МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОАТЕЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АЛТАЙСКОГО КРАЯ г. КАМЕНЬ-НА-ОБИ
«РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
Важенина О. Ю.
руководитель ШПОП
МБОУ «СОШ № 1»
2014 г.
РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Слайд 1
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования социализация личности школьника определена как одна из важнейших задач.
Слайд 2
Социализация личности школьника – это приобщение его к жизни и культуре того общества, в котором он родился и живет, а также к культуре человечества.
А задача школы – поддержать ребёнка, развить его способности и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остаётся классный руководитель, так как именно он является тем звеном, которое соединяет всех участников учебно-воспитательного процесса.
Важно именно в школе выявить интересы детей, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей.
Одним из главных принципов работы учителей нашей школы является пробуждение живого интереса к социальному общению как источнику социальной активности.
Чтобы организовать внеурочную работу с обучающимися мы проводим анкетирование среди родителей первоклассников, предлагаем определить приоритет того или иного направления и получаем результаты, которые показывают интересы и любимые виды деятельности учеников.
Основными направлениями работы нашей школы по воспитанию и социализации личности школьника являются:
Слайд 3
спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, гражданско-патриотическое, проектная деятельность.
Формы организации: экскурсии, кружки, круглые столы, олимпиады, соревнования, исследования и другое.
На базе 1 в класса в 2011 году было создано фольклорное объединение, в составе которого
Слайд 4
ансамбль «Родничок», руководителем которого является Кривотулова Л. В и кружок устного народного творчества «Ладушки» - руководитель Лунёва С. В. При такой организации внеурочной деятельности решается вопрос стабильности коллектива и его движения к результату.
Слайд 5
Ансамбль регулярно выступает перед зрителями. Родители помогают с сценическими костюмами. Репертуар подбирается с учётом возраста детей. Положительный результат выступления на праздниках даёт хороший эмоциональный настрой на дальнейшую творческую деятельность, повышает самооценку, внушает уверенность в себе.
Третий год работает кружок «Забавное оригами» (руководитель Важенина О. Ю.) Дети с интересом посещают его, так как сразу видят результаты своего труда.
Слайд 6
1-2 классы работают с базовыми формами,
Слайд 7
а учащиеся 3-его класса выполняют поделки, используя технику модульного оригами.
Слайд 8
На занятиях ученики получают возможность проявить себя, творчески раскрыться; познакомиться с различными приёмами складывания бумаги, учатся видеть, понимать, анализировать произведения искусства. В конце каждого года оформляем выставки работ, которые посещают не только ученики соседних классов, но и родители.
Технология исследования и социального проектирования прочно вошла во внеурочную деятельность нашего образовательного учреждения. Эта деятельность формирует навыки социальной практики, сотрудничество с окружающим социумом.
Слайд 9
Ученики школы ежегодно участвуют в городском этапе «Я - исследователь», занимая призовые места. Помощь учащимся оказывают родители и классные руководители (Соловьёва Т. А., Задёра Н. М., Кулебякина И. В.)
На кружке «Юный исследователь»
Слайд 10
Учащиеся также работали с конструктором «Перворобот», самостоятельно по инструкции собирая модели и подключая их к компьютеру создавали программу движения той или иной модели, а когда в школу поступила продукция для исследования температуры в начальной школе интерес к кружку «Юный исследователь» возрос.
Слайд 11
Учащиеся проводили различные эксперименты, которые вошли в книгу. Результаты экспериментов видели на экране монитора, заполняли таблицы, проводили сравнительные анализы и учились самостоятельно делать выводы.
С 2012 г. была организована работа театрального кружка (руководитель Кулебякина И. В.) .
Слайд 12
Актуальность программы кружка обусловлена потребностью общества в развитии нравственных и эстетических качеств личности человека, т.к. именно средствами театральной деятельности возможно формирование творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. На занятиях учащиеся знакомятся с элементами сценической грамоты, развивают творческие способности, приобретают речевые и сценические навыки, учатся чувствовать и ценить красоту. Основными формами проведения занятий являются игры, конкурсы, викторины, беседы, выступление на школьных праздниках с показом постановок.
Слайд 13
Кружки «Весёлый футболист», «Гимнастика», «Весёлые игры» – помогают ребятам приобрести навыки коллективного общения, культуры поведения в игре, команде. Игры развивают внимательность, любознательность, ловкость, наблюдательность. В течение учебного года проводятся различные спортивные соревнования.
В школе действуют 18 кружков
Многие ученики посещают более двух кружков. Поэтому принимают участие в нескольких мероприятиях, пробуют свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе. Важный фактор – самостоятельное творчество. Коллективно-творческие дела, придуманные самими детьми и успешно воплощенные, приводят к повышению инициативности, развитию творчества и мотивируют школьников к участию во внеурочной социально значимой деятельности.
Зародилась хорошая традиция: устраивать творческий отчёт кружковой деятельности в конце учебного года. Участники творческого отчёта демонстрируют свои успехи и достижения, даря праздник всей школе.
Результат мониторинга занятости учащихся в мероприятиях говорит о том, что каждый ребенок школы не просто имеет возможность, а принимает активное участие в большом количестве мероприятий.
Слайд 14
Благодаря внеурочной деятельности количество учащихся, занятых в кружках, ежегодно увеличивается. Сравнительный анализ занятости обучающихся во внеурочное время свидетельствует о положительной динамике массового участия школьников в социально значимой деятельности и о том, что данная система реализует потребности учащихся.
Слайд 15
Они с удовольствием посещают кружки «Забавное оригами», «Весёлые игры», «Подвижные игры», «Радуга», «Музыкальная шкатулка», «Школа проектов», «Весёлый футболист», «Гимнастика», «Хочу знать», «Говорун» и другие.
Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся стал портфолио, поэтому возросла мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности.
Результаты анкетирования показали, что 93% учителей школы и 89% родителей положительно оценивают деятельность педагогов во внеурочной деятельности, а также считают, что занятия в кружках помогают детям лучше учиться и находить общий язык со сверстниками и учителями.
Важным показателем эффективности системы вовлечения учащихся во внеурочную деятельность мы считаем высокий процент занятости детей группы риска.
Многие дети, не уверенные в себе, но обладающие способностями, при помощи педагогов становятся активными участниками классных и школьных дел. Каждому находится дело по душе. Педагоги делают все, что в их силах, чтобы способности детей были востребованы, а сами они чувствовали себя уверенно и комфортно. Многие родители бывают удивлены, впервые увидев своих детей выступающими на школьных сценах, и выражают свою благодарность за то, что они заняты социально полезным делом. А это важный результат. Если ребенок проводит внеурочное время в школе, занимаясь интересным и полезным делом, – значит, ему здесь нравится, он чувствует себя комфортно.
Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.
Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. Всем этим достигается УСПЕХ.