СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рспублика Крым

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока  10 класс Химическая, лесная ,лёгкая промышленность.

Просмотр содержимого документа
«10 кл химич. лесн.лёгк.пром.»

КОНСПЕКТ УРОКА

Первомайская школа № 2 Старченко Евгения Ивановна - Республика Крым.

10 – класс ГЕОГРАФИЯ

Тема урока : Химическая промышленность , лесная ,деревообрабатывающая промышленность . Лёгкая промышленность.

Цель урока: 1. Дать характеристику химической промышленности ( на основе географического атласа)

2. Показать географию лесной и деревообрабатывающей промышленности мира

Которая во многом определяется размещением лесных ресурсов.

3. Рассмотреть географические сдвиги в лёгкой промышленности, которые наиболее ярко проявились в её ведущей отрасли- текстильной промышленности.

Оборудование: карты промышленности ,атласы, презентация, учебник.

Тип урока : комбинированный. Самостоятельная работа учащихся с текстом и картами атласа. Выполнение заданий, запись в тетрадь основных положений темы.

ХОД УРОКА

1. Изучение нового материала( самостоятельная работа учащихся по учебнику).

1.Химическая промышленность: четыре главных региона.

Рассматривая вместе с учителем текст учебника (стр.138) и карты химической промышленности мира , а также используя таблицу 27 в Приложении, учащиеся устанавливают , что химическая промышленность сосредоточена в небольшом количестве стран. Текст учебника позволяет объяснить это, выявить явные диспропорции в размещении химической промышленности в капиталистическом мире.

В мировой химической промышленности сложились четыре главных региона:

1.зарубежная Европа.

2.Северная Америка .

3. Восточная Азия

4. Юго – Восточная Азия

В каждом из них получили развитие горно - химическая промышленность, производство минеральных удобрений, основной химической продукции, но в особенности - органического синтеза и полимерных материалов. Химия «верхних этажей» - в США, Западная Европа ,Япония.

В развивающихся странах эта отрасль была представлена в основном добычей сырья.

После энергетического кризиса химическая промышленность стала гораздо быстрее расти в странах Азии ,Африки, Латинской Америки, особенно богатых ресурсами нефти и газа.

Крупные нефтехимические комплексы вошли в строй в странах Персидского залива, в Северной Африки, Мексике, Венесуэле.

ЗАДАНИЕ: по картам мировой химической промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника.

2. Лесная и деревообрабатывающая промышленность : два пояса.

1. В пределах Северного лесного пояса заготавливается в основном хвойная древесина, которая перерабатывается в пиловочник, древесные плиты, целлюлозу, бумагу , картон.

Для России, Канады, Швеции, Финляндии лесная и деревообрабатывающая промышленность - важные отрасли международной специализации.

2. В пределах Южного лесного пояса заготавливается лиственная древесина . Здесь сложились три главные ареала лесной промышленности : 1. Бразилия. 2. Тропическая Азия 3. Юго- Восточная Азия. Заготавливаемая в них древесина морским путём вывозится в Японию, Западную Европу.

* Для изготовления бумаги в странах Южного пояса зачастую используют недревесное сырьё: а)бамбук ( Индия) б)багасса (Перу) в) сизаль (Бразилия), Танзания) ;г) джут ( Бангладеш)

*Страны – экспортёры лесной и лесобумажной продукции: Канада, США, Россия.

* Главные импортёры - зарубежная Европа , Япония.

3. Лёгкая промышленность: сдвиги и география.

В лёгкой промышленности текстильная промышленность является ведущей отраслью. Вначале 21 века в мире производилось более 130 млрд.м2 тканей из натурального ихимического волокна.

В мировой текстильной промышленности сложились пять главных регионов:

1.Восточная Азия

2. Южная Азия.

3. СНГ.

4. Зарубежная Европа.

5. США.

В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей и тканей из химических волокон и развиваются подотрасли: шерстяная, льняная , шёлковая.

Начиная с 1950-х гг. наблюдается следующее:

А) доля экономически развитых стран Запада в мировом производстве тканей и одежды уменьшились;

Б) многие старопромышленные текстильные районы пришли в упадок, например , Великобритания, ранее занимающая первое место в мире по выпуску тканей, теперь оказалась в конце второго десятка стран – производителей. Из крупнейшего экспортёра тканей она превратилась в их импортёра ;

В) в странах Юга промышленность ориентируется на дешёвую рабочую силу и переживает настоящий бум.

Первое место по выпуску хлопчатобумажных тканей занимает Китай; второе место –Индия.

Значительная часть производимых в странах Юга тканей экспортируется в страны Запада.

В магазинах США, странах Западной Европы, Японии продаётся дешёвая одежда, трикотаж, получаемые из Сянгана , Тайваня, Таиланда, Индии, Колумбии, Мексики и других развивающихся стран.

В швейной промышленности законодатели мод – Париж, Рим, Нью-Йорк.

ЗАДАНИЕ (на закрепление изученного): по карте мировой текстильной промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника.

В СТРУКТУРЕ МИРОВОЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

Первое место занимают хлопчатобумажные ткани (Китай, Индия, США)

ВТОРОЕ МЕСТО - ТКАНИ ИЗ ХИМИЧЕСКОГО ВОЛОКНА -Китай, Тайвань ,США ( см. таб.27, 28 в Приложениях);

Третье место занимают шёлковые ткани – США, Япония, Китай..

Вопросы , требующие доработки:

1)Почему на мировой карте химической промышленности развивающие страны образуют почти сплошное « белое пятно»?

2) Каковы основные проблемы и перспективы развития рассмотренных отрослей промышленности?

3) Какие из приведённых ниже утверждений соответствуют действительности, а какие - нет? Почему?

В послевоенные годы в странах Западной Европы, США, и Японии заметно усилилась приморская концентрация:

А) текстильной промышленности;

Б ) чёрной металлургии;

В) нефтепереработки;

Г) пищевой промышленности.

4) Приведите примеры воздействия промышленности на окружающею среду и на население крупных городов. Выдержат ли экологические системы возрастающие « хозяйственные нагрузки «

Итог урока Рефлексия.

Домашнее задание: ст. 138 – 140.

Подготовиться к следующему уроку.

Вопросы

1) Какие показатели свидетельствуют об огромной роли отрослей материального производства?

2) Что такое аграрные отношения и какова их география в современном мире?

3) От каких факторов зависит соотношение растениеводства и животноводства .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!