СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Русь с древнейших времен до конца 15 века»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повышение стимула к дальнейшему изучению истории родной страны; привитие чувства гордости и уважения к многовековой истории России.

Просмотр содержимого документа
««Русь с древнейших времен до конца 15 века»»

План-конспект урока


Тема урока: «Русь с древнейших времен до конца 15 века»

Цель урока: повышение стимула к дальнейшему изучению истории родной страны; привитие чувства гордости и уважения к многовековой истории России.

Задачи урока:

1. Образовательные: обобщить знания учащихся по истории России с древнейших времен до конца XV в.;

2. Развивающие: развивать умение учащихся работать с картами, историческими понятиями, текстами, иллюстрациями;

3.Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истории родной страны.

Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний.

Класс:10 класс.

Базовый учебник:История России. С древнейших времен до конца 17 века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. – 6-е изд. – М.: Просвещение. 2000.

Формы работы учащихся:фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя; интерактивная доска/МИМИО; мультимедийный проектор; колонки; программные средства MicrosoftPowerPoint, MicrosoftWord; учебник А.Н.Сахаров, В.И.Буганов «История России» 10 класс, настенная карта «Татаро-монгольское нашествие. Борьба Руси с немецкой и шведской агрессией».




СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:


Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Время

1.

Организационный этап


Приветствие и подготовка учащихся к работе

Настраиваются к уроку. Готовят рабочие места. Команды садятся на заранее подготовленные места.

А остальные ученики будут в роли болельщиков команд и в одном из конкурсов примут непосредственное участие.


2 мин

2.

Целеполагание

Слайд 1-2

Сообщает тему урока, провоцирует учащихся, на осознание цели урока, объясняет ход урока.

Учащиеся акцентируют внимание. Команды готовятся сдать домашнее задание.


1 мин

3.

Актуализация знаний

Слайд 3


Организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия урока.


Мобилизуют интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя.


2 мин

4.

Начало игры. Работа с командами и остальными учащимися

Слайды 4-18


Объявляет о конкурсах.

Демонстрация слайдовой презентации «Игра»:

1. Конкурс – «Домашнее задание».

2. Конкурс – «Человек-загадка»

3. Конкурс – «Неизвестный город».

4. Конкурс – «История в картинках».

5. Конкурс – «Исторические события и даты».

6. Конкурс капитанов – «Воины».


Каждая команда сдает кроссворды по культуре Древней Руси, подготовленные дома.


25 мин

5.

Подведение итогов игры


Подсчитывает баллы набранные командами и учащимися, принявшие индивидуальное участие. Все члены победившей команды и самые активные болельщики награждаются отличными отметками в журнале.


Победившая команда и болельщик, набравший наибольшее количество баллов, принимают грамоты.

2 мин

6.

Закрепление урока

Слайд 19

Видеофрагмент

Включает видеофрагмент «Битва на реке Калке».


Записывают в тетрадях дату битвы

5 мин

7.

Домашнее задание

Слайд 20


Объявляет о домашнем задании

Записывают в тетради условия домашнего задания


1 мин

8.

Подведение итогов урока


Заключительное слово учителя



2 мин















Приложение к плану-конспекту урока

«Русь с древнейших времен до конца 15 века»

Перечень используемых на данном уроке ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Олег Вещий

И-тип

иллюстрация

http://images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=28&source=psearch&text=олег%20вещий

2.

Иван Калита

И-тип

иллюстрация

http://images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=28&source=psearch&text=иван%20калита

3.

Чингисхан

И-тип

иллюстрация

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=чингисхан&stype=image&lr=28&noreask=1&source=wiz

4.

Нестор

И-тип

иллюстрация

http://images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=28&source=psearch&text=нестор

5.

Ярослав Мудрый

И-тип

иллюстрация

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=ярослав%20мудрый&stype=image&lr=28&noreask=1&source=wiz

6.

Игорь Рюрикович

И-тип

иллюстрация

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E3%EE%F0%FC_%D0%FE%F0%E8%EA%EE%E2%E8%F7

7.

Святослав

И-тип

иллюстрация

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=князь%20святослав&stype=image&lr=28&noreask=1&source=wiz

8.

Владимир I Святой.

И-тип

иллюстрация

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%D1%E2%FF%F2%EE%F1%EB%E0%E2%E8%F7

9.

Владимир II Мономах

И-тип

иллюстрация

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%C2%F1%E5%E2%EE%EB%EE%E4%EE%E2%E8%F7_%CC%EE%ED%EE%EC%E0%F5

10.

Борис Владимирович

И-тип

иллюстрация

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%F0%E8%F1_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0%EE%E2%E8%F7_(%EA%ED%FF%E7%FC_%F0%EE%F1%F2%EE%E2%F1%EA%E8%E9)

11.

Вопросы ко 2-му конкурсу

Задание А.

И-тип

Подборка вопросов

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

12.

Вопросы ко 2-му конкурсу

Задание Б.

И-тип

Подборка вопросов

http://www.vehi.net/oldrussian/povest.html

13.

Вопросы к 3-му конкурсу.

И-тип

Подборка вопросов


http://nashol.com/2013042870786/istoriya-rossii-s-drevneishih-vremen-do-konca-xvii-veka-10-klass-saharov-a-n-buganov-v-i-2012.html

14.

Русь в 15 веке.

И-тип

Карта

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8%2012%2014%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%85&noreask=1&pos=24&lr=28&rpt=simage&uinfo=ww-1456-wh-775-fw-1231-fh-569-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fimg.narodna.pravda.com.ua%2Fimages%2Fdoc%2F5%2F6%2F564b8-nik0ter0map02.jpg

15.

Вопросы к 4-му конкурсу.

После побоища Игоря Святославича с половцами

И-тип

Иллюстрации

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B8%D1%89%D0%B0%20%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0%20%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%86%D0%B0%D0%BC%D0%B8&uinfo=ww-1402-wh-815-fw-1177-fh-598-pd-1

16.

Ледовое побоище.

И-тип

Иллюстрации

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B8%D1%89%D0%B5&stype=image&lr=28&noreask=1&source=wiz

17.

Крещение Руси.

И-тип

Иллюстрации

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8&uinfo=ww-1402-wh-815-fw-1177-fh-598-pd-1

18.

Вопросы к 5-му конкурсу. Задание А.

И-тип

Подборка вопросов,

карточки

http://korolev.msk.ru/books/dc/TYaYa_b_YaF_U_1_TUYa4991.txt

19.

Вопросы к 6-му конкурсу.

И-тип

Иллюстрации

https://www.google.ru/search?q=щит+шлем+копье+мечь+доспехи+кольчуга+русские+рыцари+крестоносцы&newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=XpoHU4reL4j44QT0lYCwCw&ved=0CCkQsAQ&biw=1437&bih=871

20.

Битва на реке Калке

И-тип

Видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=eRh0oVWYpPI













Приложение 1:

Вопросы всему классу:

На вопросы отвечают как команды так и болельщики.

1. Раскройте так называемую «норманнскую теорию» происхождения Русского государства.

2. Какой князь является основателем Древнерусского государства?

3. Кто на Руси установил порядок передачи великокняжеской власти по старшинству?

Ответы:

1. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами (варягами), скандинавами, носителями западной культуры, сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства.

2. Олег (Вещий)

3. Ярослав Мудрый




Приложение 2:

Конкурс 1.

«Домашнее задание».

Каждая команда сдаёт свой кроссворд по культуре Древней Руси, которые предварительно были поручены составить. Это задание оценивается до трех баллов. Если какая-то команда не сдает кроссворд, то балл не ставится.


Конкурс 2.

«Человек-загадка».

На стенде портреты Олега, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Святослава, Ивана III, Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, Владимира I Святого, Чингисхана, Нестора.

На вопросы первым начинает отвечать та команда, которая лучше справляется с домашним заданием. Команды должны дать точные ответы на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

Задание А. Определите, о ком идёт речь?

1. Эти князья правили в Киеве, во время похода на этот город князя Олега.

2. В годы правления этого князя на Руси была «Великая Тишина».

3. Этот хан создал монгольскую империю.

4. Монах Киево-Печерского монастыря, который считается автором «Повести временных лет».

5. Этот человек построил храм Святой Софии в Киеве.

6. Этот князь является первым правителем Древнерусского государства из династии Рюриковичей.


Задание Б. Кому принадлежат данные высказывания и слова?

1. «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедшие, возьмут».

2. «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика».

3. Перед началом военных действий он посылал гонца к врагу с кратким посланием: «Хочу на вас идти».

4. «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый или нищий, да будет мне враг!».

5. «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не думаете о том, что вот начнёт пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмёт, а в село приехав, возьмёт жену его и детей его и всё его имущество. Так лошадь вам жаль, а самого смерда не жаль».

6. «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам! И да будет мир брату моему и вам, братья!»

Ответы:

Задание А.1.Аскольд и Дир, 2. Иван Калита, 3. Чингисхан, 4. Нестор, 5. Ярослав Мудрый, 6.Игорь.

Задание Б.1. Половецкий хан Котян, 2. Иван III, 3. Святослав, 4. Владимир I Святой, 5. Владимир Мономах, 6. Борис Владимирович.


Конкурс 3.

«Неизвестный город».

Для этого задания используется карта. Каждой команде дается по два вопроса в виде событий, выражений и т.д. Команды должны ответить о каких городах идёт речь? За каждый правильный ответ ставится по одному баллу.

1. «Матерью городов русских» называли его современники.

2. Юрий Долгорукий считается основателем этого известного города.

3. В борьбе за лидерство среди русских земель главным соперником Москвы был(а).

4. Пограбив русские земли в 1395 году Тимур, властитель Средней Азии, неожиданно от этого города ушел восвояси.

5. Владимир I Святой в этом городе построил церковь Успения Пресвятой Богородицы, эту церковь ещё называют Десятинной.

6. В этом городе с середины ХII века установилось вечевое правление.

Ответы:

1. Киев, 2. Москва, 3. Тверь, 4. Елец, 5. Киев, 6. Новгород.


Конкурс 4.

«История в картинках».

Для этого конкурса выбираются только картины или портреты. Опираясь на иллюстрации, каждая команда должна определить название картины, назвать событие, дату, личность, с которой оно связано. За каждый правильный ответ ставится по одному баллу.

Ответы:

1. «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1185 г., Игорь Святославич.

2. «Ледовое побоище», 5 апреля 1242 г., Александр Невский.

3. «Крещение Руси», 988 г., Владимир Святой.


Конкурс 5.

«Исторические события и даты».

В этом конкурсе участие принимают и болельщики. Конкурс делится на две части. В первой части каждой команде дается карточка с вопросами, на которые они должны записать ответы.Для выполнения первого задания определяется время равное одной минуте.

Во второй части конкурса каждой команде поочередно болельщики задают вопросы по теме в виде стихотворения, которые они предварительно самостоятельно подготовили. Команды должны определить время события, которое описано в стихотворении. Каждый правильный ответ оценивается по одному баллу.

Задание А. Написать даты перечисленных событий:

1. Призвание варягов –

2. Крещение Руси –

3. Строительство церкви Николы на Липне под Новгородом –

4. Куликовская битва –

5. Разорение Рязани ханом Батыем –

6. Съезд князей в Любече –


Задание Б. По фрагменту стихотворения назвать дату данного события:

  1. Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела не мало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты б рассказала нам о том,

Как люди начали селиться,

За тыном - тын, за домом - дом

Росло на берегу твоем

Начало будущей столицы.


  1. Ой, лихо, лихо! Ой, беда!

Стоит орда, грозит орда!

Дымит кострами в чистом поле

И требует десятой доли

Всего от каждого двора -

Мехов, казны и серебра.


  1. Там, куда садится солнце,

Неспокойно в этот час -

Ведь задумали ливонцы

Наши земли взять у нас.

Шла в поход большая рать.

Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сковало льдом

Озеро Чудское.


  1. С той поры не решалась нас грабить орда,

Иго тяжкое сброшено было.

А в Орде началось несогласье, вражда,

И распалась ордынская сила.


  1. Впервые дрогнула орда,

От ужаса теряя разум.

И двинул Коловрат тогда

Всю силу на ордынцев разом.

Не обучали эту рать,

Людей, случайно уцелевших,

Но каждый шёл врага карать

За родичей, в огне истлевших,

И за потопленных в Оке

Готов был каждый мстить монголам,

А меч у мстителя в руке

В бою не кажется тяжёлым.


  1. Как мне о битве на Дону

Рассказ продолжить мой?

Читатель, я не обману,

Сказав о битве той,

Что не было еще такой.

И, хоть кого спроси, -

"Мамаево побоище"

Все знают на Руси!


Ответы:

А) 1. 862, 2. 988, 3. 1292, 4. 1380, 5. 1237, 6. 1097.

Б) 1. 1147, 2. 1237, 3. 1242, 4. 1480, 5. 1497, 6. 1237, 7. 1380, 8. 1480



Конкурс капитанов.

«Воины».

На интерактивной доске выставляются картинки с разными оружиями и снаряжениями воинов. Капитан каждой команды за одну минуту по данным картинкам должен подобрать русскому и западноевропейскому воинам именно то оружие и снаряжение, которое было в указанное время:

1. Русскому 2. Западноевропейскому.


Приложение 3:

Задание на дом – нарисовать в тетрадях портрет одного из русских князей.