СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль второстепенных членов в предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль второстепенных членов в предложении

Просмотр содержимого документа
«Роль второстепенных членов в предложении»

  Конспект урока

 русского языка

в 8 классе.

Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Цели.

Общеобразовательные:

  1. Закрепить знания о дополнении как второстепенном члене предложения.

  2. Познакомить с видами дополнений.

  3. Отработать навык выделения дополнений в предложении.

  4. Определить значимость изучаемого материала.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навык самостоятельной работы, навык самоконтроля, навык работы в группах.

  2. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

  3. Воспитывать интерес к изучаемому материалу.

Развивающие:

Развивать память, речь.

Формы работы.

Коллективная, самостоятельная, работа в группах.

Ход урока.

  1. Вводно-мотивационный этап.

Учитель: Сегодня, ребята, мы продолжаем работать над темой «Члены предложения». Тему урока я попрошу вас определить чуть позже. Сначала мы вспомним материал предыдущих уроков. Вы видите на доске предложения, запишите их в тетрадь, найдите подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены.

1 вариант.                                                         2 вариант.                                

Спортсмены были подготовлены.                        Тренеры подготовили спортсменов.

Утро ясное, солнечное.                                        Утро мы посвятили тренировке.

Штангисты – силачи.                                        Не найти равных по силе штангистам.

Учитель: Скажите, пожалуйста, почему предложения записаны в два столбика? Какое задание можно предложить?

 (Дети предлагают сравнить. В результате сравнения выясняется, что предложения различаются видами сказуемого, предложения первого варианта нераспространенные, второго – распространенные.)

Учитель: Докажите, что предложения второго варианта распространенные.

(Ученики говорят, что в предложениях второго варианта есть второстепенные члены.)

Учитель: Какие второстепенные члены встречаются в предложениях?

(Дети называют дополнение.)

Учитель: Кто может определить тему урока?

(Записывается тема: «Второстепенные члены предложения. Дополнение».)

Учитель: Что же мы должны сделать на уроке? Давайте вспомним план, по которому мы изучаем члены предложения.

(Ученики формулируют цели, называя план изучения членов предложения:

  1. Вопрос.

  2. Значение.

  3. Отношения с другими членами предложения.

  4. Способ выражения.

  5. Виды, если есть.

  6. Тренировочные упражнения.)

Учитель: Скажите, ребята, а для чего нам необходим материал сегодняшнего урока?

(Предполагаемый ответ: «Материал урока поможет систематизировать знания о дополнении, подготовиться к контрольной работе».)

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, на какие вопросы вы можете ответить уже сейчас?

(Ученики отвечают, что практически на все.)

        Учитель: Совершенно верно! Но не будем торопиться. Сегодня будут и открытия. А для того, чтобы их совершить, предлагаю вам объединиться в четыре группы и, исследуя предложения с дополнениями, ответить на первые четыре вопроса урока.

Предложения для I группы.

Настоящему спортсмену не обойтись без выдержки.

Нужна ему и сила воли.

Предложения для II группы.

Пловцов пригласили в бассейн тренироваться.

Соревнования отложили на завтра.

Предложения для III группы.

Болельщики собрались к семи на стадион.

Тренер каждое утро беседовал с соревнующимися.

Предложения для IV группы.

Банкет был дан для тренеров с учениками.

Трибуны взрывались несмолкаемым браво.

        (После проведенного анализа заслушиваются выступления групп, делаются обобщения по плану урока.)

  1. Тренировочные упражнения.

1. Диктант «Проверяю себя».

Задание: записать под диктовку, найти дополнения, определить, чем они выражены.

Лев Николаевич Толстой всю жизнь настойчиво занимался физическими упражнениями. Он писал: «При усиленной умственной работе без движения и телесного труда – сущее горе. Не походив, не поработав руками и ногами, вечером я уже никуда не гожусь – ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать другого, голова кружится, в глазах звезды».

2. Найти дополнение в предложении:

Упорство формирует характер.

Учитель: Почему в этом предложении возможна ошибка в определении членов предложения?

(Ученики отвечают, что ошибка возможна, потому что формы винительного и именительного падежа существительных совпадают.)

Учитель: Винительный падеж так и стремиться занять главное место в предложении. Но ему уготована лишь роль дополнения. Однако чтобы немного подыграть самолюбию дополнения, выраженному винительным падежом без предлога, решили назвать такое дополнение главным, ведущим, прямым, а все остальные – косвенными. (Сравните со словосочетаниями прямые уликии косвенные улики.)

Задание: Определите виды дополнений в записанном нами тексте.

3. Прочитаем в учебнике материал о прямых и

косвенных дополнениях, пополним свои знания.

        4. Познакомимся со словарным словом         БаЙДАРКА.

(Ученик знакомит со значение и происхождение слова.)

Задание: Составьте с этим словом распространенные предложения, определите виды дополнений.

        

5. Упражнение на редактирование 154.

 

6. Индивидуальная работа по карточкам.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Какие вопросы сегодня на уроке нашли ответы?

V. Домашнее задание.

Подобрать текст о спорте или спортсменах (60 – 70 слов), записать его, найти дополнения, определить способы их выражения и виды.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!