СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП родная литература 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП родная литература 7 класс»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска



«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»

Протокол № 1 на заседании МС директор школы

от «____»_____2020г. от «____»_____2020г. О.И. Елозина _____

Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2020г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родная литература»













Учитель: Петрова А. А.

Класс: 7

Учебный год 2020-2021











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования 2010 г., основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска на 2020-2021 учебный год. В связи с отсутствием УМК по предмету «Родная литература» используются следующие пособия: УМК по литературе для 5-9 классов (авторы Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.), учебник «Литература. 7 класс» в 2-х частях под редакцией В. Я. Коровиной, издательство «Просвещение», 2016.

На изучение русского языка в 7 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 17 часов в год из расчета 0,5 часов в неделю (на 35 учебных недель).

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»

Личностные результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе:

- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

- осознанию российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и настоящему России; осознанию своей этнической принадлежности

- формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- соблюдению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии


Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе

- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

- владеть всеми видами речевой деятельности:

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания

- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

- осуществлять контроль успешности своей учебной деятельности

- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации


Познавательные результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой

- владению общими приемами решения проблемных ситуаций

- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы


Коммуникативные результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе

- умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях

-формулировать, аргументировать и корректно отстаивать своё мнение;

- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления

-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета


Предметные результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе

- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

- владеть навыками характеристики героев-персонажей, давать оценку их поступкам;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- -осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении

- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры

- способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этно-культурные традиции





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родная литература»

1. Введение (1 ч)

Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.

2. Устное народное творчество (1 ч)

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор-богатырь»

3. Из литературы XVIII века (1)

И. И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

4. Из литературы XIX века (2 ч)

Ф.Н. Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте. Основные темы, мотивы стихотворения «Москва», «К Пушкину»

В.М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

5. Из литературы XX века (12 ч)

А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Ю.М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)

В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

В. П. Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

Ю.Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."

С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.









Тематическое планирование по родному языку в 7 классе

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Введение (1 ч.)

1

Введение. Роль родного слова в формировании личности человека.

1



Устное народное творчество (1 ч.)

2

Устное народное творчество. Представление о героизме русского народа в былинах «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор-богатырь».

1



Из литературы XVIII века (1 час)

3

И.И. Дмитриев. Отражение человеческих пороков в баснях И. Дмитриева «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».

1



Из литературы XIX века (2 часа)

4

Ф.Н. Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте. Темы и мотивы стихотворений «Москва», «К Пушкину».

1



5

В.М Гаршин. Проблема героизма и подвига в рассказе «Сигнал».

1



Из литературы XX века ( 11 часов + 1 рр)

6

А.Т. Аверченко. Юмор в рассказе «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех писателя.

1



7

Ю.М. Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «Юрина война»).

1



8

В.О. Богомолов. Будни войны в рассказе «Рейс «Ласточки».

1



9

В. П. Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

1



10

Ю.Я. Яковлев. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Тема памяти и связи поколений.

1



11

В.Н. Крупин. «Женя Касаткин». Тема детского страдания в рассказе.

1



12

Р/Р Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе". Подготовка к написанию.

1



13

С.А. Баруздин. Истинные ценности в произведении «Тринадцать лет».

1



14

А.В. Масс. Тема детства в рассказе «Расскажи про Иван Палыча».

1



15

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Истинная красота в рассказе.

1



16

Контрольное тестирование № 1 в рамках промежуточной аттестации.

1



17

Е.А. Евтушенко. «Картинка детства». Уроки нравственности в произведении.

1





Аннотация к рабочей программе по родной литературе в 7 классе


Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Главная идея программы по русской родной литературе – изучение литературы от русской литературы XVIII к литературе  XIX, XX веков.

В программе соблюдена системная направленность: освоение различных жанров стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования 2010 г., основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска на 2020-2021 учебный год. В связи с отсутствием УМК по предмету «Родная литература» используются следующие пособия: УМК по литературе для 5-9 классов (авторы Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.), учебник «Литература. 7 класс» в 2-х частях под редакцией В. Я. Коровиной, издательство «Просвещение», 2016.

На изучение русского языка в 7 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 17 часов в год из расчета 0,5 часов в неделю (на 35 учебных недель).

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII в.

  • Русская литература XIX в.

  • Русская литература XX в.

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы -1, развитие речи-1.





Примерные темы проектных и исследовательских работ

7 класс

  1. Говорящие фамилии в произведениях писателей

  2. Литературные премии

  3. Памятники литературным героям

  4. Символика яблока в русской литературе

  5. Образы растений и цветов в литературе

  6. Песни Б. Окуджавы о Великой Отечественной войне