) в конфликтных ситуациях. Религия является неотъемлемой частью общества, поэтому она непосредственно присутствует в конфликтных ситуациях: личностных, государственных, международных.

Необходимо отметить, что в истории развития человеческого общества религия может выступать и в роли миротворца, и быть инициатором конфликтной ситуации. Влияние религии на общественное сознание настолько велико, что многие конфликты длятся веками и не завершились до сих пор. Необходимо помнить, что создание преимуществ для одной религии приводит к ущемлению прав других. В статье 282 Конституции РФ записано, что за «возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение человеческого достоинства … по отношению к религии», определено административное наказание, вплоть до уголовного. В Российской Федерации веками формировалась религиозная толерантность, терпимые отношения, построенные на взаимоуважении между верующими разных религиозных конфессий.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Далай-Лама XIV. Этика для нового тысячелетия. СПб, 2001.

2. Гутарева, Н. Ю. Роль религии в международных отношениях / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1487-1489. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23581197

3. Дхаммапада / Перевод с пали, введение и комментарии В.Н.Топорова. Ответственный редактор Ю.Н.Рерих. – М., 1960. URL:https://www.4italka.ru/starinnoe/drevnevostochnaya_literatura/113567/fulltext.htm

4. Иванов В. В. Роль религии в современном межэтническом диалоге и урегулировании конфликтов // Наука, образование и культура. 2016. №10 (13).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-religii-v-sovremennom-mezhetnicheskom-dialoge-i-uregulirovanii-konfliktov (дата обращения: 06.02.2023).

5. Лучшева Л.В. Религиозные отношения и религиозный конфликт//Вестник экономики. Права и социологии.2017 №4 (с.283-286). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznye-otnosheniya-i-religioznyy-konflikt (дата обращения: 04.02.2023).

6. Святое Евангелие.Российское библейское общество,2007 год

7. Э.Дюкас, Б.Хофман. Альберт Эйнштейн как человек // Журнал "Вопросы философии" 1, 1991г., Москва, изд. "Наука". URL: http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/einshtein.txt

8. Толковый словарь Ожегова

URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11817

9. Официальный сайт Большой советской энциклопедии

URL: https://gufo.me/dict/bse/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82

10. Официальный сайт информационного агентства РИА Новости

URL: https://ria.ru/20221023/konflikt-1826048747.html

11. Официальный сайт Свято-Елисаветинского женского монастыря (Минск). URL: https://obitel-minsk.ru/




77 Э.Дюкас, Б.Хофман. Альберт Эйнштейн как человек // Журнал "Вопросы философии" 1, 1991г., Москва, изд. "Наука".

88 Толковый словарь Ожегова

99 Официальный сайт Большой советской энциклопедии

55 Лучшева Л.В. Религиозные отношения и религиозный конфликт//Вестник экономики. Права и социологии. 2017 №4 (с.283-286)

11 Далай-Лама XIV. Этика для нового тысячелетия. СПб, 2001. С. 17

33 Дхаммапада / Перевод с пали, введение и комментарии В.Н.Топорова. Ответственный редактор Ю.Н.Рерих. – М., 1960.

1111 Официальный сайт Свято-Елисаветинского женского монастыря (Минск)

1010 Официальный сайт информационного агентства РИА Новости