СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в XVII веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест для 10 класса "Россия в XVII веке". Профильный уровень.

Просмотр содержимого документа
«Россия в XVII веке»

Россия в XVII веке.

Ф.И. ____________________________ I вариант


  1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия.

1) Цер­ков­ная ре­фор­ма Ни­ко­на

2) Вве­де­ние пат­ри­ар­ше­ства на Руси

3) Окон­ча­тель­ный раз­дел хри­сти­ан­ской церк­ви на ка­то­ли­че­скую и пра­во­слав­ную




  1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми.

СО­БЫ­ТИЯ

ГОДЫ

А) кре­ще­ние Руси

Б) со­ля­ной бунт

В) на­ча­ло Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны

Г) на­ча­ло кни­го­пе­ча­та­ния

1) 2013 г.

2) 1564 г.

3) 1648 г.

4) 1054 г.

5) 988 г.

6) 1941 г.


А

Б

В

Г





3.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с про­цес­сом за­кре­по­ще­ния кре­стьян.

1) Юрьев день 2) уроч­ные лета 3) по­жи­лое 4)воль­ные хле­бо­паш­цы 5) устав­ная гра­мо­та 6) Со­бор­ное уло­же­ние

Ответ: _____________

4.На­пи­ши­те про­пу­щен­ное по­ня­тие (тер­мин). В XVII в. лично сво­бод­ных кре­стьян, вла­дев­ших об­щин­ны­ми зем­ля­ми и нес­ших по­вин­но­сти го­су­дар­ству, на­зы­ва­ли _______________.

5.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «Во время прав­ле­ния царя Рос­сия воз­вра­ти­ла себе в войне с Речью Поспо­ли­той Смо­ленск, при­со­еди­ни­ла Ле­во­бе­реж­ную Укра­и­ну и Киев, ак­тив­но вела ко­ло­ни­за­цию Си­би­ри, от­лич­но обо­ро­ня­ла южные гра­ни­цы. Во внут­рен­ней жизни го­су­дар­ства также про­изо­шли важ­ные вещи.

Было при­ня­то Уло­же­ние — ос­нов­ной свод за­ко­нов, ко­то­рый по факту дей­ство­вал до 1832 года! Про­шла де­неж­ная «мед­ная» ре­фор­ма, цер­ков­ная ре­фор­ма. Со­сто­я­лись пер­вые по­пыт­ки стро­и­тель­ства флота и армии ев­ро­пей­ско­го типа («полки но­во­го строя»). По сло­вам ис­то­ри­ка С.Ф. Пла­то­но­ва, Рус­ское Го­су­дар­ство «стало го­раз­до креп­че как в от­но­ше­нии по­ли­ти­че­ско­го строя, так и в от­но­ше­нии бла­го­со­сто­я­ния».

Б) «[Он] всту­пил в пра­ви­тель­ствен­ную среду и начал свою по­ли­ти­че­скую де­я­тель­ность в очень тя­же­лое для Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства время. Го­су­дар­ство пе­ре­жи­ва­ло слож­ный кри­зис. По­след­ствия не­удач­ной Ли­вон­ской войны, оприч­ни­на,и бес­по­ря­доч­ное пе­ре­дви­же­ние на­род­ных масс от цен­тра к окра­и­нам стра­ны рас­ша­та­ли к концу века об­ще­ствен­ный по­ря­док, внес­ли раз­ру­ху и ра­зо­ре­ние в хо­зяй­ствен­ную жизнь и со­зда­ли такое со­сто­я­ние умов, ко­то­рое по­сле­до­ва­тель­но вело об­ще­ство к беде. Само пра­ви­тель­ство при­зна­ва­ло «ве­ли­кую то­ще­ту» и «из­ну­ре­ние» зем­ле­вла­дель­цев и от­ме­ня­ло вся­ко­го рода по­дат­ные льго­ты и изъ­я­тия, «покаместа земля по­устро­ит­ся».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) Мо­нарх, чьё прав­ле­ние опи­са­но, в своё время был со­вре­мен­ни­ком Ивана Гроз­но­го.

2) В тек­сте опи­са­но прав­ле­ние го­су­да­ря, ко­то­рый ввёл Юрьев день.

3) Пе­ри­од прав­ле­ния этого царя со­вре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли «бунташ­ным веком».

4) Со­вре­мен­ни­ком пра­ви­те­ля, о ко­то­ром го­во­рит текст, был А. Л. Ордин-На­що­кин.

5) След­стви­ем со­бы­тий, о ко­то­рых идёт речь, стало Смут­ное время.

6) Го­су­дарь, пра­вив­ший во время, о ко­то­ром пишет автор, при­над­ле­жал к ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей.

Фраг­мент А

Фраг­мент Б

 

 

 

 

6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между име­на­ми со­вре­мен­ни­ков.

ИМЕНА

ИМЕНА

A) Иван IV

Б) Дмит­рий Дон­ской

B) Иван Ка­ли­та

Г) Алек­сей Ми­хай­ло­вич

1) Алек­сандр Пе­ре­свет

2) мит­ро­по­лит Пётр

3) Ан­дрей Курб­ский

4) Бог­дан Хмель­ниц­кий

5) Алек­сандр Нев­ский


A

Б

В

Г

 

 

 

 

7.За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные.

Пра­ви­тель

Внеш­не­по­ли­ти­че­ское со­бы­тие

Про­тив­ник

Иван IV

Обо­ро­на Пс­ко­ва

__________(A)

__________(Б)

__________(В)

Зо­ло­тая Орда

__________(Г)

Азов­ское «си­де­ние»

Осман­ская им­пе­рия

Алек­сандр Яро­сла­вич

__________(Д)

__________(Е)

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты

1) Тев­тон­ский орден

2) обо­ро­на Смо­лен­ска

3) Ку­ли­ков­ская битва

4) Ле­до­вое по­бо­и­ще

5) Ва­си­лий Шуй­ский

6) Ми­ха­ил Фёдо­ро­вич

7) Крым­ское хан­ство

8) Дмит­рий Ива­но­вич

9) Речь Поспо­ли­тая


А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


8.Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка В.О. Клю­чев­ско­го. Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

«…внут­рен­ние за­труд­не­ния пра­ви­тель­ства уси­ли­ва­лись ещё глу­бо­кой пе­ре­ме­ной в на­стро­е­нии на­ро­да. Новой ди­на­стии при­хо­ди­лось иметь дело с иным об­ще­ством, да­ле­ко не по­хо­жим на то, каким пра­ви­ли преж­ние цари. Тре­во­ги Смут­но­го вре­ме­ни раз­ру­ши­тель­но по­дей­ство­ва­ли на по­ли­ти­че­скую вы­прав­ку этого об­ще­ства; с во­ца­ре­ни­ем новой ди­на­стии в про­дол­же­ние всего [века] все об­ще­ствен­ные со­сто­я­ния не­молч­но жа­лу­ют­ся на свои бед­ствия, на своё обед­не­ние, ра­зо­ре­ние, на зло­упо­треб­ле­ния вла­стей, жа­лу­ют­ся на то, от­че­го стра­да­ли и пре­жде, но о чём пре­жде тер­пе­ли­во мол­ча­ли. Не­до­воль­ство ста­но­вит­ся и до конца века яв­ля­ет­ся гос­под­ству­ю­щей нотой в на­стро­е­нии на­род­ных масс. Из бурь Смут­но­го вре­ме­ни народ вышел го­раз­до впе­чат­ли­тель­нее и раз­дра­жи­тель­нее…»

1) Опи­сан­ная в тек­сте си­ту­а­ция от­но­сит­ся к сем­на­дца­то­му веку.

2) Ис­то­рик от­ме­ча­ет в тек­сте бла­го­при­ят­ные усло­вия во­ца­ре­ния новой ди­на­стии.

3) Ис­то­рик счи­та­ет, что но­виз­на си­ту­а­ции за­клю­ча­лась в раз­ви­тии чув­ства по­кор­но­сти и тер­пе­ния у рус­ско­го на­ро­да.

4) Одним из «преж­них царей», о ко­то­рых го­во­рит­ся в тек­сте, был Иван Гроз­ный.

5) Пер­вым пред­ста­ви­те­лем новой ди­на­стии, о ко­то­рой го­во­рит­ся в тек­сте, был царь Ми­ха­ил Фёдо­ро­вич.

6) Одной из при­чин опи­сан­но­го в тек­сте по­ло­же­ния на­ро­да были по­след­ствия ре­форм Петра I.




Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния.

9.На­пи­ши­те имя пра­ви­те­ля Рос­сии, при ко­то­ром за­штри­хо­ван­ная тер­ри­то­рия вошла в со­став Рос­сии. ________________

10.На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1». _____________________

11.На­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую город, в ко­то­ром от лица мест­но­го на­се­ле­ния было при­ня­то ре­ше­ние о при­со­еди­не­нии дан­ной земли к Рос­сии. ______________________________________

12.Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, свя­зан­ным с при­со­еди­не­ни­ем ука­зан­ных тер­ри­то­рий, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.

1) При­со­еди­не­ние дан­ных тер­ри­то­рий от­но­сит­ся к XVII в.

2) При­со­еди­не­нию дан­ных тер­ри­то­рий спо­соб­ство­ва­ло вос­ста­ние мест­ных жи­те­лей про­тив преж­ней вла­сти.

3) До при­со­еди­не­ния к Рос­сии дан­ные тер­ри­то­рии при­над­ле­жа­ли Осман­ской им­пе­рии.

4) Ука­зан­ные тер­ри­то­рии при при­со­еди­не­нии по­лу­чи­ли ав­то­ном­ные права.

5) До­го­вор о при­зна­нии дан­ных тер­ри­то­рий за Рос­си­ей был за­ключён в Смо­лен­ске.

6) Война, ко­то­рую Рос­сия вела за эти тер­ри­то­рии, по­лу­чи­ла на­зва­ние Смо­лен­ской.





13.Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных.

1) Ини­ци­а­то­ром со­бы­тия, ко­то­ро­му по­свя­ще­на марка, был Б.М. Хмель­ниц­кий.

2) Дан­ная марка была вы­пу­ще­на в 1960-х гг.

3) Со­бы­тия, отражённые на кар­ти­не, изоб­ражённой на марке, про­ис­хо­ди­ли в Москве.

4) В год из­да­ния дан­ной марки часть тер­ри­то­рии РСФСР была пе­ре­да­на Укра­ин­ской ССР.

5) По­след­стви­ем со­бы­тия, ко­то­ро­му по­свя­ще­на марка, стала Смо­лен­ская война.




14. Ука­жи­те изоб­ра­же­ния, на ко­то­рых пред­став­лены объ­ек­ты, по­стро­ен­ные в том же веке, когда про­изо­шло со­бы­тие, ко­то­ро­му по­свя­ще­на марка. В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.

Ответ: _______________

15. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Рос­сия XVII в. была стра­ной, в ко­то­рой про­дол­жа­ли гос­под­ство­вать сред­не­ве­ко­вые черты в эко­но­ми­че­ской и куль­тур­ной жизни стра­ны».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …







Россия в XVII веке.

Ф.И. ____________________ II вариант

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия.

1) Мед­ный бунт

2) Вос­ста­ние Хлоп­ко

3) От­кры­тие Ко­лум­бом Аме­ри­ки




2.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми.

СО­БЫ­ТИЯ

ГОДЫ

A) битва на реке Калка

Б) ра­зо­ре­ние мон­го­ло-та­та­ра­ми Киева

B) сра­же­ние на реке Воже

Г) принятие Соборного Уложения

1) 1223 г.

2) 1240 г.

3) 1242 г.

4) 1378 г.

5) 1649 г.

6) 1410 г.


А

Б

В

Г





3.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с про­цес­сом за­кре­по­ще­ния кре­стьян.

1) Юрьев день, 2) уроч­ные лета, 3) по­жи­лое, 4) за­по­вед­ные лета, 5) устав­ная гра­мо­та, 6) ми­ро­вой по­сред­ник.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

Ответ:

4.На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

По­ря­док на­зна­че­ния на долж­но­сти в Мос­ков­ском го­су­дар­стве в XV—XVII вв. по знат­но­сти рода и важ­но­сти долж­но­стей, за­ни­ма­е­мых пред­ка­ми, на­зы­вал­ся ____________.

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «…со­бра­лись бо­яр­ские люди и кре­стья­не, к ним же при­ста­ли укра­ин­ные по­сад­ские люди, стрель­цы и ка­за­ки и на­ча­ли по го­ро­дам во­е­вод хва­тать и са­жать по тем­ни­цам. Бояр же своих дома разо­ря­ли и иму­ще­ство гра­би­ли… Стар­шим у них был че­ло­век князя Ан­дрея Ан­дре­еви­ча Те­ля­тев­ско­го Иваш­ка Бо­лот­ни­ков. Со­брал­ся [он] со мно­ги­ми лю­дь­ми и пришёл под Кромы; и во­е­во­ды от Кром ото­шли. Слы­ша­ли же бояре под Ель­цом, что под Кро­ма­ми воз­му­ти­лись, ото­шли от Ельца прочь и пошли все к Москве. Рат­ные же люди, отъ­е­хав в Моск­ву, разъ­е­ха­лись все по своим домам, царь же… в Москве остал­ся с не­боль­шим вой­ском».

Б) «В ны­неш­нем [году] мая в 10 день пи­са­ли к нам, ве­ли­ко­му го­су­да­рю, з Дону ата­ма­ны и ка­за­ки Кор­ней Яко­влев с то­ва­ры­щи... что они, ка­за­ки, со­во­ку­пясь еди­но­мыш­лен­но во всех го­род­ках и служа нам, ве­ли­ко­му го­су­да­рю, хо­ди­ли ис Чер­кас­ко­го го­род­ка под Ко­голь­ник для про­мыс­лу на воров и из­мен­ни­ков на Стень­ку Ра­зи­на с то­ва­ри­щи. И ми­ло­стию все­силь­но­го гос­по­да бога... они... под Ко­голь­ни­ком воров мно­гих по­би­ли и тово вора и из­мен­ни­ка Стень­ку Ра­зи­на и ево еди­но­мыш­лен­ни­ков, ко­то­рые с ним при­шли в Ка­галь­ник с Ца­ри­цы­на и на Дону к ево во­ров­ству при­ста­ли, взяли. И ево, Стень­ку, при­вез­ли в Чер­кас­кой и за­ко­ва­ли в кан­да­лы и от­да­ли сте­речь за креп­кую сто­ро­жу. А то­ва­ры­щев ево еди­но­мыш­лен­ни­ков воров же в Ка­галь­ни­ку и в Чер­кас­ком всех по­би­ли и пе­ре­ве­ша­ли, а ево, вора Стень­ку, по­сла­ли... к Москве с ата­ма­ном с Кор­не­ем Яко­вле­вым…»

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) Опи­сы­ва­е­мые в ис­точ­ни­ке со­бы­тия от­но­сят­ся к 1671 г.

2) Царём, от имени ко­то­ро­го со­став­лен до­ку­мент, был Иван Гроз­ный.

3) До­ку­мент опи­сы­ва­ет вре­ме­на Смуты.

4) Со­бы­тия, опи­сы­ва­е­мые в до­ку­мен­те, от­но­сят­ся к XVI в.

5) Царь, к прав­ле­нию ко­то­ро­го от­но­сят­ся опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия, ли­шил­ся пре­сто­ла в ре­зуль­та­те за­го­во­ра.

6) В то же цар­ство­ва­ние, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся опи­сы­ва­е­мые в до­ку­мен­те со­бы­тия, про­изошёл Со­ля­ной бунт.

Фраг­мент А

Фраг­мент Б

 

 

 

 

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между име­на­ми рус­ских царей и со­бы­ти­я­ми, от­но­ся­щи­ми­ся ко вре­ме­ни их прав­ле­ния.

ИМЕНА

СО­БЫ­ТИЯ

А) Федор Алек­се­е­вич

Б) Ва­си­лий Шуй­ский

В) Ми­ха­ил Ро­ма­нов

Г) Иван IV

1) за­вер­ше­ние Смуты

2) вос­ста­ние Ивана Бо­лот­ни­ко­ва

3) от­ме­на мест­ни­че­ства

4) битва на реке Калке

5) Ли­вон­ская война


A

Б

В

Г

 

 

 

 


7.За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов.

Во­е­на­чаль­ник

Война

Годы войны

__________(А)

Сто­лет­няя

__________(Б)

П.С. Сал­ты­ков

__________(В)

1756−1763 гг.

М.Б. Шеин

__________(Г)

1632−1634 гг.

__________(Д)

Ли­вон­ская

__________(Е)

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) пер­вая рус­ско-ту­рец­кая война

2) Жанна де Арк

3) А.Н. Ку­ро­пат­кин

4) Се­ми­лет­няя война

5) 1558–1583 гг.

6) Смо­лен­ская война

7) 1337-1453 гг.

8) А.М. Курб­ский

9) 1654–1667 гг.


А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


8.Про­чти­те от­ры­вок из до­ку­мен­та. Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

«... Мы бояре... при­го­во­ри­ли ... на том... чтоб ко­роль Жи­ги­монт по­жа­ло­вал, дал на Вла­ди­мир­ское и Мос­ков­ское и все ве­ли­кие го­су­дар­ства рос­сий­ско­го цар­ствия сына сво­е­го... ко­ро­ле­ви­ча.

А бу­дучи го­су­да­рю ко­ро­ле­ви­чу на рос­сий­ском го­су­дар­стве, церк­ви божия... чтити и укра­ша­ти во всем по преж­не­му обы­чаю и всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам быть в пра­во­слав­ной хри­сти­ан­ской вере гре­че­ско­го за­ко­на по-преж­не­му, и рим­ские веры и иных раз­ных вер костёлов и мо­леб­ных хра­мов в Мос­ков­ском го­су­дар­стве не ста­ви­ти...

Бо­ярам, и околь­ни­чим, и дво­ря­нам, и дья­кам дум­ным и по го­ро­дам во­е­во­дам и вся­ким чинам бытии по-преж­не­му как по­ве­лось в Мос­ков­ском го­су­дар­стве при преж­них ве­ли­ких го­су­да­рях ... На Москве суду бытии по преж­не­му обы­чаю и по Су­деб­ни­ку Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства, а будет по­хо­тят в чём по­пол­ни­ти для укреп­ле­ния судов, и го­су­да­рю на то по­во­ло­ти с думою бояр и всей земли, чтоб было всё пра­вед­но».

1) дан­ный до­ку­мент был со­став­лен в пе­ри­од Смут­но­го вре­ме­ни

2) пред­став­лен фраг­мент Кре­сто­це­ло­валь­ной за­пи­си

3) до­ку­мент со­ста­ви­ло бо­яр­ское пра­ви­тель­ство Ва­си­лия Шуй­ско­го

4) упо­ми­на­е­мый в от­рыв­ке ко­ро­ле­вич — Лже­д­мит­рий I

5) усло­ви­ем при­гла­ше­ния ко­ро­ле­ви­ча на рус­ский пре­стол было при­ня­тие ко­ро­ле­ви­чем пра­во­сла­вия

6) со­глас­но до­ку­мен­ту, в слу­чае во­ца­ре­ния ко­ро­ле­ви­ча бояре со­хра­ня­ют все свои привилегии




Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния.

9. На­зо­ви­те мо­нар­ха, в пе­ри­од прав­ле­ния ко­то­ро­го в со­став Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства вошёл город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «3». ________________________________________________

10. За­пол­ни­те про­пуск в пред­ло­же­нии: «Одна из круп­ней­ших яр­ма­рок Рос­сии в XVII–XVIII вв. — _______________________________ — обо­зна­че­на на схеме циф­рой "4"».

11. За­пол­ни­те про­пуск в пред­ло­же­нии: «Циф­рой "1" на схеме обо­зна­чен город ______________, в не­по­сред­ствен­ной бли­зо­сти от ко­то­ро­го были по­стро­е­ны пер­вые в Рос­сии же­ле­зо­де­ла­тель­ные за­во­ды».

12. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к дан­ной схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.

1) Круп­ны­ми цен­тра­ми ко­же­вен­но­го про­из­вод­ства со­глас­но схеме были Тверь, Ка­лу­га, Смо­ленск.

2) Го­ри­зон­таль­ной штри­хов­кой на схеме обо­зна­че­ны рай­о­ны, спе­ци­а­ли­зи­ро­вав­ши­е­ся на пуш­ном про­мыс­ле.

3) То­чеч­ным узо­ром на схеме обо­зна­чен ос­нов­ной район про­из­вод­ства льна и пень­ки.

4) Циф­рой «6» на схеме обо­зна­че­на река, на­зва­ние ко­то­рой было из­ме­не­но в ре­зуль­та­те круп­но­го на­род­но­го вос­ста­ния, про­изо­шед­ше­го в том же веке, в ко­то­ром уста­но­ви­лись гра­ни­цы Ев­ро­пей­ской части Рос­сии, обо­зна­чен­ные на схеме.

5) Циф­рой «5» на схеме обо­зна­чен город, во­шед­ший в со­став Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства в пе­ри­од прав­ле­ния Ивана IV.

6) Циф­рой «2» на схеме обо­зна­чен Ар­хан­гельск.





13. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние. Какие суж­де­ния о про­из­ве­де­нии рус­ско­го ис­кус­ства, изоб­ражённом на фо­то­гра­фии, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных.

1) на фо­то­гра­фии изоб­ра­жен порт­рет (пар­су­на) царя Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча

2) порт­рет хра­нит­ся в Зо­ло­тых кла­до­вых Эр­ми­та­жа

3) пар­су­на со­зда­на в XVII в.

4) дан­ная форма жи­во­пи­си по­лу­чи­ла ак­тив­ное раз­ви­тие в Рос­сии XVIII в.

5) в руках царя, изоб­ражённого на порт­ре­те, ски­петр, на его го­ло­ве – дер­жа­ва.



14.Какие из икон были со­зда­ны в том веке, когда в Рос­сии пра­вил царь, изоб­ражённый на порт­ре­те? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рой они ука­за­ны.

Ответ: ______________

18. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«В эко­но­ми­че­ском, со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ском и куль­тур­ном ас­пек­тах Рос­сия XVII в. не ис­пы­та­ла за­мет­но­го ев­ро­пей­ско­го вли­я­ния; стра­на оста­лась в сущ­но­сти такой же, как в XVI в.».Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …