СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рукотворчество для 6 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рукотворчество для 6 класса»

Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Рукотворчество» составлена на основе программы ФГОС по «Технологии» начального и общего образованияКонышева Н.М. Программа

курса представляет систему общекультурных, развивающих занятий для учащихся старших классов.

Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» - общекультурное направление.

Нормативно-правовая база.

  • Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Программа курса « Мое рукотворчество» Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайн образования. – М., 2012

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 400. – (стандарты второго поколения)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России N 03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

  • Программа внеурочной деятельности МБОУ Стефанидино-Дарской ООШ.





Актуальность и перспективность курса.

      

  Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в  котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс опре-делённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплекс-ный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспи-тательной одновременно.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Рабочая программ состоит из разделов: пояснительная записка, основное содержание с примерным распределением учебных часов по модулям курса, поурочное планирование по каждой теме с указанием требо-ваний к уровню подготовки учащихся; методические рекомендации по осна-щению учебного процесса


Возраст детей участвующих в реализации программы

Программа кружка «Рукотворчество» для 6 класса рас­считана на учащихся старшей школы.

Возраст: 11,5 – 13 лет.

Сроки реализации программы.

Рабочая программа внеурочной деятельности старших школьников «Рукотворчество» реализуется в группе обучающихся старшего школьного возраста 1 год и рассчитана на детей 6 класса.



Режим работы.



По авторской программе на изучение курса «Рукотворчество» в 6 классе отводится 2 часа в неделю . Продолжительность занятия 30 мин.


Место предмета в учебном плане.

Учебный план ФГОС ООО отводит на изучение предмета 68 часов 2 часа в неделю) и в соответствии с календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год МБОУ Стефанидино-Дарской ООШ рабочая программа будет реализована за 66 часа (2 часа в неделю)



Цели изучения основ декоративно-прикладного искусства

Основной целью изучения модулей курса «Рукотворчество» в системе общего образования является формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в усло-виях рыночной экономики.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

-формирование политехнических знаний и экологической культуры;

- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;

-ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;

- становление системы технических технологических знаний и умений,

-развитие художественной инициативы, самостоятельности и способности решать творческие задачи;

- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения.

Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе и предполагает последовательность изучения тем и разделов учебного курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Для реализации программы необходимо обеспечение соответст-вующих учебно-методических и дидактических комплектов, материально технической базы; обеспечены условия для развития детей с повышенной мотивацией к обучению.


На занятиях учащиеся получают первоначальные сведения о роли эстетики в жизни людей, об основах художественной обработки материалов и традиционных видах декоративно-прикладного творчества; обсуждают требования, предъявляемые к декоративно- художественным изделиям, получают сведения о ремеслах, распространенных в данной местности.



Формы и методы работы

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры. А так же различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу; практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).












Тематический план

Программа по обучению школьников декоративно-прикладному искусству состоит из разделов: «Бисероплетение», «Модульное оригами» и «Аппликация на ткани» позволяет использовать в едином приеме теорию и практику. Что в свою очередь создает благоприятные условия для развития у обучаемых творческих способностей и склонностей, приобщает их к трудовому и эстетическому воспитанию, к созданию оригинальных и красивых изделий, помогает профессионально самоопределиться.

Наименование раздела

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Личностные результаты

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Аудиторных

внеаудиторных

Бисероплетение

2

12

Изучать виды декоративно- прикладного искусства на практических примерах;

Знакомиться с изделиями, выполненными в различных техниках декора.

Организовывать рабочее место. Подготавливаться к работе. Изучать основные приемы низания бисера. Виды и способы низания.

Читать и выполнять технические рисунки, эскизы деталей различной формы

Изучать рациональные приемы работы с ручными инструментами, приспособлениями., материалами.


интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

.


планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.


допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Квиллинг

2

16

Подготовка материала для работы. Изучение и выполнение основныхправила работы.Выполнение основных формы Конструирование из основных форм квиллинга. Практическая работа по изготовлению цветов в технике квиллинга.Коллективная работа: композиция из цветов.


Аппликация

7

7

Выполнять основные приемы работы.

Изучать значение цвета в традиции вышивки и история ее возникновения.

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Пользоваться инструментами и материалами. Составлять эскизы для создания аппликации. Анализировать особенности художественного эскиза и рабочего.

Изучать особенности предметной, декоративной, сюжетной аппликации.

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целями. Задачами, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Переводить выкройки деталей аппликации на ткань и клеевую основу. Анализировать конструкторско- технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.

Выделять известное и неизвестное.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения.

Анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). Создавать мысленный образ конструкции с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-стилистической информации.

Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на занятии.

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

.


планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.


допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Модульное оригами

14

6

Создавать объемные формы из различных видов бумаги.

Овладевать основными приемами работы. С бумагой.

Изучать произведения искусств, выполненных в технике модульного оригами из бумаги. Выбирать предполагаемое проектное изделие.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

.


планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.


допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.










Календарно-тематическое планирование.








п/п

Темы занятия

Основное содержание по темам

Дата проведения


Уровень результатов

План

Факт



«БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»











1.










Декоративно-прикладное искусство - бисероплетение



Вводный  инструктаж правил т/б и поведения в школьных мастерских, при работе с колющими и режущими инструментами. Знакомство с декоративными предметами интерьера и одежды изучение исторических сведений. Родословная стеклянной бусинки. История декоративно – прикладного искусства.

















06.09


2 уровень




2.




3.


4.





Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства




Цветовой спектр. Ахроматические и хроматические цвета. «Холодные» и «теплые» цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека. Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Понятие сложной композиции. Приемы использования в цветочных композициях контрастных и нюансовых цветов.



06.09



13.09




13.09



2 уровень

5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.











Плетение на проволоке







Круговая (французская) техника плетения.

Техника кругового плетения. Изделия, выполненные в данной технике, приемы увеличения и уменьшения полотна, выполняемого в этой технике.

Различные приемы записи схем цветов и анималистических украшений из бисера.

Игольчатое плетение. Выбор цвета и материалов. Объемные браслеты и панно. Назначение игольчатого плетения.

Петельное плетение на проволоке.



20.09.


20.09


27.09.


27.09


04.10


04.10


11.10


11.10







2 уровень

Квиллинг

13.


14.


Вырезание полосок для квиллинга Основные правила работы


Вырезание полосок для квиллинга Основные правила работы


18.10

18.10


2 уровень

15.


16.


Основные формы «капля», «треугольник».


Основные формы «капля», «треугольник».


25.10


25.10



2 уровень


2 уровень



18.


19.


Основные формы «долька» , «квадрат»

Основные формы «долька» , «квадрат»


08.11


08.11




2 уровень


2 уровень

20.


21.



Конструирование из основных форм.

Конструирование из основных форм.

15.11


15.11



2 уровень


2 уровень


22.


23.



Изготовление цветов в технике квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга.

22.11


22.11



3 уровень


3 уровень


24.

25.


26.

27.

Изготовление композиций в

Технике квиллинга





Изготовление композиций в

Технике квиллинга





29.11.


29.11


06.12


06.12



3 уровень


3 уровень


3 уровень


3 уровень



28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.

Изготовление картины в технике квиллинга.













Изготовление картины в технике квиллинга.













13.12


20.12


20.12


27.12


27.12


17.01


17.01




3 уровень


3 уровень


3 уровень


3 уровень


3 уровень


3 уровень


3 уровень



«АППЛИКАЦИЯ»

35.



36.





Декоративно-прикладное искусство - аппликация





Вводный инструктаж правил т/б и поведения в школьных мастерских, при работе с колющими и режущими инструментами, санитарно-гигиенических требований. Знакомство с целями и задачами изучения модуля «Аппликация». Аппликация как вид декоративной вышивки. Назначение аппликации в отделке и ремонте одежды, декорировании интерьера жилища. Понятие об аппликации. Способы создания аппликации. Основные признаки. История возникновения. Аппликация в русском народном костюме.





24.01


24.01












2 уровень


37.



38.







Технология выполнения работ в технике «аппликация»





Материалы и оборудование. История возникновения ткани. Свойства ткани. Подготовка материалов к работе. Правила использования клея и клеевых прокладочных материалов. Шаблоны. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой.


31.01



31.01



2 уровень










39.



40.











Последовательность изготовления аппликации






Основные материалы и инструменты. Подбор цветовых сочетаний. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека. Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения. Долевая и поперечная нити. Определение долевой нити, лицевой и изнаночной стороны ткани.










07.02



07.02



2 уровень








41.



42.

Подготовка деталей клеевой аппликации




Особенности перевода выкройки деталей аппликации на ткань и клеевую основу. Приемы стилизации реальных форм. Петлеобразные стежки. Обработка края изделия косыми и петельными стежками.









14.02




14.02



2 уровень

43.



44.



Последовательность сборки деталей аппликации




Сборка блока и объединение блоков аппликации в единую композицию. Возможности графических редакторов в создании эскизов, элементов композиций в изучении сочетаний различных цветов.







21.02



21.02



2 уровень










45.



46.










Декорирование швов соединения деталей с основой аппликации.






Виды окантовки готовых изделий. Виды простых строчек. Художественные строчки и их назначение. Декоративные строчки и их назначение.











28.02



28.02



2 уровень



47.



48.




Последовательность изготовление рамки панно





Варианты выполнения рамок. Подготовка ткани к обработке.






07.03



07.03



3 уровень

«МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ» .







49.



50.



Декоративно-прикладное искусство – модульное оригами.




Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в школьных мастерских, санитарно-гигиенических требований. Оригами как вид декоративно – прикладного творчества. История развития модульного оригами Знакомство с целями и задачами изучения раздела «Модульное оригами». Особенности изготовления объемных изделий. Организация рабочего места. Правила использования клея. Правила и приемы организации рабочего места.




14.03



14.03



2 уровень


51.


52.


53.


54.


55.


56.


57.

Азбука оригами





Общие сведения о назначении бумаги. Виды бумаги и ее свойства: пластичность, упругость, прочность. Влияние влаги на бумагу. Размер бумаги для модулей. Основные материалы и инструменты для работы. История возникновения бумаги. Свойства бумаги. Правила использования клея. Инструменты и приспособления, применяемые при работе с бумагой и клеем.



21.03


21.03


04.04


04.04


11.04


11.04


18.04




2 уровень



58.


59.


60.


61.


62.


63.


64.



Технология модульного оригами из бумаги.



Конструирование по образцу. Виды модулей оригами. Виды базовых форм. Особенности изготовления объемных птиц и насекомых. Варианты лебедя. Радужный лебедь. Правила подбора цвета бумаги. Технология изготовления цветов и вазы из модулей. Условные обозначения на схемах.



18.04


25.04


25.04


02.05


02.05


16.05


16.05




2 уровень


65.



66.




67.


68.







Технология изготовления пасхального яйца и вазы из модулей



Выставка работ.


Технологии изготовления объемных изделий (на основе общих приемов) в технике оригами. Приемы чтения схем оригами. Планирование работы с опорой на предметные и графические инструкционные карты. Оформление творческих работ для выставки.


23.05


23.05


30.05


30.05



3 уровень


Всего часов за год: 68















В процессе обучения основам декоративно – прикладного творчества учащиеся:

познакомятся:

  • с ролью искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;

  • с историей различных видов декоративно-прикладного творчества;

  • с традициями и новейшими технологиями обработки различных материалов (ткани, бумаги, бисера); с основой композиции, цветоведения.

  • с различными приемами работы с бисером, бумагой и тканью;

  • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений;

  • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения в коллективе.

овладеют:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой  деятельности; навыками чтения и составления технической и технологической документации; выполнения разработки несложных схем; подбора материалов, инструментов и приспособлений;

  • навыками выполнения изделия по эскизу и распознавания различных техник декоративно-прикладного творчества;

  • технологией изготовления изделий в техниках: бисероплетения, искусства модульного оригами из бумаги; технология обработки ткани.

  • умением следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов; умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

  • навыками подготовки и организации рабочего места; соблюдения культуры труда.

Каждый компонент программы включает в себя основные теоретичес-кие сведения и практические работы. При этом предполагается, что изуче-ние материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.






Формы и методы работы

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры. А так же различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу; практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).


Ценностные ориентиры содержания изучения курса «Рукотворчество»


Занятия детей на занятиях продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей среднего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной про-ектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добро-совестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной твор-ческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению.


В результате реализации рабочей программы декоративно – прик-ладного творчества учащиеся получат возможность более глубокого и расши-ренного знакомства:

  • о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры;

  • о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства;

  • с соответствующей возрасту технологической компетентностью: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия умения определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практи-ческих задач, подбор материалов и инструментов в соответствии с выдви-нутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, oтделку изделия из бисера, бумаги, ткани;

  • с такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной техно-логической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умения находить и исправлять ошибки в своей практической работе;

Приобретут знания графической грамотности: чтение доступных графических изображений с опорой на рисунки, схемы, простейшие черте-жи, при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструи-рованию объектов;

Научатся создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;

Научатся самостоятельно разрешать доступные проблемы, реалии-зовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимо-отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руково-дитель-подчинённый);

Разовьют личностные качества: любознательность, доброжелатель-ность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Приобретут навыки выполнения по установленным нормативам следующих трудовых операций и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений;

  • соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами;

  • осуществлять контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития творческих способностей;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; подарочных сувениров;

  • выполнения безопасных приемов труда и правил санитарии и гигиены;

  • с цветоведением: основные и составные цвета;

  • с декоративно – символической ролью цвета в декоративно-прикладном искусстве;

  • с пропорциями: соотношение целого и частей;

  • с произведениями декоративно – прикладного искусства.



Результаты изучения курса «Рукотворчество»


Обучение в средней школе является второй ступенью пропедевти-ческого технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Изучение представленной программы обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Рукотворчество»

Результатом работы с детьми по формированию интереса к рукотворчеству является:

- повышение уровня социально-бытовой адаптации и развитие самостоятельности;

- формирование интереса к рукоделию, способствующему развитию эстетического вкуса у учащихся, созданию вокруг себя приятной атмосферы;

- совершенствование мелкой и общей моторики руки.



Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.



Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;



  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.





Достижение основных результатов, на которые ориентирована программа.




Содержание

Способ достижения

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний): овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;

понимания социальной реальности и повседневной жизни.


Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Предполагает приобретение детьми новых знаний будет развит кругозор детей, обогащён словарный запас. Итогом первого уровня можно считать умение ребенка делать сообщение, которое выполняется с помощью учителя.

Второй уровень результатов

Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (Отечество, природа, знания, труд, культура)..

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Итогом второго уровня можно считать умение детей делать сообщение, которое выполняется с помощью учителя,  с использованием дополнительной литературы.



Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия за пределами дружественной среды школы

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде. Ученик может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Итогом третьего уровня можно считать участие в организации и проведении творческого отчета .





Материалы и инструменты для занятий по квиллингу.

Расходные материалы на учебный год (примерно):

  • Цветная и белая бумага форматом А-4 – 50 листов;

  • картон;

  • клей ПВА;

  • рамки для картин;

  • мешковина – 2 кв.м;

  • капроновая нить – 10 м.

Инструменты:

  • зубочистки – 50шт.;

  • пинцеты – 5 шт.;

  • клеевой пистолет;

  • канцелярский нож – 5 шт.;

  • кисть клеевая – 5 шт.;

  • шаблоны различных форм – 20 шт.;

  • линейки металлические – 10 шт.

Материалы и инструменты для аппликации из ткани.

Расходные материалы на учебный год:

  • Кусочки х/б ткани;

  • нитки швейные цветные - 10 шт.;

  • цветные нитки ирис – 6 шт.;

  • ткань для основы – 1 м.

Инструменты:

  • Ножницы -10 шт.;

  • иглы швейные – 10 шт.;

  • напёрстки- 10 шт.;

  • шаблоны – 30 шт.;

  • карандаши простые – 10 шт.;

  • ластики – 10 шт.

Материалы и инструменты для поделок из кожи.

Расходные материалы на учебный год:

  • Кусочки искусственной и натуральной кожи;

  • свечи парафиновые – 10 шт.;

  • клей «Дракон» или клеевой пистолет;

  • ткань для основы;

  • рамки для картин – 10 шт.

Инструменты:

  • канцелярский нож – 10 шт.;

  • шило – 3 шт.;

  • ножницы – 10 шт.;

  • линейка – 10 шт.;

  • канцелярские скрепки – 2 упаковки;

  • циркуль – 1 шт.;

  • деревянные дощечки – 10 шт.;

  • шаблоны – 20 шт.


Материалы и инструменты для аппликации из соломки.

Расходные материалы на учебный год:

  • Соломка;

  • клей ПВА -200гр.;

  • набор цветного картона;

  • чёрная ткань для основы – 1,5 м.;

  • рамки для картин – 10 шт.


Инструменты:


  • Ножницы – 10 шт.;

  • канцелярские ножи – 5 шт.;

  • линейки – 10 шт.;

  • деревянные дощечки – 10 шт.;

  • шаблоны – 20 шт.

Материалы и инструменты для бисероплетения.

Расходные материалы на учебный год:

  • Наборы бисера –10шт.;

  • проволока – 6 м.;

Инструменты:

  • пинцеты – 10 шт.;

  • ножницы –10шт.;

  • мисочки – 10 шт.

Материалы и инструменты для изготовления традиционных народных кукол.

Расходные материалы на учебный год:


  • ткань х\б цветная – 3 м.;

  • ткань х\б белая - 2 м.;

  • тесьма – 10 м.;

  • нитки ирис (красные) - 2 шт.;

  • синтепон – 0,5 м.

Инструменты:

  • ножницы – 10 шт.;

  • линейки – 10 шт.;

  • шаблоны – 30 шт.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Важнейшими условиями успешной реализации программы являются следующие:

Методические: интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом восприятия и скоростью выполнения учебно-творческих заданий. Для этого педагог должен в совершенстве владеть различными техниками работы с бисером, а также иметь определенную технику педагогических действий.

Дидактические: необходимо создание по каждой учебной теме специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени ее сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем практической обученности по бисероплетению. Для этого необходимо:

  • наглядные пособия по темам;

  • образцы изделий, выставочные экспонаты;

  • схемы, трафареты, эскизы;

  • дидактические методики для определения уровня ЗУНов.


Материально–технические: для кабинета, в котором систематически проводятся занятия, необходимо специальное оборудование, соответствую-щее санитарно-гигиеническим нормам: (лампы, столы, стулья и др.).

Инструменты и материалы: иглы №1 и №0, нить (капрон, х/б), леска, медная проволока ножницы, доски с ворсистым покрытием, цветные и простые карандаши, тетради в клетку, бумага ксероксная, клей ПВА, ластик, шило, клей «Момент», набор цветного бисера, стекляруса, фетр.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффек-тивным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способ-ностей – т.е. общего развития ребёнка.

Основополагающим для реализации программы курса «Рукотвор-чество» является стремление к развитию творческого характера трудового обучения, позволяющему максимально самореализоваться каждому школь-нику.

Для того, чтобы заинтересовать детей в работе, рекомендуется на прак-тических занятиях детям предлагать выполнять разные изделия, чередуя виды техник декорирования. Практика показывает, что учащимся это нравится, ведь творческая работа, над которой они трудятся, больше нет ни у кого.

Обобщая выше сказанное, следует отметить, что реализация програм-мы «Рукотворчество» благотворно влияет на развитие творческих достиже-ний учащихся, устойчивого интереса к декоративно - прикладному искус-ству, расширяет кругозор, знакомит с творческим наследием и воспитывает нравственно – эстетические качества личности.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Пособия для учителей:


  • Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 2012

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 400. – (стандарты второго поколения)

  • Новое поколение образовательных стандартов как механизм реализациинациональной инициативы «Наша новая школа». Методические рекомендации к 2012-2013 году. Просвещение, 2012

  • Технология Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4е изд., дораб. —М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).

  • Школа и производство. Научно-методический журнал. № 6 2001, №3 2003, №2 2004

  • http://flowercare.ru/bez-rubriki/kak-sdelat-rozu-iz-bisera.html

  • http://domochag.net/pictures/biser.php?page=5

  • http://videootkritki.ucoz.ru/photo/cvety_iz_bisera/cvety_iz_bisera/81-0-2007


Пособия по рукоделию:


  • Джин Уэллс. Пейзажи из ткани. Изысканная аппликация. М.: Мой мир 2007

  • ДонателлаЧиотти. Бисер. Ниола 21-й век 2008

  • Журнал по рукоделию. Лена – рукоделие . 2006-2007

  • Л.Базулина, И.НовиковаБисер.М.: Аст – пресс 2010

  • Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла. М.: Аст- пресс 1999

  • Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами.М. : Аст- пресс 2010