Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Щелковский колледж»
(ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)
| УТВЕРЖДАЮ Руководитель СП №6,8 ___________С.В.Гаврилов «____»____________ 20 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДП.01 Математика
общеобразовательного цикла
по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессиям технологического профиля
08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
по программе базовой подготовки
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Математика» для профессиональных образовательных организаций. / Башмаков М.И.— М. : Издательский центр «Академия», 2016. Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО).
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»).
Разработчики:
Шмат Наталья Владимировна, преподаватель математики
Рецензенты:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией «Математических и
естественно-научных дисциплин»
от «___»_________201_г.
протокол № __________________
Председатель ПЦК
__________________________ __
(подпись) И. О. Фамилия
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации учебной дисциплины | 14 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 15 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.01. МАТЕМАТИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) в соответствии с ФГОС СОО и ФГОС по профессиям технологического профиля 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ППКРС):
Учебная дисциплина Математика относится к циклу общеобразовательных дисциплин основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы Математика направлено на достижение следующих целей:
• обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
• обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;
• обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;
• обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Математика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
−− понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
−− развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
−− овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
−− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
−− готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
−− готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
−− отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• метапредметных:
−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
−− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
−− целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
• предметных:
−− сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
−− сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
−− владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
−− владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
−− сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
−− владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
−− сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
−− владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 298 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 298 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 49 |
контрольные работы | 8 |
Темы рефератов: • Непрерывные дроби. • Применение сложных процентов в экономических расчетах. • Параллельное проектирование. • Графы и их применение. • Неевклидова геометрия. • Применение координатного метода к решению стереометрических задач • Средние значения и их применение в статистике. • Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве. • Сложение гармонических колебаний. • Графическое решение уравнений и неравенств. • Правильные многогранники. • Конические сечения и их применение в технике. • Понятие дифференциала и его приложения. • Схемы повторных испытаний Бернулли. • Исследование уравнений и неравенств с параметром. • Математические софизмы | |
Итоговая аттестация: экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Математика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования. | 2 | |
Раздел 1.Развитие понятия о числе | 22 | |
| Содержание учебного материала: | | |
Натуральные, целые, рациональные числа. Действительные числа. Приближенные вычисления. Правила действий с приближенными вычислениями. Решение уравнений и неравенств. Решение систем уравнений и неравенств. Понятие комплексного числа. Модуль и аргумент комплексного числа. Действия с комплексными числами в алгебраической форме. | 18 | 1-2 |
Практические занятия: | | 2-3 |
Практикум по решению задач на приближенные вычисления. Упражнения в решении уравнений, неравенств и систем. Действия с комплексными числами в алгебраической форме. | 4 | |
Контрольные работы: | 0 | |
Раздел 2. Функции и графики. | 16 | |
| Содержание учебного материала: | 9 | |
Числовая функция: основные понятия и определения. Способы задания. Построение графиков. Нахождение области определения и области значения функций из школьного курса. Свойства функций: монотонность, экстремумы. Свойства функций: четность, периодичность. Обратная функция: способы задания, условия существования. Обратная функция: решение задач и упражнений. Арифметические операции над функциями. Сложная функция. | | 1-2 |
Практические занятия: | 6 | 2-3 |
Контрольные работы: | 1 | |
Раздел 3. Корни, степени, логарифмы | 40 | |
| Содержание учебного материала: | 30 | |
Понятие степени с натуральным и целым показателем. Понятие корня n-й степени. Свойства корня. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Решение задач и упражнений. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Степень с рациональным показателем. Решение задач и упражнений. Понятие степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Степенная функция. Показательная функция. Её свойства и график. Определение логарифма числа. Основное логарифмическое тождество Определение логарифма числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмические тождества. Действия с логарифмами. Решение задач и упражнений. Логарифмическая функция. Свойства и график. Решение показательных уравнений. Решение показательных уравнений. Решение показательных неравенств. Решение логарифмических уравнений. Решение логарифмических неравенств. Решение уравнений, неравенств и систем. | | 1-2 |
Практические занятия: | 9 | 2-3 |
Преобразование выражений, содержащих радикалы. Показательная функция. Её свойства и график. Степень с рациональным показателем. Решение задач и упражнений. Упражнения в действиях с логарифмами. Логарифмические тождества. Логарифмическая функция. Свойства и график. Решение логарифмических неравенств. Решение логарифмических уравнений. Упражнения в решении показательных уравнений. Упражнения в решении показательных неравенств. | | |
Контрольные работы: | 1 | 2-3 |
Раздел 4. Основы тригонометрии | 36 | |
| Содержание учебного материала: | 31 | |
Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Формулы приведения. Формулы сложения. Формулы удвоения Формулы половинного угла. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Обратные тригонометрические функции. Арксинус, арккосинус, арктангенс Простейшие тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства. | | 1-2 |
Практические занятия: | 4 | 2-3 |
Радианный метод измерения углов вращения и связь с градусной мерой. Основные тригонометрические тождества, формулы сложения, удвоения, преобразование суммы тригонометрических функций в произведение, преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. | | |
Контрольные работы: | 1 | 2-3 |
Раздел 5. Координаты и векторы | 22 | |
| Содержание учебного материала: | 20 | |
Вектор. Основные понятия и определения. Прямоугольная система координат на плоскости и в пространстве. Вектор на плоскости. Координаты вектора. Координаты вектора. Решение задач и упражнений. Векторы в пространстве. Компланарность. Разложение вектора по трем некомпланарным. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. Различные виды уравнений прямой на плоскости. Решение задач на плоскости координатным методом. Уравнение плоскости в пространстве. Уравнение сферы в пространстве. | | 1-2 |
Практические занятия: | 1 | 2-3 |
Контрольные работы: | 1 | 2-3 |
Раздел 6. Прямые и плоскости в пространстве | 20 | |
| Содержание учебного материала: | 18 | |
Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Теорема о трех перпендикулярах. Расстояния и углы в пространстве. Двугранный угол. Основные понятия и определения. Применение теоремы о трех перпендикулярах для нахождения расстояний и углов в пространстве. Перпендикулярность плоскостей. | | 1-2 |
Практические занятия: | 2 | 2-3 |
Перпендикуляр и наклонные. Двугранный угол. Теорема о трех перпендикулярах. Нахождение расстояний и углов в пространстве. | | |
Контрольные работы: | 0 | |
Раздел 7. Многогранники. Круглые тела. Измерения в геометрии | 36 | |
| Содержание учебного материала: | 31 | |
Многогранник и его элементы. Основные понятия Призма. Виды призм. Параллелепипед и его виды. Свойства параллелепипеда. Пирамида. Основные понятия и определения. Пирамида. Свойства правильных пирамид. Сечения многогранников. Решение задач. Решение задач на нахождение элементов многогранников. Правильные многогранники. Понятие о телах вращения. Цилиндр и конус. Основные определения. Цилиндр. Элементы цилиндра. Конус. Нахождение элементов конуса. Шар и сфера. Основные понятия Шар и сфера. Взаимное расположение сферы и плоскости. Площади поверхностей геометрических тел. Понятие объема геометрического тела. Свойства объемов. Решение задач на нахождение площадей поверхностей и объемов многогранников. Решение задач на нахождение объемов геометрических тел | | 1-2 |
Практические занятия: | 4 | 2-3 |
Решение задач на нахождение элементов призм. Свойства параллелепипеда Пирамида. Свойства правильных пирамид. Решение задач. Сечения многогранников. Решение задач. Шар и сфера. Взаимное расположение сферы и плоскости. Решение задач на нахождение элементов сферы, цилиндра, конуса. Решение задач на нахождение площадей поверхностей и объемов многогранников. Решение задач на нахождение объемов геометрических тел. Практикум по решению задач. | | |
Контрольные работы: | 1 | |
Раздел 8 Комбинаторика | 10 | |
| Содержание учебного материала: | 8 | |
Основные комбинаторные соединения. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля | | 1-2 |
Практические занятия: | 2 | 2-3 |
Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Практикум по решению задач. | | |
Контрольные работы: | 0 | |
Раздел 9 Элементы теории вероятностей и математической статистики | 14 | |
| Содержание учебного материала: | | |
Событие. Вероятность события. Решение задач на классическое определение вероятности, в т.ч. на выборку. Теоремы сложения вероятностей. Теоремы умножения вероятностей. Формула полной вероятности. Формула Байеса. Повторение испытаний. Формула Бернулли. Случайная величина. Дискретная случайная величина. Закон распределения. Числовые характеристики случайной величины | 10 | 1-2 |
Практические занятия: | 4 | 2-3 |
Решение задач на классическое определение вероятности, в т.ч. на выборку. Нахождение числовых характеристик дискретной случайной величины. Практикум по решению задач | | |
Контрольные работы: | 0 | |
Раздел 10 Начала математического анализа. Интеграл и его применение | 62 | |
| Содержание учебного материала: | 51 | |
Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о непрерывности функции. Понятие о производной функции, еѐ геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции функции. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком. Первообразная и интеграл. Формулы интегрирования. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. | | 1-2 |
Практические занятия: | 9 | 2-3 |
Нахождение производной. Нахождение производной суммы и разности. Нахождение производной произведения и частного. Нахождение производной сложной функции. Решение прикладных задач. Нахождение первообразной функции. Вычисление интеграла. Вычисление площади криволинейной трапеции. Решение прикладных задач. | | |
Контрольные работы: | 2 | |
Раздел 11 Уравнения и неравенства | 18 | |
| Содержание учебного материала: | | |
Уравнения: основные понятия и определения. Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Метод интервалов. Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Решение тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических неравенств. Решение уравнений, неравенств и систем с двумя переменными. Геометрическая интерпретация. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Учет реальных ограничений | 13 | 1-2 |
Практические занятия: | 4 | 2-3 |
Решение рациональных уравнений и неравенств. Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Решение тригонометрических уравнений. Практикум по решению задач | | |
Контрольные работы: | 1 | |
| ВСЕГО: | 298 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект таблиц по математике;
- макеты геометрических тел
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Башмаков М.И. Математика – М., Академия 2016.
А.А.Дадаян Математика – М.Форум 2016
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 классов М.,Просвещение 2016
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2016.
Примерная программа учебной дисциплины МАТЕМАТИКА для профессий НПО и СПО- М., 2016
Алгебра и начала анализа 10-11 класс Алимова и Калягина М:2016
Дополнительные источники:
Н.В.Богомолов Практические занятия по математике. - М.:Высшая школа 2015
Подольский В.А. и др. Сборник задач по математике для техникумов. – М.: Высшая школа, 2007.
Валуцэ И.И. и др. Математика для техникумов на базе средней школы: учеб. пособ. – М.: Наука, 2007
Дадаян А.А. Математика: учеб. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011
Зайцев И.Л. Элементы высшей математики для техникумов. – М., 2007
Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа: В 2-х частях. учеб. /Каченовский М.И. и др. под ред. Г.Н. Яковлева. – М.: Наука, 2007
Математика для техникумов. Геометрия: учебник /Каченовский М.И. и др. под ред. Г.Н. Яковлева. – М.: Наука, 2009
Выгодский М.Я. - Справочник по высшей математике 2010
Интернет-ресурсы:
http://www.intuit.ru/department/mathematics/nummeth/
http://www.ksu.ru/infres/volodin/
http://do.rksi.ru/library/courses/ms/
http://www.uchites.ru/tvims/bazovyi_kurs
http://www.pm298.ru/mverstat.php
http://www.alleng.ru/edu/math9.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
−− сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке; −− сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; −− владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; −− владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; −− сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей; −− владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; −− сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; −− владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач | Устный опрос (индивидуальный и групповой), письменная проверка. тестовый контроль; письменная проверка, фронтальный опрос, взаимопроверка, самоконтроль; оценка результатов выполнения практических работ; оценка выполнения контрольных работ; экзамен |