СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль учителя в формировании личности ребёнка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор переосмысливает личный педагогический опыт по обучению и воспитанию школьников, знакомит с личными мировоззренческими установками относительно исторического образования, роли педагога в мотивации познавательных интересов учащихся, роли мотивации самого учителя, значимости личностно-психологических аспектов, а также личной социальной среды в формировании коммуникации «ученик – учитель – личность ученика».

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя в формировании личности ребёнка»

Название работы: РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Автор: С.Г. КОЛОТОВКИНА

ОУ и населённый пункт: МБОУ «ЛИЦЕЙ», г. АРЗАМАС НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



Глядя в историю, словно в зеркало,

я стараюсь изменить к лучшему свою собственную жизнь

и устроить её по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю…

Плутарх

В детстве, когда я только ещё училась читать, одними из первых попали мне в руки ну совершенно «взрослые» книжки – стихи Пушкина, «Слово о полку Игореве», сказки Салтыкова-Щедрина. И, не смотря на то, что я тогда училась в начальной школе, эти книги вызвали у меня необычайный интерес. С годами история, переполнявшая меня до краёв – летописные князья, неистовый Пётр, пожар Москвы, плачущий Кутузов – всё это рождало непреходящее чувство любви к Родине и укрепляло интерес к прошлому своего народа.

Начиная свой профессиональный путь, я точно знала свою главную цель – стать хорошим учителем. Учитель истории, которому суждено открыть детям большой мир.

Для детей прошлое всегда романтично, интригующе, а порою сказочно и поэтично. Два чувства дивно близки нам:

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к Отеческим гробам.

Животворящая Святыня!

Земля была б без них мертва. (А.С.Пушкин)

Поэзия Пушкина мудра. Мы понимаем, что из тлена возникает жизнь, из истории – настоящее, которое логически заставляет нас задуматься о будущем. И от учителя истории больше, чем от других учителей и воспитателей, зависит процесс формирования детского мировоззрения. Ведь именно история, по словам Цицерона, является наставницей жизни.

У нас есть всего несколько лет, чтобы помочь нашим детям приобрести знание и здравомыслие. И тогда мы получим граждан общего «планетарного дома», которому многое угрожает. На мой взгляд, это вызов времени, который учитель истории должен принять, чтобы не предать интересы учеников и завоевать их доверие.

Научить ценить созидательное и прекрасное в истории человечества и анализировать ошибки прошлых поколений, чтобы не повторять их в современности, - в этом гражданский долг учителя истории: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». (А.С. Пушкин). Такой подход к профессии по-настоящему освящает всю деятельность учителя, свидетельствует о его личном патриотизме и создает благодатную почву для воспитания у детей чувства национальной гордости, для роста национального самосознания. Многовековая история России сумела показать победы духа, победы мужества – во времена иноземных нашествий, героических битв и штурмов, страшных поражений или торжества победителей.

…Мы знаем, что ныне лежит на весах,

И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет. (А.Ахматова)

Мужество, проявленное героями истории и современниками, безусловно, является примером для воспитания и формирования сильной, сознательной и ответственной личности. Многие выдающиеся люди были сильными, так как понимали значение слов «надо» и «нельзя», умели выполнять эти требования. Подобные примеры задают необходимую личностную мотивацию к любой деятельности, в том числе и учебной: «Я должен воспитывать в себе волю, чтобы, как они, быть готовым к действию». Так важно просто подтолкнуть к размышлению, к оценке ребенком собственных достоинств и недостатков. Подобный подход способствует воспитанию и такого важного мировоззренческого компонента как оптимизма, пришедшего в результате углубленного осмысления и эмоционально-чувственного переживания на смену разочарованию.

Кстати, как помочь воспитывать волю? На своих уроках истории и обществознания я предлагаю учащимся использовать известную старшему поколению памятку, разработанную Т.И.Агафоновым [2]:

          1. Учись управлять собой.

          2. Не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание ― будет сам инициативен, действуй по собственному почину.

          3. Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самому себе приказывать.

          4. Решительно и твердо приказывай себе, когда тебе надо преодолевать лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.

          5. Упорно избегай все, что мешает достижению цели, и прежде всего, недостатки своего характера.

Считаю, что одним из эффективных методов воздействия на личностные качества учащихся является деятельностная постановка вопросов и заданий по предмету (на уроке, в домашнем задании, в творческой или исследовательской работах и т.д.). Приведу только один пример с урока в 11 классе. Учащимся было дано задание исследования фактов технического перевооружения Советской Армии в ходе Великой Отечественной войны, позволяющие сделать выводы о времени наступления коренного перелома в войне, а также смоделировать графически ситуацию для вывода о том, мог ли СССР перехватить инициативу ведения войны ещё до 1942-43 годов. Итогом выполнения такого задания стало объективное доказательство отсутствия достаточных условий для перехвата стратегической инициативы. Из результата данного исследования логически вытекает масса других вопросов: каковы были реальные возможности СССР в 1942-1943 гг, требовалась ли помощь извне, почему только что созданная Антигитлеровская коалиция не спешила помогать Советскому Союзу и др. Таким образом, цепочка логических вопросов приводит к постановке нового исследовательского задания: исследование уровня оснащённости армий противников на момент открытия II фронта (июнь 1944 год), позволяющие ответить на вопрос, насколько был необходим в Европе II фронт в то время, когда СССР закончил практически полностью освобождение своей территории. Кроме того, само задание мотивирует к другим исследованием: почему затягивалось открытие II фронта, почему место высадки англо-американского десанта неоднократно менялось в планах союзников и т. д. Подобная логическая последовательность заданий и вопросов говорит о рефлексивной самоорганизации деятельности учения (на основе осмысления и рефлексии результатов одного задания рефлектируется мотивация и значимость другого), то есть о деятельностном подходе к изучению предмета.

Деятельностный подход предполагает формирование деятельностных компетентностей, необходимых для формирования современной личности – от учебных базовых и историко – познавательных компетентностей до общекультурных компетентностей [1, с. 76-78]:

1) способности к пониманию текстов, содержащих нормативное описаний деятельности, учебных действий, практических действий исполнительского и организационно-управленческого типов;

2) способности осознанно осуществлять пробные действия и фиксировать затруднение в пробных действиях по решению задач нового типа;

3) способности к проведению мысленной реконструкции собственных действий при осуществлении попыток решить учебную задачу

4) способности к локализации места затруднения (то есть со­поставления результата реконструкции своих действий с целевым нормативным их описанием);

5) способности к выявлению причины затруднений в пробных действиях по решению «практической» задачи с акцентировкой на отсутствие необходимых предметных или надпредметных знаний, умений, навыков;

6) способности к коррекции - осуществ­лению учебных действий, позволяющих приобретать недостаю­щие знания, умения, навыки;

7) способности к обнаружению и фиксации проблемного характера ситуации;

способности к проведению анализа проблемной ситуации и фиксации затруднений, способность к построению новых способов и норм пове­дения и деятельности, снимающих прежние затруднения и про­блемы;

8) способности к осознанию ценностей, лежащих в основе знаний;

9) способности к контролю деятельности учения;

10) способности к самоопределению и исполнению различных ролей учащегося и др.

Научившись учиться, скурпулёзно копаясь в своих мыслях по поводу того, что «хочу», что «могу», что «надо» знать, ребёнок совершает маленькие подвиги, геройские поступки в отношении себя и окружающих, осознаёт свою значимость и самоопределяется в дальнейшей деятельности. Таким образом, проявляя определенную педантичность в требованиях к самому себе и «героизм в мелочах», формирующаяся личность готовится к настоящим испытаниям мужеством.

Эти деятельностные и воспитательные аспекты, актуальные на любом современном уроке истории или обществознания, относятся и к самому педагогу. Организованным, собранным и мужественным во всём должен быть, в первую очередь, он сам. Не люблю, когда учитель жалуется – на трудности профессии, на низкую зарплату, на «неблагодарных учеников» и т.д. Какой же стойкости и какому мужеству мы тогда научим наших детей при собственном унынии.

Быть сильным, настойчивым, находить большое в малом, критично относиться к своим поступкам, учиться понимать и возвышать ученика, учиться вместе с ним – вот очень простые, но важные истины, которых должен придерживаться уважающий себя учитель. А ещё быть добрым. Доброта приветливость делают человека и более здоровым и более красивым. Да – красивым! Такому учителю ребята стараются подражать, с такого учителя – улыбчивого и располагающего к себе – дети берут пример.

Вот захожу в класс и вижу глаза своих учеников. Глубокие и проникновенные, это целый океан! Они смотрят на меня в ожидании чего-то нового и интересного. И я не могу обмануть их ожиданий, а, главное, должна поделиться своим теплом, своей добротой, своей любовью. И когда детские мысли прочитаны, чувства и настроения ребят поняты, - встречаешь ответное тепло их лучезарных, как солнце, улыбок. Я стремлюсь к тому, чтобы огонёк в глазах моих учеников горел на протяжении всего урока, и часто вижу, что покидают ребята занятия более просветленными и одухотворенными.

Чтобы такое происходило, учителю нужно всегда быть «в форме»! Я бы назвала три важнейших компонента, используемых мною в креативном формате:

  • сдержанность – главнейший принцип интеллигентного человека;

  • оптимизм, вера в собственные силы, в успех своих учеников;

  • творчество, способность эволюционировать (от учителя до политика, от философа до поэта, от рассказчика до оратора и артиста и т.д.).

На мой взгляд, подобные мировоззренческие и нравственные принципы являются необходимым началом выстраивания коммуникации «ученик – учитель – личность ученика», и формирования вышеназванных деятельностных способностей.

Почти двадцать пять лет работы в школе я стремлюсь стать профессионалом. Уверена, что достигла определенных высот, но понимаю, что с модернизацией мира и я должна совершенствоваться в своей профессии. Главное, что есть желание работать над собой. Очень важно иметь надежную социальную и моральную поддержку, такую как у меня – коллектив нашего лицея, где ученики, родители и учителя объединены общими целями.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен…(А.С.Пушкин)

Здесь много одаренных, талантливых детей, с которыми трудно, но интересно работать. Талант – национальное богатство, достояние страны. Недаром великие умы всегда это подчеркивали: «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство» (Вольтер). Считаю эти слова важнейшим мотивом для своего участия в формировании личностей талантливых и одарённых детей. Знаю, по собственному опыту, как многому можно научиться у них, каких непредсказуемо высоких результатов можно достичь, используя совместный потенциал своего педагогического опыта и их одарённости.

Где черпаю силы? Это моя семья. Здесь мой тыл, моя обитель, моё отдохновение и вдохновение! Здесь меня тоже учат и воспитывают. Но главное, что здесь меня любят! Как отрадно слышать из уст близких тебе людей: «Светлая ты наша! Солнышко в окошке!». Я убеждена, что любовь играет огромную роль в жизни каждого человека и в моей тоже, иначе как бы я тогда научилась любить своих родных, своих учеников, работу, свой народ, мою Землю?! Именно: мою Землю! Люблю и горжусь её славой. И вновь – в который раз – обращаюсь к А.С. Пушкину: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков…»

Хочу, чтобы в сердцах моих учеников была Светлая к Родине любовь. Чтобы говоря о Родине, наши дети соединяли в единое целое мысли о самом дорогом: о любимых людях, о семье, о друзьях и близких, о своём родном крае и о своём Отечестве. А подкреплялись бы эти мысли реальными делами и высокими достижениями в учёбе, труде, творчестве.

Именно в воспитании таких личностей, способных на самоопределение, активное получение и реализацию нравственных знаний, к выстраиванию личностной гражданской позиции в осуществлении задач правового государства и гражданского общества, я вижу свою основную педагогическую роль.



  1. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. и др. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М., 2006.

  2. http://www.razlib.ru/psihologija/kak_vospitat_volyu_i_harakter/p6.php





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!