Россия в XVII веке.
Ф.И. ____________________________ I вариант
Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) Церковная реформа Никона
2) Введение патриаршества на Руси
3) Окончательный раздел христианской церкви на католическую и православную
Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) крещение Руси Б) соляной бунт В) начало Великой Отечественной войны Г) начало книгопечатания | 1) 2013 г. 2) 1564 г. 3) 1648 г. 4) 1054 г. 5) 988 г. 6) 1941 г. |
3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян.
1) Юрьев день 2) урочные лета 3) пожилое 4)вольные хлебопашцы 5) уставная грамота 6) Соборное уложение
Ответ: _____________
4.Напишите пропущенное понятие (термин). В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли _______________.
5.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Во время правления царя Россия возвратила себе в войне с Речью Посполитой Смоленск, присоединила Левобережную Украину и Киев, активно вела колонизацию Сибири, отлично обороняла южные границы. Во внутренней жизни государства также произошли важные вещи.
Было принято Уложение — основной свод законов, который по факту действовал до 1832 года! Прошла денежная «медная» реформа, церковная реформа. Состоялись первые попытки строительства флота и армии европейского типа («полки нового строя»). По словам историка С.Ф. Платонова, Русское Государство «стало гораздо крепче как в отношении политического строя, так и в отношении благосостояния».
Б) «[Он] вступил в правительственную среду и начал свою политическую деятельность в очень тяжелое для Московского государства время. Государство переживало сложный кризис. Последствия неудачной Ливонской войны, опричнина,и беспорядочное передвижение народных масс от центра к окраинам страны расшатали к концу века общественный порядок, внесли разруху и разорение в хозяйственную жизнь и создали такое состояние умов, которое последовательно вело общество к беде. Само правительство признавало «великую тощету» и «изнурение» землевладельцев и отменяло всякого рода податные льготы и изъятия, «покаместа земля поустроится».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Монарх, чьё правление описано, в своё время был современником Ивана Грозного.
2) В тексте описано правление государя, который ввёл Юрьев день.
3) Период правления этого царя современники называли «бунташным веком».
4) Современником правителя, о котором говорит текст, был А. Л. Ордин-Нащокин.
5) Следствием событий, о которых идёт речь, стало Смутное время.
6) Государь, правивший во время, о котором пишет автор, принадлежал к династии Рюриковичей.
6.Установите соответствие между именами современников.
ИМЕНА | ИМЕНА |
A) Иван IV Б) Дмитрий Донской B) Иван Калита Г) Алексей Михайлович | 1) Александр Пересвет 2) митрополит Пётр 3) Андрей Курбский 4) Богдан Хмельницкий 5) Александр Невский |
7.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Правитель | Внешнеполитическое событие | Противник |
Иван IV | Оборона Пскова | __________(A) |
__________(Б) | __________(В) | Золотая Орда |
__________(Г) | Азовское «сидение» | Османская империя |
Александр Ярославич | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы
1) Тевтонский орден
2) оборона Смоленска
3) Куликовская битва
4) Ледовое побоище
5) Василий Шуйский
6) Михаил Фёдорович
7) Крымское ханство
8) Дмитрий Иванович
9) Речь Посполитая
8.Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
«…внутренние затруднения правительства усиливались ещё глубокой переменой в настроении народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества; с воцарением новой династии в продолжение всего [века] все общественные состояния немолчно жалуются на свои бедствия, на своё обеднение, разорение, на злоупотребления властей, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но о чём прежде терпеливо молчали. Недовольство становится и до конца века является господствующей нотой в настроении народных масс. Из бурь Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее…»
1) Описанная в тексте ситуация относится к семнадцатому веку.
2) Историк отмечает в тексте благоприятные условия воцарения новой династии.
3) Историк считает, что новизна ситуации заключалась в развитии чувства покорности и терпения у русского народа.
4) Одним из «прежних царей», о которых говорится в тексте, был Иван Грозный.
5) Первым представителем новой династии, о которой говорится в тексте, был царь Михаил Фёдорович.
6) Одной из причин описанного в тексте положения народа были последствия реформ Петра I.
Рассмотрите схему и выполните задания.

9.Напишите имя правителя России, при котором заштрихованная территория вошла в состав России. ________________
10.Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». _____________________
11.Напишите цифру, обозначающую город, в котором от лица местного населения было принято решение о присоединении данной земли к России. ______________________________________
12.Какие суждения, относящиеся к событиям, связанным с присоединением указанных территорий, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Присоединение данных территорий относится к XVII в.
2) Присоединению данных территорий способствовало восстание местных жителей против прежней власти.
3) До присоединения к России данные территории принадлежали Османской империи.
4) Указанные территории при присоединении получили автономные права.
5) Договор о признании данных территорий за Россией был заключён в Смоленске.
6) Война, которую Россия вела за эти территории, получила название Смоленской.
13.Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Инициатором события, которому посвящена марка, был Б.М. Хмельницкий.
2) Данная марка была выпущена в 1960-х гг.
3) События, отражённые на картине, изображённой на марке, происходили в Москве.
4) В год издания данной марки часть территории РСФСР была передана Украинской ССР.
5) Последствием события, которому посвящена марка, стала Смоленская война.

14. Укажите изображения, на которых представлены объекты, построенные в том же веке, когда произошло событие, которому посвящена марка. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ: _______________
15. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Россия XVII в. была страной, в которой продолжали господствовать средневековые черты в экономической и культурной жизни страны».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Россия в XVII веке.
Ф.И. ____________________ II вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) Медный бунт
2) Восстание Хлопко
3) Открытие Колумбом Америки
2.Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
A) битва на реке Калка Б) разорение монголо-татарами Киева B) сражение на реке Воже Г) принятие Соборного Уложения | 1) 1223 г. 2) 1240 г. 3) 1242 г. 4) 1378 г. 5) 1649 г. 6) 1410 г. |
3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян.
1) Юрьев день, 2) урочные лета, 3) пожилое, 4) заповедные лета, 5) уставная грамота, 6) мировой посредник.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
4.Напишите пропущенное слово.
Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался ____________.
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «…собрались боярские люди и крестьяне, к ним же пристали украинные посадские люди, стрельцы и казаки и начали по городам воевод хватать и сажать по темницам. Бояр же своих дома разоряли и имущество грабили… Старшим у них был человек князя Андрея Андреевича Телятевского Ивашка Болотников. Собрался [он] со многими людьми и пришёл под Кромы; и воеводы от Кром отошли. Слышали же бояре под Ельцом, что под Кромами возмутились, отошли от Ельца прочь и пошли все к Москве. Ратные же люди, отъехав в Москву, разъехались все по своим домам, царь же… в Москве остался с небольшим войском».
Б) «В нынешнем [году] мая в 10 день писали к нам, великому государю, з Дону атаманы и казаки Корней Яковлев с товарыщи... что они, казаки, совокупясь единомышленно во всех городках и служа нам, великому государю, ходили ис Черкаского городка под Когольник для промыслу на воров и изменников на Стеньку Разина с товарищи. И милостию всесильного господа бога... они... под Когольником воров многих побили и тово вора и изменника Стеньку Разина и ево единомышленников, которые с ним пришли в Кагальник с Царицына и на Дону к ево воровству пристали, взяли. И ево, Стеньку, привезли в Черкаской и заковали в кандалы и отдали стеречь за крепкую сторожу. А товарыщев ево единомышленников воров же в Кагальнику и в Черкаском всех побили и перевешали, а ево, вора Стеньку, послали... к Москве с атаманом с Корнеем Яковлевым…»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Описываемые в источнике события относятся к 1671 г.
2) Царём, от имени которого составлен документ, был Иван Грозный.
3) Документ описывает времена Смуты.
4) События, описываемые в документе, относятся к XVI в.
5) Царь, к правлению которого относятся описываемые события, лишился престола в результате заговора.
6) В то же царствование, к которому относятся описываемые в документе события, произошёл Соляной бунт.
6. Установите соответствие между именами русских царей и событиями, относящимися ко времени их правления.
ИМЕНА | СОБЫТИЯ |
А) Федор Алексеевич Б) Василий Шуйский В) Михаил Романов Г) Иван IV | 1) завершение Смуты 2) восстание Ивана Болотникова 3) отмена местничества 4) битва на реке Калке 5) Ливонская война |
7.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов.
Военачальник | Война | Годы войны |
__________(А) | Столетняя | __________(Б) |
П.С. Салтыков | __________(В) | 1756−1763 гг. |
М.Б. Шеин | __________(Г) | 1632−1634 гг. |
__________(Д) | Ливонская | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) первая русско-турецкая война
2) Жанна де Арк
3) А.Н. Куропаткин
4) Семилетняя война
5) 1558–1583 гг.
6) Смоленская война
7) 1337-1453 гг.
8) А.М. Курбский
9) 1654–1667 гг.
8.Прочтите отрывок из документа. Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
«... Мы бояре... приговорили ... на том... чтоб король Жигимонт пожаловал, дал на Владимирское и Московское и все великие государства российского царствия сына своего... королевича.
А будучи государю королевичу на российском государстве, церкви божия... чтити и украшати во всем по прежнему обычаю и всем православным христианам быть в православной христианской вере греческого закона по-прежнему, и римские веры и иных разных вер костёлов и молебных храмов в Московском государстве не ставити...
Боярам, и окольничим, и дворянам, и дьякам думным и по городам воеводам и всяким чинам бытии по-прежнему как повелось в Московском государстве при прежних великих государях ... На Москве суду бытии по прежнему обычаю и по Судебнику Российского государства, а будет похотят в чём пополнити для укрепления судов, и государю на то поволоти с думою бояр и всей земли, чтоб было всё праведно».
1) данный документ был составлен в период Смутного времени
2) представлен фрагмент Крестоцеловальной записи
3) документ составило боярское правительство Василия Шуйского
4) упоминаемый в отрывке королевич — Лжедмитрий I
5) условием приглашения королевича на русский престол было принятие королевичем православия
6) согласно документу, в случае воцарения королевича бояре сохраняют все свои привилегии
Рассмотрите схему и выполните задания.

9. Назовите монарха, в период правления которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3». ________________________________________________
10. Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок России в XVII–XVIII вв. — _______________________________ — обозначена на схеме цифрой "4"».
11. Заполните пропуск в предложении: «Цифрой "1" на схеме обозначен город ______________, в непосредственной близости от которого были построены первые в России железоделательные заводы».
12. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Крупными центрами кожевенного производства согласно схеме были Тверь, Калуга, Смоленск.
2) Горизонтальной штриховкой
на схеме обозначены районы, специализировавшиеся на пушном промысле.
3) Точечным узором
на схеме обозначен основной район производства льна и пеньки.
4) Цифрой «6» на схеме обозначена река, название которой было изменено в результате крупного народного восстания, произошедшего в том же веке, в котором установились границы Европейской части России, обозначенные на схеме.
5) Цифрой «5» на схеме обозначен город, вошедший в состав Российского государства в период правления Ивана IV.
6) Цифрой «2» на схеме обозначен Архангельск.
13. Рассмотрите изображение и выполните задание. Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) на фотографии изображен портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича
2) портрет хранится в Золотых кладовых Эрмитажа
3) парсуна создана в XVII в.
4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVIII в.
5) в руках царя, изображённого на портрете, скипетр, на его голове – держава.
14.Какие из икон были созданы в том веке, когда в России правил царь, изображённый на портрете? В ответе запишите две цифры, под которой они указаны.
Ответ: ______________
18. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«В экономическом, социально-политическом и культурном аспектах Россия XVII в. не испытала заметного европейского влияния; страна осталась в сущности такой же, как в XVI в.».Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …