СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Роль семьи в профессиональном определении школьников.”

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении

Просмотр содержимого документа
«“Роль семьи в профессиональном определении школьников.”»




МКОУ “Рыбинская средняя школа”






Тема выступления : “Роль семьи в профессиональном определении школьников.”
















Беликова Мария Александровна








2022-2023г.





Роль семьи в профессиональном определении школьников.


Классный руководитель 6 класса, Беликова М.А.


Работа должна быть по силам;

Она не должна быть изнуряющей;

И ей должен сопутствовать успех.

Дж.Рескин


Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс,

охватывающий значительный период жизни. Результатом профессионального

самоопределения, в старшем школьном возрасте, является выбор будущей профессии. А на сколько этот выбор будет обдуманным, взвешенным и успешным, зависит от нашей с вами работы. Лидирующую роль в профессиональном самоопределении школьников играет семья, и поэтому одной из основных задач школьного психолога является работа с родителями.


Работа школьного психолога по профориентации организуется по следующим

направлениям:

диагностическая

информационно-просветительская

консультативная

выявление запросов родителей - диагностическая(проводится анкетирование,

тестирование родителей);


Анкетирование используется для выяснения степени информированности

родителей, их мнений по поводу профориентационной работы и ее усовершенствования.

Это анкетирование проводится в начале и в конце года. В течении года проводится

тестирование, например «Профессиональное будущее вашего ребенка». - информационно-просветительская(заключается в проведении выступлений на общешкольных и классных родительских собраниях, на которых раскрывается значение предпрофильной подготовки в профессиональном самоопределении учащихся, тематика может быть различной, например


Темы собраний:


«Самовоспитание как важнейшее условие формирования профессиональной карьеры»;

«Специальные способности как одно из условий выбора профессии»;


- проведение лектории о возможных путях продолжения образования;

- организация встреч со специалистами службы занятости, работниками, студентами и выпускниками профессиональных учебных заведений, работодателями;

- консультативная (индивидуальная и групповая) консультации проводятся по

обоснованности и целесообразности выбора конкретным участником того или иного

профиля предстоящего обучения;

по желанию школьника доводим до родителей результаты проведе6нных диагностик;

примерные рекомендации по дальнейшему обучению;

- можно использовать форму семейных консультаций о повышение психологической

компетентности родителей и формирование общей психологической культуры;

- лекции, беседы на тематику:

«Что такое профильное обучение и предпрофильная подготовка»,

«Как помочь выпускнику в самоопределении» и т.д. (значение правильного выбора

профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к качествам работника, пути получения профессии и др.).

выявление запросов родителей.


Взаимодействие семьи и школы в выборе профиля обучения.

Сотрудничество семьи и школы актуально и востребовано всегда. Именно семья и

ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на

профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей. Как помочь старшеклассникам правильно выбрать профиль своего дальнейшего обучения? И кто должен сделать этот выбор, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности и факультета в каком-либо учебном заведении — сам ребенок или родители? В этой ситуации может возникнуть много трений между родителями и детьми,родителями и школой. Но в ответственный момент выбора профиля обучения необходимо, чтобы ученики, родители и учителя были настоящими союзниками. Не все учащиеся в процессе перехода в профильный класс делают осознанный и всесторонне взвешенный выбор профиля обучения. Часто этот выбор происходит вообще без учета мнения самого ребенка. Взрослые опираются лишь на свои предпочтения и свое мнение о его способностях и интересах. Это объясняется привычкой взрослых считать, что они лучше самого ребенка знают, что ему нужно. И об этом родителям необходимо говорить.

Определенная помощь и поддержка взрослых при выборе профиля, разумеется, нужна, но ни в коем случае не следует полностью подменять школьника в этом процессе. Очень важно, чтобы он сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений и осознание своих возможностей. Что можно здесь предложить родителю? В домашних условиях ответить на некоторые вопросы. На первый взгляд очень простые, но важные. Какие у него физические возможности, состояние здоровья? Что он хочет (интересы, склонности, предпочтение)? Что он может (способности, скорость, точность, темы протекания процессов, уравновешенность, открытость, самовыражение и т.д.)?


Какой он (характер, особенности поведения)? Изучив классификацию профессий,

сузив поле поиска, выяснить, что привлекает его в предстоящей трудовой деятельности и избранной профессии. Помочь ознакомиться как можно с большим кругом профессий в избранном им направлении, выбрать группу родственных профессий для углубленного изучения. Выяснить, что его прельщает в выбранной профессии (содержание, предмет труда, требуемые качества личности и т.д.) Сопоставить его возможности с требованиями по избранной им профессии. Узнать потребности села, района, области по избранной специальности. Побеседовать с представителями избранной профессии вашего ребенка, выяснить, в чем заключается их работа. Необходимо побывать на рабочем месте,

познакомиться с условиями труда, выяснить, какие качества личности необходимы.

Посетить с ребенком дни "Открытых дверей» проводимые в ПТУ, техникумах, колледжах, институтах, университетах, во время которых можно получить представление о выбранной профессии. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным. Сейчас воспитательная работа передана в школу, многие родители отстранились от воспитания детей, но администрацией и психологом школы необходимо донести, что именно родителям следует стимулировать активность школьника, открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку. Родители должны обсуждать актуальные

проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений. Семья должна понимать, что: - выбор профессии сложный ответственный шаг в жизни вашего ребенка. Удачно выбранная профессия - это его удовлетворенность, возможность самосовершенствования. - выбрать профессию необходимо обдуманно, с учетом внутренних побуждений, возможностей, личных и общественных интересов вашего ребенка. - успех может быть тогда, когда он станет заинтересованным хозяином выбора. Поэтому родителям необходимо понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку. Необходимо активизировать работу психологов не только с родителями, но и с учащимися.