Муниципальное общеобразовательное учреждение Каменская средняя общеобразовательная школа №2 Дмитровского района Московской области |
| | |
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО __________ / М.В. Киселева 30 августа 2021 года Протокол №1 от 30 августа 2021 года | Согласовано Заместитель директора по УВР __________/ Е.Н. Любогощинская 31 августа 2021 года | Утверждаю Директор школы ______________ /Л.П. Савкевич 01 сентября 2021 года Приказ № 117-1 от 01 сентября 2021 года |
Рабочая программа
по Информатике
10 класс
2021 – 2022 учебный год
учитель Мельниченко Дмитрий Петрович
Рабочая программа по информатике для учащихся 10 класса составлена на основе следующих документов:
Закона «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Основной образовательной программы среднего общего образования;
Программа общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» для средней школы (10-11 классы) Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Планируемые предметные результаты освоения Информатики
Обучающийся 10 класса научится:
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Обучающийся 10 класса получит возможность научиться:
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных.
Модуль «Школьный урок» рабочей программы воспитания школы реализуется с использованием воспитательного потенциала каждого урока и предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Формы и критерии (нормы) оценивания знаний обучающихся по информатике
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний учащихся по информатике являются:
устный опрос,
письменная контрольная работа,
самостоятельная работа,
тестирование,
практическая работа на ПК,
зачет.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала.
Оценка ответов учащихся
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Практическая работа на ПК оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Тест оценивается следующим образом:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.
Содержание учебного предмета, формы организации учебных занятий,
основные виды учебной деятельности.
Содержание учебного предмета
Введение. Структура Информатики 1 ч.
Информация 10 ч.
Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Практические работы:
Практическая работа №1. «Шифрование данных».
Практическая работа №2. «Измерение информации».
Практическая работа №3. «Представление чисел».
Практическая работа №4. «Представление текстов. Сжатие текстов».
Практическая работа №5. «Представление изображения и звука».
Информационные процессы 6 ч.
Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Практические работы:
Практическая работа №6. «Управление алгоритмическим исполнителем».
Практическая работа №7. «Автоматическая обработка данных».
Программирование 17 ч.
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование. Программирование линейных алгоритмов. Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Программирование циклов. Подпрограммы. Работа с массивами. Работа с символьной информацией.
Практические работы:
Практическая работа №8. «Программирование линейных алгоритмов».
Практическая работа №9. «Программирование логических выражений».
Практическая работа №10. «Программирование ветвящихся алгоритмов».
Практическая работа №11. «Программирование циклических алгоритмов».
Практическая работа №12. «Программирование циклических алгоритмов».
Практическая работа №13. «Программирование с использованием подпрограмм».
Практическая работа №14. «Программирование обработки одномерных массивов».
Практическая работа №15. «Программирование обработки двумерных массивов».
Практическая работа №16. «Программирование обработки строк символов».
Формы организации учебных занятий:
индивидуальная работа;
групповая работа;
индивидуально-групповая работа;
фронтальная работа;
обучающие практические работы;
конференции;
практикумы.
Основные виды учебной деятельности:
Аналитическая деятельность
Практическая деятельность
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | № урока в разделе | Тема урока | Дата проведения |
План | Факт |
| | Введение. Структура информатики 1ч. | | |
1 | 1 | Техника безопасности. Введение. Структура информатики. | | |
| | Информация 10 ч. | | |
2 | 1 | Понятие информации. Представление информации | | |
3 | 2 | Практическая работа №1 «Шифрование данных» | | |
4 | 3 | Измерение информации. Объемный подход. | | |
5 | 4 | Содержательный подход | | |
6 | 5 | Практическая работа №2 «Измерение информации» | | |
7 | 6 | Представление чисел в компьютере | | |
8 | 7 | Практическая работа №3 «Представление чисел» | | |
9 | 8 | Представление текста в компьютере. 20 мин. Практическая работа №4 «Представление текстов. Сжатие текстов» 25 мин. | | |
10 | 9 | Представление изображения и звука в компьютере. 20 мин. Практическая работа №5 «Представление изображения и звука» 25 мин. | | |
11 | 10 | Контрольная работа №1 по теме «Информация» | | |
| | Информационные процессы 6ч. | | |
12 | 1 | Хранение информации. Передача информации. | | |
13 | 2 | Обработка информации и алгоритмы. 20 мин. Практическая работа №6 «Управление алгоритмическим исполнителем». 25 мин. | | |
14 | 3 | Автоматическая обработка информации. | | |
15 | 4 | Практическая работа №7 «Автоматическая обработка данных» | | |
16 | 5 | Информационные процессы в компьютере | | |
17 | 6 | Контрольная работа №2 по теме «Информационные процессы» | | |
| | Программирование 17ч. | | |
18 | 1 | Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование | | |
19 | 2 | Программирование линейных алгоритмов | | |
20 | 3 | Практическая работа №8 «Программирование линейных алгоритмов» | | |
21 | 4 | Логические величины и выражения, программирование ветвлений | | |
22 | 5 | Практическая работа №9 «Программирование логических выражений» | | |
23 | 6 | Практическая работа №10 «Программирование ветвящихся алгоритмов» | | |
24 | 7 | Программирование циклов | | |
25 | 8 | Практическая работа №11 «Программирование циклических алгоритмов» | | |
26 | 9 | Практическая работа №12 «Программирование циклических алгоритмов» | | |
27 | 10 | Подпрограммы | | |
28 | 11 | Практическая работа №13 «Программирование с использованием подпрограмм» | | |
29 | 12 | Работа с массивами | | |
30 | 13 | Практическая работа №14 «Программирование обработки одномерных массивов» | | |
31 | 14 | Работа с массивами | | |
32 | 15 | Практическая работа №15 «Программирование обработки двумерных массивов» | | |
33 | 16 | Работа с символьной информацией | | |
34 | 17 | Практическая работа №16 «Программирование обработки строк символов» | | |