МАОУ СОШ № 18 села Синегорск
РАCСМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Директор школы
____________________ ___________________________
Белова И.С. Шелохаева В.А.
Протокол № 1 Приказ № 309-од
от «30» 08 2023 г. От «30» 08 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Русское правописание: орфография и пунктуация»»
для обучающихся 10 класса
2023-2024 учебный год
село Синегорск 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость какможно точнее передать смысл высказывания, используя при этой возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлении ми в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения, что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную,неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотряна некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правилименно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самихправил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства,вооружает системой обобщающих правил, которые поглощаютIнесколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучении пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лакомим ной форме дает информацию не только о происхождении слона, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует даннoe слово и десятки других слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием
чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии о определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные результаты изучения учебного предмета:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Метапредметные результаты изучения учебного предмета:
применение приобретённых знаний, умений и навыков в
повседневной жизни;
коммуникативно владение всеми видами речевой деятельности;
целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план составлен в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 18 села Синегорск на 2022-2023 учебный год.
| Название раздела | Количество часов |
1 | Особенности письменного общения | 2 |
2 | Орфография | 32 |
| ВСЕГО | 34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс (34ч)
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (перо дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтении (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания;
в
устной речи
о
т смысла-------- к средствам его выражения
в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки:
письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (32 ч)
Орфография как система правил правописания
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; еиэв заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ив корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-/ /-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст//-рос-, -скак-/ / -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — доща-тый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементом (лог, фил, гео, фон и т. п.,).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологически \\ принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы –еки -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением умешьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оваш (еват), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степс ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а , ка , -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса г или -и- в глаголах с приставкой обез/обес- (обезлесеть — обезлёсить); -тъсяи –тсяв глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксом. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф- фикса при образовании причастий прошедшего времени (носе ять — посеявший — посеянный).
Правописание н и ннв полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -еи -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и ипосле ц; употребление разделительных ъ и ъ .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, ннвнутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, маслянистого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни-и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий— много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
Календарно – тематический план
34 часа. 1 час в неделю
№ урока | Тема урока | Форма контроля | Планируемые результаты | Дата | Кор-ка |
Предметные | УУД | Личностные |
1 | Особенности письменного общения.- Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | устный опрос | представление об основных функциях языка | адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; | понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа | | с |
2 | Особенности письменного общения.- Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка | письменный опрос | проведение различных видов анализа слова | соблюдение основных правил пунктуации в процессе письменного общения | осознание эстетической ценности русского | | |
3 | Орфография как система правил правописания.Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии. | письменный опрос | проведение различных видов анализа слова | соблюдение основных правил пунктуации в процессе письменного общения | уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность | | |
4 | Орфография как система правил правописания.Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии. | устный опрос | распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка | соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | потребность сохранить чистоту русского языка | | |
5 | Правописание гласных, согласных корня. Понятие о фонетическом принципе написания корней. | письменный опрос | использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста | соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | осознание эстетической ценности русского | | |
6 | Правописание гласных, согласных корня. Понятие о фонетическом принципе написания корней. | письменный опрос | распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка | соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств д | | |
7 | Группы корней с чередованием гласных. Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями. | письменный опрос | проведение различных видов анализа слова | соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств д | | |
8 | Группы корней с чередованием гласных. Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями. | письменный опрос | распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка | умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст | осознание эстетической ценности русского языка | | |
9 | Правописание приставок. Деление приставок на группы.Фонетический, морфологический принципы написания приставок. | письменный опрос | овладение орфоэпическими нормами русского | соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств д | | |
10 | Правописание приставок. Деление приставок на группы.Фонетический, морфологический принципы написания приставок. | письменный опрос | овладение орфоэпическими нормами русского | соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | уважительное отношение к родному языку | | |
11 | Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре/при. | письменный опрос | овладение орфографическими нормами русского | адекватное понимание информации устного и письменного сообщения | понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа | | |
12 | Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре/при. | устный опрос | овладение основными стилистическими ресурсами | адекватное понимание информации устного и письменного сообщения | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств д | | |
13 | Типичные суффиксы имён существительных, прилагательных и их написание. | устный опрос | овладение, основными нормами русского литературного языка | адекватное понимание информации устного и письменного сообщения | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств д | | |
14 | Типичные суффиксы имён существительных, прилагательных и их написание. | письменный опрос | распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка | адекватное понимание информации устного и письменного сообщения | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств д | | д |
15 | Типичные суффиксы глагола. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | устный опрос | овладение, основными нормами русского литературного языка | адекватное понимание информации устного и письменного сообщения | осознание эстетической ценности русского языка | | |
16 | Типичные суффиксы глагола. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | тестирование | овладение, основными нормами русского литературного языка, использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний | умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств | | |
17 | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | работа по карточкам | овладение, основными нормами русского литературного языка, использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний | умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств | | |
18 | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | письменный опрос | овладение, основными нормами русского литературного языка | соблюдение основных правил пунктуации в процессе письменного общения | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств | | я |
19 | Правописание окончаний слов разных частей речи. | письменный опрос | овладение орфографическими нормами русского овладение | соблюдение основных правил пунктуации в процессе письменного общения | достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей | | |
20 | Правописание окончаний слов разных частей речи. | письменный опрос | овладение орфографическими нормами русского овладение | соблюдение основных правил пунктуации в процессе письменного общения | достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей | | |
21 | Правописание согласных на стыке морфем, употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. | сочинение | использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста | соблюдение основных правил пунктуации в процессе письменного общения | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств | | |
22 | Правописание согласных на стыке морфем, употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. | письменный опрос | овладение орфографическими нормами русского овладение | соблюдение основных правил пунктуации в процессе письменного общения | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств | | |
23 | Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. | письменный опрос | распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка | соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств | | |
24 | Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. | письменный опрос | распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка | соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения | способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | | |
25 | Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи. | тестирование | освоение базовых понятий лингвистики | овладение приемами отбора и систематизации материала | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств | | |
26 | Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи. | письменный опрос | овладение орфографическими нормами русского | способность определять цели деятельности, последовательность действий, а также оценивать результаты | достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств | | м |
27 | Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза). | тестирование | овладение, основными нормами русского литературного языка | соблюдение основных правил пунктуации в процессе письменного общения | достаточный объем словарного запаса | | |
28 | Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза). | письменный опрос | овладение, основными нормами русского литературного языка | соблюдение основных правил пунктуации в процессе письменного общения | осознание эстетической ценности русского языка | | а |
29 | Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. | письменный опрос | использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста | соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | достаточный объем усвоенных грамматических средств | | |
30 | Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. | письменный опрос | использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста | соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | достаточный объем усвоенных грамматических средств | | |
31 | Особенности написания производных предлогов. Отличие подчинительных союзов от созвучных сочетаний слов. | устный опрос | осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | достаточный объем усвоенных грамматических средств | | |
32 | Особенности написания производных предлогов. Отличие подчинительных союзов от созвучных сочетаний слов. | письменный опрос | осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения | достаточный объем усвоенных грамматических средств | | м |
33 | Особенности написания производных предлогов. Отличие подчинительных союзов от созвучных сочетаний слов. | письменный опрос | овладение, основными нормами русского литературного языка, использование их в своей речевой практике | умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст | достаточный объем усвоенных грамматических средств | | |
34 | Особенности написания производных предлогов. Отличие подчинительных союзов от созвучных сочетаний слов. | тестирование | овладение, основными нормами русского литературного языка, использование их в своей речевой практике | умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст | достаточный объем усвоенных грамматических средств | | |