СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Финансовая грамотность 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность" для 11 класса.

Просмотр содержимого документа
«РП Финансовая грамотность 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа


СОГЛАСОВАНО

школьным методическим

объединением педагогов

№______ от ___________

Руководитель ШМО

________________/_________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________А.А. Перевощиков

Приказ

№____от «____»___________20__г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Финансовая грамотность»



Класс: __11___

Составитель: Шумихина Татьяна Валентиновна

ФИО учителя, квалификационная категория
























с. Якшур-Бодья,

2023-2024 учебный год





Пояснительная записка



Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

  • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

  • Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

  • Федерального перечня учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на текущий учебный год.



Общая характеристика курса

Курс «Финансовая грамотность. Цифровой мир. 11 класс» направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе «Финансовая грамотность. Цифровой мир. 11 класс» она осуществляется по ключевым финансовым вопросам, актуальным в цифровом мире, на основе личного участия, обучающегося в определении проблемных финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных проблем, обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов в социуме, подведении итогов исследования и др.

Коммуникативная деятельность обучающихся строится на основе совместной (командной) деятельности, включающей отстаивание собственной позиции в исследовании конкретной финансовой проблемы, умение формулировать мысли, аргументировать собственную точку зрения, выполнение персональной задачи, поставленной перед каждым членом команды, участие в дискуссии, сбор, структурирование и представление информации в устной и письменной форме, оформление результатов командного исследования и т. д.

Курс «Финансовая грамотность. Цифровой мир. 11 класс» базируется на применении знаний и умений, приобретённых в процессе изучения информатики и ИКТ. Обучающиеся используют эти знания и умения при решении практических финансовых вопросов, например, получении онлайн-услуг Пенсионного фонда, налоговых органов, коммерческих банков, страховых организаций.

Структура курса включает в себя теоретические положения и практические задания, которые позволят обучающемуся закрепить знания, полученные в ходе изучения конкретной темы курса. Последовательность глав выстроена таким образом, чтобы обучающийся подготовился к решению не только текущих, но и перспективных финансовых задач в будущем.

В цифровом мире значимо формирование правового самосознания при использовании цифровых технологий с учётом возможных угроз, вызванных цифровизацией экономики. Курс по финансовой грамотности в 11 классе требует деятельностного подхода к обучению, в процессе которого у обучающихся формируется единство знаний, умений и практических навыков по финансовым вопросам и способам их решения. Усвоение знаний происходит в ходе групповой и индивидуальной работы, которая организуется под руководством учителя самими обучающимися.

Изучение курса «Финансовая грамотность. Цифровой мир. 11 класс» даёт возможность обучающимся овладеть навыками практической адаптации в динамично меняющемся цифровом мире, которые используются для решения финансовых проблем.

Цель и задачи обучения

Цели обучения

• приобретение опыта решения финансовых вопросов учащимися 11 класса на основе практико-ориентированного подхода с применением цифровых технологий;

• формирование финансовой грамотности у учащихся 11 класса для принятия обоснованных решений на основе альтернатив в цифровом мире.

Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач: • раскрыть эволюцию и роль денег в цифровой экономике;

• познакомиться с практикой использования цифровых денег и возможностями разрешения проблемных ситуаций;

• освоить механизм моделирования и управления личными финансами; • изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в цифровом мире; • познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике; • рассмотреть возможности применения цифровых технологий в процессе финансового планирования; • определить возможности формирования современной личности как условия поиска себя в цифровом мире

• разработать проект собственного стартапа и исследовать финансовые возможности для его реализации.

Планируемые образовательные результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения курса финансовой грамотности в 11 классе достигаются на основе деятельностного подхода, реализуемого в рамках общеинтеллектуального направления путём использования словесно-логических, научно-исследовательских и игровых форм организации деятельности, изучения содержания учебного материала, методического сопровождения, иллюстраций.

Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся участвовать в реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях цифрового мира, за счёт: • понимания и грамотного применения финансовых терминов;

• сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности с государством, кредитными и страховыми организациями, Пенсионным фондом, налоговыми органами, потенциальными инвесторами;

• изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом мире и способов их применения;

• разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме стартапа и его защита.

Ученик научится

Оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций; Видеть различия разных типов денег, понимать сущность происходящих процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций. Формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы;

Понимать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных карт, страховых программ и т.д. Представлять типичные ошибки при использование базовых финансовых услуг; Понимать различия между финансовыми инструментами, представлять их возможности применения; Различать банки и микрофинансовые организации;

Оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия;

Понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг;

Разбираться в структуре и принципах работы налоговой и пенсионной систем; Отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них

Пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги; Защищать персональную информацию различными способами; Понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и представлять возможные риски;

Ученик получит возможность научиться

Разрабатывать личный план развития;

Принимать осознанные решения при совершении операций с денежными средствами, использовать в практике дистанционные средства управления финансами; Оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал; Организовывать процесс управления личными финансами с помощью цифровых технологий; Расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами; Оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый;

Диагностировать действия организации как финансовую пирамиду; Представлять образ идеального заёмщика для банка; Взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов на сайтах, предоставляющих государственные услуги;

Формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий);

Метапредметные результаты состоят в формировании и практическом использовании аналитического подхода к работе с финансовой информацией.

Познавательные:

• освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях; • организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире;

• овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации;

• установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий;

• формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.

Регулятивные:

• постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой проблемы; • прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их стоимости, функций, видов; • оценка преимущества применения цифровых технологий при достижении финансовых целей; • контроль результатов использования, выбранного способа достижения финансовых целей; • корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных факторов; • оценка результатов реализации принятого финансового решения;

Коммуникативные:

• инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации; • планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения финансовых вопросов;

• идентификация проблем развития финансового сектора в цифровом мире; • выявление сходства и различий, преимуществ и угроз в конкретных финансовых ситуациях

• участие в дебат-клубе по финансовым вопросам, аргументация своей точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;

• представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.

К личностным результатам обучения относится формирование самостоятельности при принятии финансовых решений в цифровом мире, что реализуется посредством:

• осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия ответственных решений; • личной оценки действий субъектов финансовых отношений;

• овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их моделирования в виде игровых ситуаций;

• готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;

• готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия финансовых решений.







Требования к уровню подготовки учащихся:

знать:

• основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений;

• основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности

уметь:

Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.

Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.

Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.

Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.

Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.

Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.

Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.

Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.

Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.

Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.

Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.

Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.

Основное содержание курса

Глава 1. Личность в мире будущего.

Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект. Компетенции будущего. «Hard skills» и «Soft skills».

Глава 2. Деньги в цифровом мире.

Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег до времени. Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный интернет-банк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг.

Глава 3. Моделирование личных финансов.

Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности».

Глава 4. Инструменты сбережения и инвестирования. Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации. Производный финансовый инструмент. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт. Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире.

Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования.

Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство физических лиц.

Глава 6. Сотрудничество с государством.

Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула.

Глава 7. Создайте свой стартап.

Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределённости.



Тематическое планирование



п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


1

Глава 1. Личность в мире будущего

7



2

Глава 2. Деньги в цифровом мире

12



3

Глава 3. Моделирование личных финансов

11



4

Глава 4. Инструменты сбережения и инвестирования

11



5

Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования

9



6

Глава 6. Сотрудничество с государством.


10



7

Глава 7. Создайте свой стартап

8







Поурочно-тематическое планирование.



урока

Тема урока

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Глава 1. Личность в мире будущего (7 ч)



1

Скорость жизни в цифровом мире. Планируйте жизнь на перспективу

1


2

Человеческий капитал. Инвестирование в себя.

1


3

Практикум. Роботизация. Искусственный интеллект..

1


4

Компетенции будущего. «Hard skills» и «Soft skills».

1


5

Найдите себя в профессии будущего

1

https://dni-fg.ru/21


6

Практикум. Найдите себя в профессии будущего. Возможные сценарии жизни.

1


7

Практикум. Найдите себя в профессии будущего

1


Глава 2. Деньги в цифровом мире (12 ч)


8

Будьте в тренде-эволюция денег Деньги. Природа цифровых денег.

1

https://dni-fg.ru/32

9

Будьте в тренде-эволюция денег Стоимость денег до времени.

1


10

Будьте в тренде-эволюция денег Инфляция и дефляция. Волатильность.

1

https://dni-fg.ru/29


11

Будьте в тренде- эволюция денег. Банковские карты все в одной

1


12

Будьте в тренде- эволюция денег. Банковские карты все в одной

1


13

Управляй деньгами дистанционно. Мобильный и интернет-банк.

1


14

Управляй деньгами дистанционно. Мобильный и интернет-банк.

1


15

Практикум. Электронные деньги и кошельки. Управляй деньгами дистанционно.

1


16

Управляй деньгами дистанционно. Риски и мошенники. Скимминг. Фишинг. Снифферинг.

1


17

Управляй деньгами дистанционно. Риски и мошенники.

1


18

Управляй деньгами дистанционно. Риски и мошенники.

1


19

Управляй деньгами дистанционно. Риски и мошенники.

1


Глава 3. Моделирование личных финансов (11 ч)


20

Определите финансовые цели. Потребности и желания.

1


21

Практикум. Определите финансовые цели. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности.

1


22

Практикум. Определите финансовые цели. Влияние рекламы.

1


23

Финансовая цель. Активы и пассивы.

1


24

Осознанные расходы. Источники дохода.

1


25

Управляйте доходами и расходами

1


26

Правила составления финансового плана.

1


27

Страхование рисков.

1

https://dni-fg.ru/30

28

Финансовая «подушка безопасности».


1


29

Практикум. Управляйте доходами и расходами


1


30

Практикум. Управляйте доходами и расходами


1


Глава 4. Инструменты сбережения и инвестирования ( 11 ч)

31

Маховик сбережений.

1


32

Активный и пассивный доход.

1


33

Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты.

1

https://dni-fg.ru/12

34

Накопительный счёт. .Инвестируйте с умом

1


35

Гарантии государства. Система страхования вкладов.

1


36

Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации.

1

https://dni-fg.ru/28


37

Производный финансовый инструмент. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт.

1


38

Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски..

1


39

Диверсификация инвестиционного портфеля.

1


40

Принципы финансовых пирамид в цифровом мире.

1


41

Практикум. Остерегайтесь финансовых пирамид.

1


Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования (9ч)


42

Кредит. .Выбирайте цели кредитования разумно.

1

https://dni-fg.ru/14


43

Кредитные карты. Карты рассрочки. .Выбирайте цели кредитования разумно.

1


44

Автокредитование. Ипотека.

1


45

Коммерческий банк. Изучите условия кредита и займа.

1


46

Микрофинансовые организации. Изучите условия кредита и займа.

1


47

Идеальный заёмщик. Кредитная история.

1


48

Кредитный договор. Способы погашения кредита.

1


49

Кредитный договор. Способы погашения кредита.

1


50

Банкротство физических лиц

1


Глава 6. Сотрудничество с государством (10 ч)

51

Взаимодействуйте с государством грамотно. Коммуникация в цифровом мире.

1


52

Взаимодействуйте с государством грамотно Идентификация..

1


53

Паспорт гражданина. Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита.

1



54

Единая система идентификации и аутентификации.

1


55

Связь гражданина с государством.

1


56

Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог.

1

https://dni-fg.ru/26

57

Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы.

1


58

Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система.

1

https://dni-fg.ru/13

59

Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула.

1


60

Взаимодействуйте с государством грамотно.

1


Глава 7. Создайте свой стартап (8 ч)


61

Стартап. Идеи для стартапа.

1

https://dni-fg.ru/17

62

Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея.

1


63

Маркетинговая стратегия.

1


64

Финансовый план.

1


65

Особенности реализации идей.

1


66

Принятие решений в ситуации неопределённости.

1


67

Практикум. Учитесь принимать решения.

1


68

Практикум. Учитесь принимать решения.

1