СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль воспитателя в воспитании гражданина во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом материале представлен опыт работы в коррекционной школе в рамках реализации патриотического воспитания обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Роль воспитателя в воспитании гражданина во внеурочное время»

Роль воспитателя в воспитании гражданина во

внеурочное время

Подготовила Андрияшкина М.Е. Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу , где живёт человек. Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. У школьника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, школе. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего, его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нём в будущем – он настоящий патриот и гражданин своей Родины.
«Патриотическое воспитание»... Это словосочетание ранее звучало очень часто во всех учреждениях образования и воспитания. Так было раньше, ну а как же быть в свете нового времени? О каких идеалах, кумирах и стремлениях следует сейчас вести речь? Ответ на данный вопрос очень прост и близок. Мне кажется, нужно начинать с истоков. Это овеянные народной молвой, легендами и былинами, сказаниями добры молодцы, богатыри и витязи на Руси. Отчасти можно считать, что упоминания об этих персонажах положили начало понятию «патриотизм». Именно легендарные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор до сих пор любимы и узнаваемы многими поколениями. Ведь они так горячо любили свою Родину и в случае беды могли протянуть руку помощи любому страждущему.

Но патриотизм - емкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родному крову. Поэтому с детьми нужно говорить не только о патриотах, участвовавших в различных битвах и сражениях, тут нужен доверительный разговор также о патриотизме в целом - и на земле, и даже в небе, в космосе. Патриотизм проявляется также в отношении к хлебу, в геройских буднях полиции, в труде летчиков и космонавтов, и естественно, в мире и дружбе на Земле.

В своей работе по патриотическому воспитанию особое место отвожу произведениям детской художественной литературы, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Содержание работы по включает:
Формирование у ребенка понятия « семья», связь времён, составление родословной.
Знакомство с родным городом: значимыми объектами, природой, традициями.
Знакомство с профессиями.
Знакомство с государственной символикой города и других стран.
Знакомство с героями сказок и их подвигами.
Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
В этом учебном году я наметила следующие направления работы:
1. познакомить с гербом нашего города (объяснить, что такое герб).
2. познакомить с историей возникновения г. Донецка, рассказать о местонахождении города, объяснить откуда произошло название
3. познакомить с названиями улиц города, подробно рассказать о близлежащих улицах, на которых живут дети
4. знакомить со зданиями города, их назначении, показать самые древние здания, рассказать об истории их создания
5. познакомить с людьми, прославившими наш город (рассмотреть фотографии, портреты)
6. знакомить с культурными достопримечательностями города (посещение музеев, театров)
7. познакомить с историей культуры и быта Донецкого края.
8. познакомить с растительным и животным миром.
Работу по ознакомлению детей с родным городом провожу в определенной последовательности. В план включены: тематические беседы, игровая, трудовая, деятельность, а также работа по физическому развитию и активизации словарного запаса детей.
Основной формой работы с детьми по пополнению знаний о родном городе являются тематические беседы по следующим темам: «С чего начинается родина?», «Мой город на карте области», «Предприятия родного города», «Кто, где работает?»; «Животный мир родного леса», «Подземные богатства Донецкого края»; «Растительный мир родного края» и др. 

Для повышения познавательной активности я широко применяю игровые приемы. Большой интерес у детей вызывают игры в «путешествия», «поездки».

При ознакомлении с историей малой родиной можно организовать поисковую деятельность: например расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут , предложить свои версии об истории некоторых названий улиц. Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствует уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут.
Во время проведения воспитательного мероприятия «Герб нашей малой родины», я познакомила детей с символикой города. Рассказала о том, что такое герб, с помощью наводящих вопросов помогла разобраться в значении символов, изображенных на гербе . Проведенные с детьми игры «Найди герб Донецка среди других», «Сложи герб по памяти» помогли закрепить знания детей по данной теме.

Игры также как и занятия, беседы способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая под влиянием прочитанного произведения, экскурсии, после наблюдения трудового процесса, может перерасти в интересную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Это так полюбившиеся детям игры: «школа»; «дочки-матери»; «летнее кафе»; «спасатели»; «кукольный театр». Ребенок, принимая на себя роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях.

Провожу дидактические игры : «Зеленый город»; «Кому что нужно»; «Стань другом природы»; «Собери свой город»; «Чрезвычайные ситуации в доме» и др.


Дидактическая игра "Гости города"

Для игры понадобятся открытки с видом города пронумерованные, кубик, несколько машинок. Ход игры: считалкой выбирается экскурсовод по городу. Ребёнок-экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача ребёнка-рассказать о том месте, изображённом на открытке, как можно интереснее, доступнее, выбирает "транспорт" и с "гостями" города отправляется на экскурсию.

Дидактическая игра "Найди пару"

Понадобятся календарики с видом города в двойном экземпляре. Ход игры: Детям раздаются карточки с видом города или городов вашего края. Задача детей, как можно быстрее отыскать себе пару, рассказать, что за город, место или какая достопримечательность у них на карточках изображена.


Особое внимание уделяю театрализованным играм, обыгрываем с детьми потешки, небылицы, народные песни. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Большое место в приобщении к народной культуре уделяется народным праздникам и традициям. Это «Праздник масленицы»; « Народные посиделки»; «Праздник урожая»; «День рождения города». 

Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Эти качества необходимы будущим защитникам Родины. В этом направлении проводятся спортивные игры : «Солдаты на учении», «Мы-пожарные», «Спасатели». У ребят появляется желание учиться метать в цель, прыгать, подлезать под препятствиями, бегать на определенные дистанции, маскироваться.

Итак, каждую тему я подкрепляю различными видами деятельности. Это способствует эффективному и системному усвоению знаний о родном городе.
Однако условия интерната не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни людей в нашем городе. И здесь нам на помощь приходят родители. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по улицам, знать, чем они славятся – задача, которая по плечу любой семье. Родители – наши союзники. И чем больше мы их привлекаем к нашей работе, чем активнее показываем результаты детской деятельности, тем больше новых возможностей открывается.
Таким образом, воспитывая чувства любви и привязанности к родному городу, мы постепенно подводим детей к пониманию того, что их город – частица нашей Родины.

Все те чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, в школе. Это сочувствие, привязанность, ответственность, обязательность, трудолюбие. А проявляться они могут только по отношению к родным и близким.
Прежде, чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я»; своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно.
Таким образом, мы в душу маленького человека посеем зернышко любви, которое прорастет в нечто большее, что позволит ему с гордостью нести по жизни лозунг « Помнить прошлое – беречь настоящее – думать о будущем».