СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль цвета в жизни школьника

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль цвета в жизни школьника»


XIII РАЙОННАЯ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

«ЭВРИКА»




Секция – Психология

Научно - исследовательская работа на тему:









Выполнила: Афаунова Дарина Залимовна,

ученица 5 «А» класса

МОУ СОШ №1 с.п.В.Куркужин

Научный руководитель: Афаунова Марьяна Мусовна,

педагог-психолог

МОУ СОШ №1с.п.В.Куркужин


2018-2019 год



Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3с.

Глава I. Основная часть. Теоретическая часть.

1. Значение цвета в психологии …………………………………… 4с.

Глава II. Экспериментальная часть.

2.1.Эксперимент "Влияние цвета на физическое состояние "..............5с.

2.2.Эксперимент-диагностика «Цветные дети»


3.3.Эксперимент «Настроение в цвете в течение учебной недели»……



Заключение ………………………………………………………..........8с.

Список литературы…………………………………………………………........9с.

Приложение……………………………………………………………….10с.


























  1. ВВЕДЕНИЕ


Мне кажется, что все дети любят рисовать. А ведь взрослые тоже когда-то были детьми! Когда мы заняты творчеством, у нас улучшается настроение, мы забываем обо всех неприятностях, ведь рисование - невероятно-увлекательное занятие. Рисование развивает интуицию, образное мышление, ассоциативное мышление, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Посмотрите, какой разноцветный мир вас окружает! Цветом можно изобразить даже своё настроение, свои мечты и фантазии.

Однажды на уроке изобразительного искусства мы рисовали лето. Лето на рисунках было разноцветное: красное, зелёное, оранжевое. Голубое небо, алые рассветы, жёлтые одуванчики, синие реки, белые облака – всё это вызывало радостные воспоминания. Одноклассники делились впечатлениями о лете, они были яркими, веселыми, добрыми. А я смотрела на рисунки ребят, слушала их рассказы и думала, отчего и для чего мир цветной, как цвет влияет на наше настроение, а значит и на здоровье. Лето проходит быстро, и мы приходим в школу. Неужели весь учебный год жить только воспоминаниями о разноцветном лете? Я решила начать исследовательскую работу на тему «Цвет в школьной жизни»

Цель исследования: выяснить, что такое цвет, значение цвета в психологии, с помощью цветовых экспериментов, выявить настроение учащихся, определить влияние цвета на здоровье ребят.

Задачи, которые я поставила перед собой:

  • изучить значения цвета в психологии;

  • провести исследования, выявить характер ребят через выбор цветовых карточек;

  • провести эксперименты по изучению влияния цвета на физическое здоровье школьников;

  • разработать рекомендации.


Гипотезы:

  1. Цвет – многообразие красок, в которые окрашены разные предметы.

  2. Цвет положительно влияет на настроение ученика.

  3. цветовое оформление учебного пространства положительно влияет на здоровье учеников.

Методы и последовательность проведения исследовательской работы:

  • изучение литературы по теме «Цвет»;

  • собственно эксперимент – проведение серии опытов и диагностики;

  • обобщение информации с целью опровержения или доказательства гипотез, формулирование выводов.

Актуальность моей исследовательской работы состоит в том, что знание о значении цвета в жизни школьника необходимо, так как цвет это мощное средство воздействия на эмоциональное состояние и на здоровье человека в целом.

Объекты исследования: , учащиеся 5 «А» класса.


1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Теоретическая часть

1. Значение цвета в психологии

Как утверждают психологи, цвет оказывает довольно сильное влияние на человека. Об этом я узнала от моей мамы, которая работает педагогом-психологом в нашей школе. И я начала изучать значение цвета в психологии.

Рис.1

Цвет – это то, что ежедневно окружает каждого человека, вызывает особенные эмоции и ощущения. Выбор одежды, предметов интерьера, подручных средств и много другого согласно оттенкам и палитрам прямо говорят о предпочтениях человека, его душевном состоянии и внутренних ощущениях. Предпочтения в цветах так же характеризуют темперамент и настрой касательно грядущего события.

При выборе цвета ребенок выражает свое настроение. Это может быть печаль, радость, агрессивность и творческое вдохновение, Выбранный ребенком цвет говорит о его работоспособности, деловых и коммуникативных качествах. Если ребенок предпочитает определенный цвет, причем достаточно долго, то это говорит о доминировании его личности творческой. Если ребенок любит сочетать несколько цветов, это значит, что ребенок талантлив не в одной сфере.

Белый

Белую краску выбирают малыши с хорошо развитой эмоциональной сферой. Обычно такие дети любят много размышлять и предпочитают одиночество.

Голубой

Если в рисунке преобладает голубой цвет, это говорит о мечтательности, беззаботном и свободолюбивом отношении к миру.

Желтый

Любимый цвет необычных людей с яркой фантазией, положительными эмоциями. Чувствует себя комфортно в своем окружении.

Зеленый

Зеленый цвет в психологии детского рисунка обозначает любознательность, честолюбие, благородные помыслы. Темно-зеленый оттенок нравится детям, которые недополучают внимания и ласки.

Синий

Если рисунок почти полностью синий, можно говорить о неторопливости ребенка, любви к порядку и покою.

Коричневый

Если малыш берется за коричневый фломастер, возможно, он пытается избежать реальности, создать для себя ощущение надежности, которой ему недостает.


Красный — отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный,

дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный.


Оранжевый

Фанаты оранжевого – веселые и непосредственные малыши, открытые к новым впечатлениям и интересам. Часто меняют предпочтения и порой могут вспылить.

Розовый

Ребенок, который рисует розовой краской, нуждается во внимании и опеке. Это цвет нежности и ранимости.




























Глава II. Экспериментальная часть.

1.Эксперимент "Влияние цвета на физическое состояние "

«Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют».

Наш психолог, моя мама, Марьяна Мусовна мне сказала, что на наше физическое здоровье очень сильно влияет и настроение, и обстановка в которой мы находимся, и люди которые нас окружают.

Итак, надо разобраться. Начну с людей, которые меня окружают. Определить некоторые черты характера через выбор цветовых предпочтений.

Я провела блиц-опрос, выяснила какой, любимый цвет у ребят. Результаты опроса представлены на диаграмме.

Жёлтый – цвет словно кричит: хочу всё и сразу. Его любят очень весёлые, бойкие, оригинально мыслящие дети, которые никогда не отчаиваются, не унывают и не падают духом. Этот цвет выбрали 4 человека.

Зелёный – это цвет говорит о желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Основные качества ребёнка, предпочитающего зеленый цвет: настойчивость, упрямство, стремление к безопасности, напряженность, высокий интеллект. Его выбрали 5 человек.

Красныйчеловек, предпочитающий это цвет веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям, легко возбудимый, решительный, вспыльчивый. Его выбрали 5 человек.

Оранжевыйэто цвет сложный, смесь красного и жёлтого. Этот цвет считается цветом перевозбуждения. Дети, предпочитающие оранжевый цвет нетерпеливы, болтливы, смелы и непосредственны, оптимисты. Любят участвовать в многолюдных развлечениях. Их девиз: “Больше всего я люблю баловство. Слушаться я не люблю никого!”. Его выбрали 2 человека.

Голубой – это цвет беспечности, он успокаивает, излучает надежность. Ребенок выбравший, данный цвет дружелюбен, доброжелателен, легко заводит новые знакомства, но в то же время он довольно серьёзен по сравнению с другими детьми, склонен к задумчивости. Выбрали 2 человека.

Синий человек жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный. Дети, предпочитающие синий цвет, обычно любят тихие игры, книги и компьютер. Их часто называют «ботаниками». Выбрали 4 человека.

Белый стремление к нежности, ласке, хочет, чтобы его защищала. Ребенок, выбравший белый цвет привязчивый, проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других, но при этом бывает нервным. Его выбрал 1 человек.

Золотой это цвет славы, неизбежной победы, символ всепрощения и способности преодолевать препятствия. Золотой человек – умный и успешный человек. Его выбрал 3 человека.

Чёрный – это цвет отрицания, протеста, замкнутости, подавленности, тревоги, страха. Этот ребенок неуверен в себе, ему неуютно и он несчастлив. Его выбрали 2 человека.

Во время проведения опроса поступило предложение назвать нелюбимый цвет. Результаты оказались следующие: почти все мальчишки нелюбимым цветом назвали розовый. Они считают, что это девчачий цвет. Если бы мальчишки больше интересовались историей, они бы узнали, что сначала розовый цвет предназначался для мальчиков, т.к. считался более сильным цветом, что брало истоки из христианских традиций. Согласно им красный цвет олицетворял мужчину, соответственно его облегченный вариант - розовый предназначался для мальчиков. Синий (источник) был связан с Девой Марией и поэтому считался женским. А девчачьим розовый цвет стал после второй мировой войны. После победы женщинам захотелось выглядеть наряднее, жизнеутверждающе. Отсюда и женщины, утомленные войной, выбирали все оттенки розового. У девчонок предпочтений нелюбимых цветов не выявилось.

Вывод: разнообразие цветов и их значение показывают, что нас окружает не только многообразие цветов, но и также многообразие характеров. Общаясь со своими одноклассниками и наблюдая за их, поведением, я заметила, что «значение» цветов, которые они выбрали, как любимые, соответствуют их характеру, особенно точна характеристика ребят, которые выбрали оранжевый цвет.

«На вкус, на цвет товарища нет» гласит пословица. Но моё исследование ее опровергло. На цвет товарищи есть. Мой любимый красный цвет, выбрали ещё два человека одна из них моя подружка.

Данные я показала Марьяне Мусовне (мой учитель и руководитель исследования). Она расстроилась, что двое ребят выбрали черный цвет, предложила мне провести еще один эксперимент, определить по цвету, которому мы отдаем предпочтение, о наших проблемах, страхах, стремлениях.


2.2.Эксперимент-диагностика «Цветные дети»

Обнаружить и уладить конфликт в душе ученика поможет самое обычное рисование. Ученые разработали методику "Цветные дети". Каждый ученик приготовил шесть цветных карандашей основных цветов и на некоторое время стал настоящим художником. Ребятам нужно сделать 8 рисунков на одном листе (лист разделен на 8 равных частей путем сгибания). Тема рисунков: праздник, развитие, любовь, тяжёлая работа, дружба, счастье, игра, семья.

При обработке результатов необходимо было обратить внимание на цвет, который использовали дети. Особенно хотелось посмотреть результаты выбора цвета детей, которые ранее выбрали черный цвет, как любимый. Результаты исследования представила в диаграмме.

Вывод: данная диагностика подтвердила наши опасения, два ученика снова выбрали черный цвет. Эти ребята, неуверенны в себе, наверное, несчастливы. Возможно дети, остро переживают отсутствие заботы и любви со стороны близких им людей.

Марьяна Мусовна, поблагодарила, меня за проделанную работу и попросила разрешения, ознакомить с результатами эксперимента родителей.

А мы с ребятами решили помочь своим способом. Еще в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. Мы решили использовать цвет как волшебную палочку для исправления своего настроения и настроения своих друзей.

3.3.Эксперимент «Настроение в цвете в течение учебной недели»

Всем известно, что настроение зависит от самочувствия и микроклимата в коллективе, в котором мы учимся. В нашем кабинете появился экран настроений 5 а класса. Учитель познакомила меня с диагностикой А.Н.Лутошкина, Я подготовила комплект из 8 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный и белый. Познакомила ребят со шкалой цветового диапазона настроений и объяснила ребятам, как заполнять экран. В течение недели после четвёртого урока, все мы и учитель заполняли экран настроений. (Приложение 3.)

Вывод: у большинства детей, в течение школьной недели настроение было радостное хорошее; вторник – оказался для многих самым напряженным эмоциональным днём. Цветные карточки показали, что настроение у девочек лучше в школе, чем у мальчиков. Наверное, мальчишкам обидно, что им не разрешают носиться на переменах, делают замечания. Радостное настроение у одноклассников было в пятницу. Вероятно, был конец учебной недели. Настроение Ахобековой Марины ( нашей классной руководительницы) на протяжении недели было спокойное, уравновешенное, но в четверг тревожное. А наши двое ребят, чувствующие себя неуютно, активно вступили, в цветовую игру и настроение их в конце недели было, восторженное.

Марьяна Мусовна, сказала, что это очень интересно. Теперь нам на уроках предлагает самостоятельные задания на карточках зеленого цвета. Выполнять работу стало интереснее, а ошибок из-за невнимательности, по словам учителя, стало меньше.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате моих исследований я выяснила, что такое цвет, с помощью цветовых экспериментов, узнала цветовое предпочтение одноклассников, исследовала настроение учеников 5 «А» на протяжении рабочей недели, определила влияние цветового оформления школы на здоровье ребят.

Я справилась со всеми поставленными задачами. Результаты анкетирования и экспериментов, проведённых в классе стали интересны и полезны моим одноклассникам, моему наставнику и родителям. Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Мы с учителем и педагогом - психологом разработали буклет с полезной информацией о влиянии цвета на человека.

Я всем желаю здоровья и приятных эмоций!

























Список литературы:

  1. Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова, М.Рус.яз.,1989

  2. Суворовцева Н.А. Цвет и характер. М: Дрофа, 2007 г.

  3. Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986 г.

  4. В.В.Драгунский «Цветовой личностный тест». – М.: Изд. «Харвест»,2005 г.

  5. http://www.lasik.ru/konsultaciya-oftalmologa/

  6. http://www.lihanovlib.ru/K_my_shushkanova.htm
























Приложения



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!