Программа составлена для учебника Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы.; авторы: Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина, М., «Просвещение», 2022. – 383 с., включенного в Федеральный перечень учебников рекомендованных, (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017-2018 учебный год.
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
вычислять значения геометрических величин;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам.
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата урока | Домашнее задание | Планируемые результаты | Виды деятельности |
Предметные УУД (знать, уметь, владеть) | Метапредметные и личностные УУД (Л - личностные, Р - регулятивные, П - познавательные, К - коммуникативные) |
План | Факт |
| 1 четверть | 15 | | | | | | |
| Глава I. «Начальные геометрические сведения» - 11 часов |
1 | Прямая и отрезок | 1 | 06.09 | | № 5, 6 | Знание: – основных понятий темы: прямая, отрезок, граничная точка отрезка, длина отрезка, луч, начало луча угол, вершина угла, стороны угла, внутренняя область угла, биссектриса угла, перпендикулярные прямые, острые, тупые, прямые, развернутые, смежные, вертикальные углы – построения с помощью чертежной линейки прямых и отрезков, измерения их длины, записи измерения с помощью принятых условных обозначений; геометрической фигуры луч, способы построения перпендикулярных прямых на местности – построения с помощью чертежного угольника перпендикулярных прямых углов, записи факта перпендикулярности прямых с помощью условных обозначений – построения с помощью чертежной линейки углов, измерения их величины с помощью транспортира, записи измерения с помощью принятых условных обозначений, построения углов заданной величины, определения вида угла, применения свойств смежных и вертикальных углов Умение: проводить измерительные работы, классификацию по выделенному признаку (на примере определения вида углов), сравнивать объект наблюдения (угол) с эталоном (прямым углом). | Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. П - использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. - строить речевое высказывание в устной и письменной форме. - ориентироваться на разнообразие способов решения задач. - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям - владеть общим приемом решения задач. - уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Р - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. - различать способ и результат действия. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок. - уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; К - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - контролировать действия партнера - слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | работа с текстом |
2 | Луч и угол | 1 | 06.09 | | № 15,16 | фронтальная работа |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | 13.09 | | №20, 21 | работа в парах |
4 | Измерение отрезков | 1 | 13.09 | | №28, 31б | решение задач |
5 | Решение задач | 1 | 20.09 | | №31, 34 | математический диктант |
6 | Измерение углов, | 1 | 20.09 | | №42 | |
7 | Решение задач | 1 | 04.10 | | Вопросы стр.25, №58 | взаимопроверка |
8 | Смежные и вертикальные углы | 1 | 04.10 | | №63, 64 | |
9 | Перпендикулярные прямые | 1 | 03.10 | | №69, №70 | решение задач |
10 | Решение задач | 1 | 11.10 | | №61, 68 | работа в парах |
11 | Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения» | 1 | 11.10 | | | | | решение задач |
| Глава 2. «Треугольники» - 16 часов |
12 | Треугольник. Первый признак равенства треугольников | 1 | 18.10 | | №90, 97 | Знание: – основных понятий темы: треугольник, вершина, сторона, угол треугольника, периметр треугольника, равные треугольники, соответственные элементы, первый признак равенства треугольников медиана, высота, биссектриса, равнобедренный треугольник, основание, боковые стороны, равносторонний треугольник построения с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы, построения треугольников проведения измерений его элементов, записи результатов измерений, – перевода текста (формулировки) первого признака равенства треугольников в графический образ, короткой записи, проведения доказательства, применения для решения задач на выявление равных треугольников - доказательства и применения при решении теоремы о свойствах равнобедренного треугольника Умение: – переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде – схематичной записи формулировки теоремы; – проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка. - грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения медиан, высот, биссектрис треугольника), овладевать азами графической культуры. | Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. П - использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. - строить речевое высказывание в устной и письменной форме. - ориентироваться на разнообразие способов решения задач. - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям - владеть общим приемом решения задач. - уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Р - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. - различать способ и результат действия. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок. - уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; К - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - контролировать действия партнера - слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | взаимопроверка |
13 | Решение задач по готовым чертежам. Решение задач | 1 | 18.10 | | №95,96 | решение задач |
14 | Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | 25.10 | | №106,115 | Самостоят. работа |
15 | Свойства равнобедренного треугольника. Решение задач | 1 | 25.10 | | №108,114 | решение задач |
II | 2 четверть | 13 | | | | | | |
16 | Второй признак равенства треугольников | 1 | 15.11 | | №122.124 | Знание: – основных понятий темы: соответственные элементы, второй и третий признаки равенства треугольников – перевода текста (формулировки) второго и третьего признаков равенства треугольников в графический образ, короткой записи, доказательства, применения для решения задач на выявление равных треугольников Умение: переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, - представлять информацию в сжатом виде – схематичной записи формулировки теоремы, - проводить доказательные рассуждения, - понимать специфику математического языка. - решать комбинированные задачи с использованием 1–2 алгоритмов, записывать решения с помощью принятых условных обозначений. | Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. П - использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. - строить речевое высказывание в устной и письменной форме. - ориентироваться на разнообразие способов решения задач. - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям - владеть общим приемом решения задач. - уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Р - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. - различать способ и результат действия. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок. - уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр. примеры; К - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - контролировать действия партнера - слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | решение задач |
17 | Второй признак равенства треугольников | 1 | 15.11 | | №123,126 | решение задач |
18 | Третий признак равенства треугольников | 1 | 22.11 | | №129,130 (б) | работа в парах |
19 | Решение задач | 1 | 22.11 | | №136,138 | Самостоят.работа |
20 | Окружность. Построение циркулем и линейкой | 1 | 29.11 | | №143, 145 | решение задач |
21 | Задачи на построение | 1 | 29.11 | | №149,150 | работа в парах |
22 | Задачи на построение | 1 | 06.12 | | №151, 154 | практическая работа |
23-24 | Решение задач | 3 | 06.12 13.12 13.12 | | Вопросы стр.48,№155 №162, 165 №171, 172 | решение задач |
25 | Контрольная работа № 2 «Треугольники» | 1 | 20.12 | | | |
26 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 20.12 | | | проект |
| Глава 3. Параллельные прямые – 12 часов |
27 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | 27.12 | | №186 (б, в) | Знание: – основных понятий темы: параллельные прямые, секущая, названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей – накрест лежащих, односторонних, соответственных углов, перевода текста (формулировки) признаков параллельности в графический образ параллельности прямых на основе признаков параллельности, записи решения с помощью принятых обозначений Умение: – передавать содержание прослушанного материала в сжатом виде (конспект); – структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой. | Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. П - использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. - строить речевое высказывание в устной и письменной форме. - ориентироваться на разнообразие способов решения задач. - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям - владеть общим приемом решения задач. - уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; | решение задач |
28 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | 27.12 | | №188, 191 | Решение задач |
|
III | 3 четверть | 22 | | | | | | |
29 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | 10.01 | | | Знание: – общего способа действий по построению параллельных прямых– построения параллельных прямых по выработанному алгоритму, записи выполняемых действий с помощью принятых обозначений, доказательства параллельности построенных прямых – содержания ключевых понятий: аксиома, аксиоматический подход в геометрии, теорема, обратная к данной, теорема-следствие– формулировки аксиомы параллельных прямых, следствий из аксиомы параллельных прямых, определения параллельности прямых на основе нового признака параллельности, записи решения с помощью принятых обозначений Умение: – работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; – проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции. | Р - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. - различать способ и результат действия. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок. - уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; К - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - контролировать действия партнера - слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | работа с текстом |
30 | Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых» | 1 | 10.01 | | | решение задач |
31 | Аксиома параллельных прямых | 1 | 17.01 | | | работа с текстом |
32 | Свойства параллельных прямых | 1 | 17.01 | | | взаимопроверка |
33 | Свойства параллельных прямых | 1 | 24.01 | | | решение задач |
34 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | 24.01 | | | решение задач |
35 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | 31.01 | | | практическая работа |
36 | Решение задач | 1 | 31.01 | | | проект |
37 | Подготовка к контрольной работе | 1 | 07.02 | | | работа в парах |
38 | Контрольная работа №3 Параллельные прямые | 1 | 07.02 | | | |
| Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника 20 часов |
39 | Теорема о сумме углов треугольника | 1 | 14.02 | | | Знание: – содержания ключевых понятий: внутренний угол треугольника, внешний угол треугольника, сумма углов треугольника; – теорем о сумме углов треугольника и свойстве внешнего угла треугольника, неравенство треугольников прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, свойств прямоугольного треугольник; признаков равенства прямоугольных треугольников способов их доказательства, алгоритмов решения задач на нахождение углов треугольника, записи решения с помощью принятых обозначений Умение: проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необходимость ее проверки, – составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов; приводить примеры, подбирать аргументы – осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ основных понятий темы: треугольника с углом в 30°; – доказательств свойств прямоугольного треугольника, признаков равенства прямоугольных треугольников; применения их при решении поисковых задач | Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. П - использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. - строить речевое высказывание в устной и письменной форме. - ориентироваться на разнообразие способов решения задач. - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям - владеть общим приемом решения задач. - уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Р - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. - различать способ и результат действия. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок. - уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; К - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - контролировать действия партнера - слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | |
40 | Сумма углов треугольника. Решение задач | 1 | 14.02 | | | |
41 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 21.02 | | | взаимопроверка |
42 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 21.02 | | | работа в парах |
43 | Неравенство треугольника | 1 | 28.02 | | | составл. алгоритма |
44 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | 28.02 | | | решение задач |
45 | Контрольная работа №4 Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 07.03 | | | |
46 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 1 | 07.03 | | | проект |
47 | Решение задач | 1 | 14.03 | | | решение задач |
48 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | 14.03 | | | практическая работа |
49-50 | Решение задач | 2 | 28.03 28.03 | | | решение задач |
IV | 4 четверть | 14 | | | | | | |
51 | Решение задач | 1 | 04.04 | | | Знание: – основных понятий темы: перпендикуляр, расстояние от данной точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми – основных понятий темы: треугольник, равный данному, признаки равенства треугольников, задача на построение; – способов действия по нахождению (построению) расстояния от точки до прямой и между параллельными прямыми, записи решения с помощью принятых условных обозначений; – построения с помощью циркуля и линейки треугольника по трем заданным элементам, называния их с помощью принятых условных обозначений, доказательства, что построен треугольник, равный заданному Умение: грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения треугольника по заданным элементам), развивать графическую культуру. – составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов; – осуществлять перевод понятий из текстовой формы в графическую. | Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. П - использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. - строить речевое высказывание в устной и письменной форме. - ориентироваться на разнообразие способов решения задач. - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям - владеть общим приемом решения задач. - уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Р - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. - различать способ и результат действия. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок. - уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; К - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - контролировать действия партнера - слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | фронтальная работа |
52 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | 04.04 | | | работа с текстом |
53 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | 11.04 | | | работа в парах |
54 | Построение треугольника по трем элементам , | 1 | 11.04 | | | фронтальная работа |
55 | Решение задач на построение | 1 | 18.04 | | | решение задач |
56 | Решение задач | 1 | 18.04 | | | решение задач |
57 | Решение задач | 1 | 25.04 | | | решение задач |
58 | Контрольная работа №5 Прямоугольные треугольники | 1 | 25.04 | | | |
Повторение 6 часов | | |
59-60 | Повторение. Треугольники | 2 | 02.05 02.05 | | | |
61-62 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 2 | 16.05 16.05 | | | решение задач |
63 | Итоговая контрольная работа | 1 | 23.05 | | |
64 | Решение задач | 1 | 23.05 | | |
ИТОГО | 65 |
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004 - 2008.
Раб. тетрадь к учебнику «Геометрия 7—9 кл» [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]., 2013
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008.
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2004 – (в помощь школьному учителю)