СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль школьного музея в образовательном пространстве школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музей

Просмотр содержимого документа
«Роль школьного музея в образовательном пространстве школы»

Е.В. Гришанова

Филиал МБОУ «Первомайская средняя

общеобразовательная школа» в с. Хобот-Богоявленское, Первомайский район

E-mail: [email protected]


«Роль школьного музея в образовательном пространстве школы»

Цель любого музея – формирование эмоционально–личностного отношения школьников к ценностям культурного наследия. Школьный музей развивает активность учащихся в процессе сбора, обработки, оформления материалов, имеющих познавательную ценность.

В филиале МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот-Богоявленское создан музей «Истоки», главной целью работы которого является привлечение обучающихся к общественно значимой деятельности, включение их в разнообразные социальные отношения, способствующие усвоению социального опыта и ценностных ориентаций.

Музей – активно действующее звено в деле формирования личности. Социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач [1, с. 14].

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий способствует заполнению их досуга [2, с. 165].

Одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев является экскурсия, которая создает благоприятные условия для усвоения информации.

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В школьных музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации. Во время музейных экскурсии очень часто используется метод чувственного восприятия.

Включение в деятельность активных форм работы приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым мероприятия в музее, с большим удовольствием посещают музейные занятия. У детей формируется уважительное отношение к музеям. На экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными.

За время существования музея «Истоки» накоплен богатый материал и опыт музейной работы. Наш музей имеет историко-краеведческую направленность, что дает возможность рационально использовать его в учебном процессе и воспитательной работе. Экспозиции музея «Крестьянская изба» и «Помним, гордимся, чтим» составляет более 300 экспонатов.

В музейную деятельность вовлечена вся школа, но основную часть работы выполняет актив. Он постоянно пополняется новыми учащимися. Актив изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики; систематически пополняет фонды музея, обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея; создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки, проводит экскурсионно-лекторскую работу; оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время в Совете музея занимаются учащиеся 6-11 классов в возрасте 12 – 16 лет. В целях лучшей организации работы постоянного актива в музее созданы отделы.

Актив постоянно повышает свой профессиональный уровень. В рамках дополнительного образования на базе музея реализуются программы «Мы достойная смена твоя, герой!» и «Музейное дело», которые позволяют с одной стороны наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны способствуют интеллектуальному развитию подростков.

Деятельность музея в образовательном пространстве школы заключается в сочетании традиционных технологий и музейной педагогики сотрудничества, в тесном взаимодействии Совета музея и социума.

В школьном музее учащиеся активно проводят поисковую и исследовательскую работу, разрабатывают проекты: «История одной вещи», «Моя родословная». Музей активно участвует в издательской деятельности школы, издает собственные буклеты, готовит статьи для школьного пресс-центра «Родник».

Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в различных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации.

Еще одним из направлений деятельности музея в образовательном процессе школы является научно-исследовательская деятельность школьников. Участие в конференциях НОУ формирует у учащихся навыки публичных научных выступлений, участия в дискуссиях и умения аргументировано и доказательно выражать свое мнение перед оппонентами.

Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме – символической встрече прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника.


Список литературы

1. Гришанова Е.В. Формирование социальных компетенций обучающихся через работу школьного музея // Организация научно-исследовательской работы со школьниками в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей: материалы VIII областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку» ( г. Мичуринск – Наукоград РФ, 16 октября 2013 года). – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2013. – 82 с.

  1. Кудрина, Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудрина. - М.: «Просвещение» 1985. - 125с.

  2. http://hbschool.68edu.ru/istoki.htm