11 класс «Россия в начале 20 века» 1 вариант
1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) реформы П. А. Столыпина
2) начало Семилетней войны
3) провозглашение Наполеона Бонапарта императором Франции
2. Напишите дату, приведенных ниже событий:
Русско-японская война
«Кровавое воскресенье»
Восстание в Москве
«Третьиюньская монархия»
Образование РСДРП
3. Ниже приведён перечень названий партий и общественных течений XIX — начала XX в. Все они, за исключением двух, относились к социалистическому направлению общественной мысли.
1) народники
2) октябристы
3) эсеры
4) кадеты
5) анархисты
6) большевики
Найдите и запишите порядковые номера названий партии (общественного движения), представители которых (которого) не относились к социалистическому направлению общественной мысли.
4. Напишите термин, о котором идёт речь.
«Члены фракции, созданной в апреле 1906 г. группой депутатов I Государственной думы из крестьян и интеллигентов народнического направления.»
5.Какие три из перечисленных событий связаны с революцией 1905—1907 гг.? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) Октябрьская политическая стачка
2) созыв Учредительного собрания
3) «Кровавое воскресенье»
4) нота Милюкова
5) созыв I Государственной думы
6) режим «двоевластия»
6. становите соответствие между партиями и их лидерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
НАЗВАНИЯ ПАРТИЙ | | ЛИДЕРЫ |
A) «Союз 17 октября» Б) РСДРП B) Конституционно-демократическая партия Г) Партия социалистов-революционеров | | 1) В. И. Ленин 2) В. М. Чернов 3) А. И. Дубровин 4) П. Н. Милюков 5) А. И. Гучков |
7. Прочтите отрывок из воспоминаний В. Н. Коковцова.
«До вечера [предыдущего дня] я не имел никакого понятия о том, что замышлялось. Вечером меня пригласил Министр Внутренних Дел Кн. Свято по лк-Мирский к себе.
Тут впервые я узнал, что среди рабочих ведёт чрезвычайно сильную агитацию священник Гапон и имеет большой успех в том, чтобы склонить рабочих на непосредственное обращение со своими нуждами к Государю и поставить себя под его личную защиту, так как правительство слишком открыто, будто бы, держит сторону хозяев и пренебрегает интересами рабочих. На мой вопрос: почему же мы собрались так поздно , Святополк-Мирский ответил мне, что ещё в четверг, на его всеподданнейшем докладе было решено, что Государь не проведёт этого дня в городе, а выедет в Гатчину, полиция сообщит об этом заблаговременно рабочим, и, конечно, всё движение будет остановлено и никакого скопления на площади Зимнего Дворца не произойдёт.
Ни у кого из участников совещания не было и мысли о том, что придётся останавливать движение рабочих силою, и ещё менее о том, что произойдёт кровопролитие».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Воспоминания относятся к предвестию события, получившего в истории название «Кровавое воскресенье».
2) События, о которых идёт речь в отрывке, происходили в 1914 г.
3) Одной из причин события, о преддверии которого говорится в отрывке, стало ухудшение положения рабочих в условиях русско-японской войны.
4) Участники совещания высказались за принятие всех требований рабочих.
5) В. Н. Коковцов был хорошо информирован о ситуации, сложившейся накануне события, упоминаемого в отрывке.
6) Упомянутый в документе государь — Николай
8. Приведите примеры (не менее 3-х) выдающихся достижений Российской науки.
9. Из отчета херсонского губернатора (начало XX в.).
«Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и сама величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить свое хозяйство, почему в конце концов хозяин- собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли всё, ничего ей не возвращая. Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности всё уменьшается. Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».
9,1. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?
9.2. На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия происходившего в начале XX века перехода от общинного землевладения к частной собственности. Укажите не менее трёх последствий.
9.3. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет в тексте автор отчёта? Приведите всего не менее трёх недостатков.
11 класс «Россия в начале 20 века» 2 вариант
1.Расположите в хронологической последовательности исторические явления. Запишите цифры, которыми обозначены исторические явления, в правильной последовательности в таблицу.
1) начало первой русской революции
2) движение чартистов в Англии
3) спор нестяжателей и иосифлян
2. Напишите дату, приведенных ниже событий:
Первая русская революция
Манифест Николая 2 о даровании гражданских прав и свобод
Начало аграрной реформы Столыпина
Цусимское сражение
Образование партии эсеров
3. Ниже приведён перечень названий партий и общественных течений XIX — начала XX в. Все они, за исключением двух, относились к социалистическому направлению общественной мысли.
1) народники
2) октябристы
3) эсеры
4) кадеты
5) анархисты
6) большевики
Найдите и запишите порядковые номера названий партии (общественного движения), представители которых (которого) не относились к социалистическому направлению общественной мысли.
4. Напишите термин, о котором идёт речь.
«Широко распространенное название произошедшего 3 (16) июня 1907 года в России досрочного роспуска II Государственной Думы, сопровождавшегося изменением избирательной системы»
5. Какие три условия были включены в Портсмутский договор между Россией и Японией (1905 г.)? Запишите в ответ соответствующие цифры.
1) выплата Японией крупной контрибуции России
2) признание Кореи сферой японских интересов
3) передача Японии права аренды Порт-Артура
4) закрепление за Россией прав на Курильские острова
5) передача Японии южной части Сахалина
6) признание Маньчжурии сферой русских интересов
6. Установите соответствие между названиями политических партий и фамилиями их руководящих деятелей весной — летом 1917 г.
ФАМИЛИИ | | ПАРТИИ |
1) В. И. Ленин 2) П. Н. Милюков 3) А. И. Гучков 4) В. М. Чернов 5) Л. Мартов (Ю. О. Цедербаум) | | A) эсеры Б) меньшевики B) большевики Г) кадеты |
7. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий.
«Подойдя к крепости, японцы решили взять её открытой силой, но ряд атак на наши позиции центра был неудачен. 3-го августа генерал Ноги прислал парламентёра с предложением сдать крепость, но собранный генералом Стесселем совет отклонил это предложение, а 6-го августа японцы начали артиллерийскую подготовку штурма и в тот же день перешли в наступление, направив после ряда демонстративных атак нашего западного фронта главный свой удар в центр наших позиций, против Орлиного Гнезда. Начался первый штурм Порт-Артура.
Первые дни японцы наступали густыми колоннами, думая массой задавить защитников крепости.
Строгая дисциплина, суровый военный закон, фанатизм и личная доблесть японцев приводили к тому, что японские батальоны, неся невероятные потери, всё же доходили до цели своих атак, хотя бы в составе нескольких человек и схватывались с нашими в штыки. В моём кратком обзоре невозможно описать всё то, что творилось под Орлиным Гнездом в дни с 6 по 11 августа включительно, дни сплошного, беспрерывного боя. Скажу одно, что доблесть была проявлена как с одной, так и с другой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на которых в то время сосредоточивался бой, много раз переходили из рук в руки, и в результате этого семидневного побоища японцы только овладели разрушенным фасом этих редутов, а внутренний остался в наших руках».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные события произошли в 1905 г.
2) Автор пишет о высоком уровне моральной и боевой готовности противника к сражениям.
3) Автор считает, что противник в результате описанного штурма полностью захватил редуты №№ 1 и 2.
4) Русский генерал, упомянутый в отрывке, погиб в ходе обороны крепости, о которой идёт речь.
5) По итогам войны, в ходе которой произошли описанные события, был подписан мирный договор в городе Портсмуте.
6) В результате войны, в ходе которой произошли описанные события, Россия лишилась части острова Сахалин.
8. Приведите примеры (не менее 3-х) иллюстрирующие новые для этого времени направления, произведения и их авторов.
9. Из воспоминаний великого князя Александра Михайловича.
«Вся Россия была в огне. В течение всего лета громадные тучи дыма стояли над страной, как бы давая знать о том, что темный гений разрушения всецело овладел умами крестьянства, и они решили стереть всех помещиков с лица земли. Рабочие бастовали. В черноморском флоте произошел мятеж, чуть не принявший широкие размеры, если бы ни лояльность моего бывшего флагманского судна «Ростислава». Новый министр внутренних дел князь Святополк- Мирский, заменивший убитого Плеве, говорил о «своей бесконечной вере в мудрость общественного мнения». А тем временем революционеры убивали высших должностных лиц вблизи тех мест, где Святополк-Мирский произносил свои речи. Латыши и эстонцы методически истребляли своих исконных угнетателей — балтийских баронов, и один из блестящих полков гвардии должен был нести в Прибалтийских губерниях непрнятную обязанность по охране помещичьих усадеб. Полиция на местах была в панике. Из всех губерний неслись вопли о помощи и просьбы прислать гвардейские части или казаков. Было убито так много губернаторов, что назначение на этот пост было равносильно смертному приговору. Заключение мира с Японией... поставило на очередь чрезвычайно сложную проблему о возвращении наших военных частей с фронта в Европейскую Россию по Сибирской железной дороге, объятой на большей части протяжения всеобщей забастовкой. 6 августа был подписан Манифест о созыве так называемой «Булыгинской» Государственной думы... Эта полумера, вместо успокоения, лишь удвоила агрессивность революционеров».
9.1. К какому году относятся воспоминания? Какие события (какой период) во внутриполитической жизни России в них описываются?
9.2. На основе текста и знаний по истории назовите не менее трёх причин описанного в воспоминаниях события.
9.3. На основе текста укажите не менее трёх действий масс, которые вынудили власть пойти на уступки. Почему автор воспоминаний называет манифест о Булыгинской думе «полумерой» (приведите один основной аргумент)