Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» | 3-9 |
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» | 10-11 |
Тематическое планирование | 12-17 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5, 6, 7 классах.
5 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения ООП ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» должны отражать:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Учащиеся приобретают опыт:
осознания роли русского родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека, осознание национального своеобразия, богатства, традиций российского народа;
осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;
усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
участия в социально значимом труде.
У учащихся может быть сформировано:
ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду,
целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметные результатыформирование универсальных учебных действий (УУД) должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Средством формирования коммуникативных УУД служат коммуникативный подход в обучении, предполагающий проведение уроков в форме дискуссий, использование проблемных вопросов и задания, метод проектов
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5-7 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Родная литература (русская)» в 5 классе является сформированность следующих умений:
формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.
6 класс.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения ПОП ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» должны отражать:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Учащиеся приобретают опыт:
осознания роли русского родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека, осознание национального своеобразия, богатства, традиций российского народа;
осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;
усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
участия в социально значимом труде.
У учащихся может быть сформировано:
ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду,
целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметные результатыформирование универсальных учебных действий (УУД) должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Средством формирования коммуникативных УУД служат коммуникативный подход в обучении, предполагающий проведение уроков в форме дискуссий, использование проблемных вопросов и задания, метод проектов
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 6 классе. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Родная литература (русская)» в 6 классе является сформированность следующих умений:
развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;
развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.
7 класс.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения ООП ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» должны отражать:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Учащиеся приобретают опыт:
осознания роли русского родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека, осознание национального своеобразия, богатства, традиций российского народа;
осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;
усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
участия в социально значимом труде.
У учащихся может быть сформировано:
ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду,
целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметные результатыформирование универсальных учебных действий (УУД) должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Средством формирования коммуникативных УУД служат коммуникативный подход в обучении, предполагающий проведение уроков в форме дискуссий, использование проблемных вопросов и задания, метод проектов
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5-7 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Родная литература (русская)» в 7 классе является сформированность следующих умений:
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература»не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5 – 9классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.).
Содержание программы«Родная литература (русская)» для 5 класса направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области «Родной язык и родная литература». Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Учебный предмет «Родная литература (русская)»опирается на содержание программы по предмету «Литература» предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Поэтому основные содержательные линии настоящей программы (проблемно-тематические блоки) не дублируют программу основного курса литературы, но соотносятся с включённым в неё содержанием.
Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется следующими принципами.
Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету «Литература».
Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не только традиционно изучаемый в школе «первый ряд» национального литературного канона, но и авторов, составляющих «круг» классиков литературы.
2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится большое количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы и культуры.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы– русский лес – берёза).
Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например: поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс |
Раздел | Количество часов | Темы | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) | Основные направления воспитательной деятельности |
1.Россия – родина моя. Преданья старины глубокой. | 2 | Малые жанры фольклора (пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе,). | 1 | Формирование умения выделять проблематику русских пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России. | 2,4 |
Русские народные и литературные сказки (сказка «Лиса и медведь, К.Паустовский «Дремучий медведь»). | 1 | Формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России. | |
2.Русские традиции. Праздники русского мира. | 1 | Рождество (В.Берестов «Перед Рождеством»/ А.Куприн «Бедный принц/ И.Ильин «Рождественское письмо»). | 1 | Формирование представлений о богатстве русских национальных традиций в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях. | 2,4,3 |
3.Русский характер – русская душа. Не до ордена – была бы Родина. | 1 | Отечественная война 1812 г. (Д.Давыдов «Партизан», отрывок) | 1 | Формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 г. | 2,4 |
3.Русский характер – русская душа. О ваших ровесниках. | 1 | Школьные контрольные (А.Гиваргизов «Контрольный диктант»). | 1 | Формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о проблемах подростков. | 2,4 |
3.Русский характер – русская душа. Лишь слову жизнь дана. | 1 | Родной язык, родная речь (И.Бунин «Слово»). | 1 | Формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о своеобразии русского языка и родной речи. | 2,4 |
Защита проекта | 1 | Примерная тематика проектных и исследовательских работ: 1. Русские имена в малых жанрах фольклора 2. Словарик пословиц о Родине, России, русском народе. 3. Отечественная война 1812 года в поэзии первой половины XIX в. 4. Рождество в русской поэзии XIX- XX вв. | 1 | Формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении её результатов, начальных умений работы с разными источниками информации. Развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов. | 2,4,5 |
Итого | | | 7 | | |
6 класс |
Раздел | Количество часов | Темы | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) | Основные направления воспитательной деятельности |
1.Россия – родина моя. Преданья старины глубокой. | 1 | Русские былины: богатыри и богатырство («Илья Муромец и Святогор»). Былинные сюжеты и герои в русской литературе (И.Бунин «Святогор и Илья»). | 1 | Развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме. | 3,4 |
1.Россия – родина моя. Родные просторы. | 1 | Стихи русских поэтов о зиме. (А.Блок «Снег, да снег. Всю избу занесло…», Н.Рубцов «Первый снег») По мотивам русских сказок о зиме. (Е.Шварц «Два брата») | 1 | 3,4 |
3.Русский характер – русская душа. Праздники русского мира. | 1 | Масленица. (Тэффи «Блины») | 1 | Развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме. | 3,4 |
3.Русский характер – русская душа. Загадки русской души. | 1 | Чудеса нужно делать своими руками. (Н.Лесков «Неразменный рубль») | 1 | Развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о подростках | 3,4 |
3.Русский характер – русская душа. О ваших ровесниках | 1 | Реальность и мечты (Р.Погодин «Кирпичные острова») | 1 | Развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о реальности и мечтах в книгах о подростках. | 3,4 |
3.Русский характер – русская душа. Лишь слову жизнь дана | 1 | На русском дышим языке (К.Бальмонт «Русский язык») | 1 | развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о богатстве русского языка и родной речи | 3,4 |
Защита проекта. | 1 | Проект сборника «Русские народные песни» Русские богатыри в творчестве русских художников и в «Богатырской симфонии» А. П. Бородина. Литературная гостиная по творчеству писателя (по выбору) Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века 5. Сочинение-отзыв об одном из произведений кубанского писателя (поэта) | 1 | Развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации. | 2,4,5 |
Итого | | | 7 | | |
7 класс |
Раздел | Количество часов | Темы | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) | Основные направления воспитательной деятельности |
1.Россия – родина моя. Преданья старины глубокой. | 1 | Русские народные песни: исторические и лирические («На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…») Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе (А.Пушкин «Песни о Стеньке Разине», песня 1) | 1 | Развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле | 2,4 |
2.Русские традиции. Праздники русского мира. | 1 | Пасха (А.Фет «Христос Воскресе!» / А.Чехов «Казак») | 1 | Развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи. | 2,3,4 |
2.Русские традиции. Тепло родного дома | 1 | Русские мастера (С.Есенин «Ключи Марии» (фрагмент) | 1 | Развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русских умельцах и мастерах | 2,4 |
3.Русский характер – русская душа. Не до ордена – была бы Родина. | | На первой мировой войне (Н.Гумилёв «Наступление», «Война» / М.Пришвин «Голубая стрекоза») | 1 | Развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины. | 2,4 |
3.Русский характер – русская душа. Загадки русской души. | 1 | Долюшка женская (Ф.Тютчев «Русской женщине» / Н.Некрасов «Внимая ужасам войны…» / Ю.Друнина «И откуда вдруг берутся силы…») | 1 | Развитие представлений о русском национальном характере, о загадках русской души. | 2,4 |
3.Русский характер – русская душа. О ваших ровесниках | 1 | Взрослые детские проблемы (А.Игнатова «Джинн Сева») | 1 | Развитие представлений о русском национальном характере, взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам. | 2,4 |
Защита проекта. | 1 | Виртуальный музей писателя/поэта Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века и др. Военная тема в творчестве кубанских писателей. 4.Письмо писателю о произведениях, посвященных проблемам подростков. | 1 | Развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации. | 2,4,5 |
Итого | | | 7 | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО МБОУ СОШ 12 от 31.08.2021 № 1 _______ Л.В.Лантратова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______ З.М.Апасова 31.08. 2021 г |