РОЛЬ УРОКОВ ФИЗИКИ В БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ УЧЕНИКА.
М.Е. Коморникова – учитель физики
МКОУ «Подъеланская СОШ»
Говоря о роли физики, выделю три основных момента.
Во-первых, физика является для человека важнейшим источником знания об окружающем мире.
Во-вторых, физика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивает его уверенное продвижение по пути технического прогресса.
В-третьих, физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей. Поэтому можно говорить соответственно о научном, техническом и гуманитарном потенциалах физики. Эти три потенциала содержались в физике всегда, но особенно ярко и весомо они проявились в ХХ столетии, что и предопределило ту исключительно важную роль, которую она стала играть в современном мире. Слайд 1-3.
Чему учит мой предмет?
Мой предмет – физика – наука о природе, об окружающем мире, следовательно, физические знания помогают объяснить все явления природы, выяснить их закономерности, чтобы затем применить с пользой для себя или хотя бы удовлетворить природную любознательность человека в познании окружающего мира. Слайд 1.
«Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения» - записано в программе физики – Гуманитарное значение физики как составной части образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, географии, технологии, ОБЖ. Слайд 3.
Чему я хочу научить детей?
В современном процессе обучения основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методом научного познания, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Слайд 4.
Но мне кажется, что физика имеет не только познавательную ценность, её изучение важно и в другом отношении. Все мы не раз наблюдали солнечные закаты и восходы, туманы, облака, молнию, радугу, метели. О некоторых природных явлениях нам известно только понаслышке: миражи, полярные сияния, шаровая молния, гало, снежные лавины, цунами, серебристые облака, зеленый луч – природа необычайно разнообразна и поистине неисчерпаема. Это поистине гигантская физическая лаборатория. Глубокое изучение физики природных явлений стало возможно лишь в наше время, благодаря успехам современной физики. Изучение физики природных явлений позволяет успешно решать многие технические проблемы. Достаточно назвать такое научно-техническое направление как бионика. Литература и искусство прекрасно развивают в нас поэтическое, эмоциональное восприятие природы. Постигая одновременно физику явлений природы, я объединяю эмоциональное восприятие этих явлений с рациональным. В результате учу видеть красоту в физике, и вообще более глубоко чувствовать прекрасное. В этом состоит эстетическая ценность изучения физики. Науку и искусство нередко противопоставляют друг другу, художники выражают свои индивидуальные представления о мире, а научные истины одни на всех; искусство исследует духовный мир человека и обращается к нему, а наука исследует главным образом внешний мир и обращается к логике и разуму. А роднит эти два антипода сходство мыслительного процесса, переживаемое творцами. Настоящее произведение искусства и научное открытие – это акты творчества. Вспомним исторические примеры – от мыслителей Древней Греции до Луи де Бройля, Нильса Бора и Альберта Эйнштейна. Великие ученые находили время играть на скрипке и писать стихи. Искусство не столько средство отдыха, сколько гимнастика ума, тренировка способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации. Как иначе можно объяснить увлечение Максвелла поэзией, тягу Вавилова к «Фаусту» Гёте, любовь Эйнштейна к музыке Моцарта. Труды Галилея по обществознанию безупречны в художественном отношении, язык Паскаля считался в свое время образцом французской литературы. Слайд 5.
Мой предмет изучать жизненно необходимо для того, чтобы обеспечить безопасное существование в этом мире. Например, в грозу от молнии лучше укрыться на открытом пространстве, чем под высоким деревом. Чтобы не замерзнуть, нужно надеть не одну теплую вещь, а многослойную одежду. Чтобы таким образом уменьшить теплопроводность за счет прослойки воздуха. Слайд 6.
Из публикации в школьного сборника методических идей.