СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русь во второй половине 12-13 веков

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка раздела программы

Просмотр содержимого документа
«Русь во второй половине 12-13 веков»




Методическая разработка раздела программы

«Русь во второй половине XII- XIII вв.»






Подготовила:

Учитель истории и обществознания

Гагаева Марьям Абдулмеджидовна






2019 год.







Содержание







1.Пояснительная записка………………………………..3

2.Цели и задачи раздела…………………………………4

3. Освоение учебного материала обучающимися …….5

4. Ожидаемые результат……………………................6-7

5. Место раздела в тематическом планировании ……..8

6. Поурочное планирование по разделу…………… 9-10 7.Разработка урока…………………………………..11-25

8. Список литературы…………………………………..26

9. Приложение……………………………………….27-38





























  1. Пояснительная записка.



Моя работа посвящена методической разработке раздела программы «Русь во второй половине XII- XIII вв.» - 9 часов по учебной программе Е.В.Пчелова по истории России для 6 класса «История России с древнейших времен до конца XVI» общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по истории.

Составной частью учебно-методического комплекса по Отечественной истории являются учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителей.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Отбор материала осуществляется таким образом, чтобы способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории России.

Новизна курса состоит в том, что в нем представлены быт и нравы народа, роль православной церкви, менталитет русского народа.












2.Цели и задачи раздела:


Формирование стройной системы знаний, фактов, событий, периода

политической раздробленности на Руси. Образование, развитие и

воспитание личности обучающегося через сравнение, анализ,

характеристику, исторических личностей.


ЗАДАЧИ:


1.Познавательная :

Учащиеся должны знать особенности данного периода истории государства Российского; основные исторические понятия; хронологию данного периода.


2. Развивающая :

Учащиеся должны уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений периода феодальной раздробленности; изучать и систематизировать информацию из различных источников; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями.


3. Воспитывающая :

Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедиться в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества. Формирование стройной системы знаний, фактов, событий, явлений о Московской Руси XIV-XVI века. Образование, развитие и воспитание личности обучающегося через сравнение, анализ, характеристику, исторических личностей, событий того периода.



3. Восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.


Развитие интеллекта в младшем подростковом возрасте (10-13 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в средней школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

После 11 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выготский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.

В подростковом возрасте происходит развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. В процессе усложнения обучения и развития интеллектуальных способностей подростки начинают трансформировать учебный материал. Механическая память ухудшается, а логическая приобретает характер организованной и регулируемой.

Активно развиваются творческие способности подростка и формируются индивидуальный стиль деятельности. Стремясь понять сущность явлений подростки задают много вопросов

Все это требует от педагога деликатности, вдумчивости и пристального внимания.




4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В ходе изучения раздела программы учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии Руси в период феодальной раздробленности государства; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории. Учащиеся

будут готовы применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников страны.

Произойдёт расширение их опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личности и народа в истории своей страны.

В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.

Научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.

В результате изучения раздела учащиеся должны:

- получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств во второй половине ХII-ХII I вв.;

- научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: феодальная раздробленность; ордынское иго; присоединения русских земель к Литве.

- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по отдельным тематическим блокам (феодальная раздробленности на Руси; главные политические центры Руси);

- получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Юрия Долгорукова,, Даниила Галицкого, Чингисхана, Александра Невского, Евпатия Коловрата, Батыя ….

- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории Руси во второй половине ХII-ХII I вв..

Личностные результаты изучения истории:
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви, уважения к Отечеству;
-осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края;
-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
-понимание культурного многообразия мира, толерантное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению.

Метапредметные результаты изучения истории:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями(установление причинно-следственных и родовидовых связей);
-использование современных источников информации(Интернет-ресурсов, электронных носителей);
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах(сообщения, эссе, презентация );
-готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные результаты изучения истории:
-формирование уважительного отношения к истории Отечества, развития стремления у обучающихся внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
-овладение целостным представлением об историческом пути народов России;
-формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий;
-развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого;
- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.





5.МЕСТО РАЗДЕЛА В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ.





История России. С древнейших времен до конца XVI века.

(6 класс 37 часов)-Е.В.Пчелова.


Глава 1.Древние жители нашей страны. (4часов)

Глава 2.Древняя Русь в 11-12 веках(8 часов)

Глава 3. Русские земли в 12-начале 13 века(5часов)

Повторение (1 час).

Глава 4.Русь между Востоком и Западом(4 часа)

Глава 5.Объединение русских земель вокруг Москвы(5 часов)

Глава 6.Создание Московского царства(7 часов)

Повторение (1 час).

Итоговое повторение (1 час)

Контрольный опрос учащихся(1 час)

























6.Поурочное планирование по разделу

 № у 

Тема урока

  

Тип урока

 

Способы, приёмы организации учебной деятельности 

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)


1.Удельный период русской истории (Проблемный урок)

 Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа.

Раскрывать, объяснять причины возникновения феодальной раздробленности на Руси

Объяснять смысл понятия: феодальная раздробленность, княжеская династия, бояре, Боярская дума, дворяне, отрок, Любечский съезд князей.

Характеризовать личность и деятельность Владимира Мономаха

2-3Г.лавные политические центры Руси(Киевское княжество,Новгородская Земля и т.д)

Урок самостоятельной работы при изучении нового материала.

 Работа с текстом учебника, фронтальная беседа при обобщении.

Объяснять смысл понятий республика, мужи, мятеж.

Раскрывать, в чем заключались причины перемещения центров политической жизни Руси

Характеризовать личность и деятельность Мстислава, Юрия Долгорукова, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Даниила Галицкого и давать им оценку.

Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Главные политические центры Руси».

4. Монгольское нашествие на Русь(Комбинированный урок)

 

Работа с картами и контурными картами, работа в парах, эвристическая беседа.

 

Показывать на исторической карте направления движения отрядов монголо-татар на Русь.

Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА (в упрощенном варианте).

Высказывать и обосновать оценку действий русских князей.

5. Борьба Руси с Западными завоевателями(Комбинированный урок)

Работа с картами и контурными картами, работа в парах, эвристическая беседа

Показывать на исторической карте направления движения немецких рыцарей. на Русь, отмечать места основных сражений.

Систематизировать исторический материал о борьбе Руси с западными завоевателями. Характеризовать личность и деятельность Александра Ярославича Невского.

6. Русь и Золотая Орда (Проблемный урок)

Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа

Характеризовать организацию власти Орды над Русью, и формы борьбы русского народа с монгольским владычеством. Раскрывать последствия ига на Руси.

Объяснять смысл понятия: улус, баскак, «ордынский выход», ярлык.

Характеризовать личность и деятельность св. князя Михаила Черниговского, митрополита киевского Кирилла и давать им оценку.

7. Русь и Литва.Великое княжество Литовское и русские земли.

(Проблемный урок)

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Давать характеристику польско-литовского государства , характеризовать его отношения с Русью. Раскрывать значение присоединения русских земель к Литве.

Характеризовать личность и деятельность Миндовга, Гедемина, Ольгерда и давать им оценку.

Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА (в упрощенном варианте).


7.Разработка урока

Предмет: истории России

Класс: 6- (общеобразовательный)

Тема урока: «Нашествие с Востока» .

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями.

Задачи урока:

I Образовательные:

1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;

2) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты;

3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом.

4) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства .

II. Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;

2) учиться анализировать проблемную ситуацию;

2) развивать умения определять и объяснять термины: «монголо-татары», «монголо-татарское иго», «улус», «тумен»;

3) развить навыки работы с тестами, исторической иллюстрацией «Взятие Рязани» умения составлять хронологическую таблицу.

III. Воспитательные:

1) Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;

2) подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.


Тип урока. Комбинированный урок


План урока.

1. Организационный этап. Сообщение темы урока.

Постановка цели. 2м

2. Проверка знаний по д/з.-7м

3. Подготовка, а активной умственной деятельности (мотивация, актуализация).-3м

4. Изучение нового материала. 15-19м

5. Первичная проверка нового материала

Закрепление знаний. 5-4м

6. Обобщение и систематизация. 4-3м

7. Контроль и самопроверка. 5-4м

8. Подведение итогов урока. 2м

9. Домашнее задание. 2-1м


Используемая литература:

- Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века».Е.В.Пчелов-Москва «Русское слово» 2007 г.

-«Отечественная история в схемах и таблицах». В.В.Кириллов-Москва.Эксмо,2016 г.

- Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века». А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – Москва «Просвещение» 2008 г.

- Е.В.Пчелов. История России: конец XVI-XVIII век. Рабочая тетрадь. 6 класс.

- История России. Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. СD. 6 класс.

- Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с др. времен до наших дней.М.,1999г

Материалы и оборудование:

- «Карта Русь в середине XIII век».

- Атласы «Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII века» (с комплектом контурных карт- Комплект репродукций картин посвященных событиям монголо-татарского нашествия на Русь.

. Ход урока:

№ этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

2м. Учитель приветствует учащихся, проверяет их присутствие. Напоминает, что на предыдущем уроке изучалась тема «Главные политические центры Руси». Сообщает тему урока, план изучения материала. Тема «Нашествие с Востока».

План урока:

  1. Держава Чингисхана; сражение на реке Калке.

  2. Вторжение в Рязанскую землю.

  3. Разгром Владимирского княжества.

  4. Поход на Новгород.

  5. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Цель: рассказать о завоевании Руси монголами, причинах и последствиях этого события.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают

учителя, осознают цели, знакомятся с планом, записывают тему и план в тетрадь.

2.

.Учитель просит учащихся вспомнить материал прошлого урок. Проводится фронтальный опрос по предыдущей теме: «Главные политические центры».


  1. В какие земли и почему переместились центры политической жизни Руси?


  1. Форма правления Новгородского княжества?


  1. Какую роль играла в Новгороде княжеская власть?

  2. В чем заключались политические особенности Галицко-Волынского княжества?

  1. Почему в большинстве русских земель установилась монархическая форма правления?

Учащиеся дают ответы, опираясь на уже изученный материал. Записывают ответы в рабочий лист. Примерные ответы:


- Владимиро- Суздальское княжество, Галицко-Волынская земля, Новгородская земля. В этих землях появилась сильная государственная власть в различных вариантах.

- Республика


Князь приглашался с дружиной как начальник всех вооруженных сил в случае войны новгородским вече.


Князья боролись с боярами, пытавшимися ограничить их власть .


Большинство северо-восточных князей были крупными землевладельцами и полноправными властителями в своем княжестве, основной доход они получали от эксплуатации личных земель.

3.

.Учитель подчеркивает, что накануне монгольского нашествия на территории бывшей Киевской Руси насчитывалось около 30 государственных образований. Не было ни военного, ни политического единства. Россия оказалась не готова дать отпор 75 тысячной армии Чингисхана. Каким образом междоусобные войны отразились на состоянии обороноспособности Руси, нам предстоит узнать на этом уроке.

Слушают учителя.

Получают мотив к изучению нового материала.

4.

15-19м. Учитель рассказывает материал, совместно с учащимися анализирует

исторические документы:

1.Создание державы Чингисхана. Рассказ учителя.

Прочитать исторический документ «История монголов» Плано Карпини. Выполнить задание – ответить на вопросы.

2. Сражение на реке Калке. Рассказ учителя.

Чтение документа «Галицко-Волынская летопись».

(Беседа) Работа с исторической картой.

3.Вторжение в Рязанскую землю. Рассказ учителя. Чтение документа «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отвечают на вопросы, работают в к.картах.

Евпатий Коловрат


4. Разгром Владимирского княжества. Рассказ учителя.

5. Поход на Новгород. Рассказ учителя, с использованием Беседа.

6.Чтение документа

«Ипатьевская летопись о разгроме Киева».

7. Нашествие на Юго-Западную Русь и Цен-тральную Европу. Рассказ учителя.

8. Вывод.

1.В чем была сила монголо-татар?

2. В чем была слабость русских войск?


Учащиеся слушают рассказ учителя, анализируют документы и отвечают на поставленные вопросы. Примерные ответы учащихся:


Работа с документом. Отвечают на вопросы.


Показывают место сражения на карте и слайдах.

Выполняют задание учителя.


Слушают учителя. Работают в контурных картах.

Отвечают на вопросы


Выполняют задание. Работают с к. картой.

- Монгольская армия обладала не только хорошей дисциплиной, но и отличной боеспособностью. Русь будучи раздробленной, не смогла вначале оказать сопротивление кочевникам.(учащиеся записывают вывод в тетрадь)

5.

5-4м. Учитель ставит вопросы по проверке усвоения нового материала. И просит записать ответы (вопросы записаны на доске)


- Как вели себя монголы в русских землях?

- Почему Батый не пошел на Новгород?

- Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление ?

Учащиеся, совместно работая парами записывают ответы в рабочий лист.

Примерные ответы.

- Они проявляли необычайную жестокость, жгли и разоряли русские земли, не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей.

- На пути к Новгороду стоял хорошо укрепленный Торжок, который дал серьезный отпор и ослабленная монгольская армия приняла решение «повернуть морды коней на юг».

Рязань, Коломна, Владимир, Торжок, Козельск, Киев….

6.

4-3м. Учитель дает задание по обобщению и систематизации изученного материала (фронтальный опрос)

- Назовите основные события и даты нашествия монголо-татар на Русь?

Учащиеся, используя план изложения нового материала, записывают основные даты:

1237-1240 - завоевание монголами Руси

1237 - завоевание Рязанской земли

февраль 1238 - разгром Владимирского княжества

март 1238 - поход Батыя на Великий Новгород

март 1238 - оборона г. Козельска

1239–1242 - второй поход Батыя на Русь

1240 - завоевание г. Киева

весна 1241 г. - поход Батыя в Европу


7.

5-4м.Учитель благодарит учащихся за правильные ответы и дает задание по заполнению контурной карты (стр.4. задания 1-5)

Учащиеся, работая парами выполняют задания по заполнению контурной карты используя знания полученные на уроке и атлас.

8.

.Учитель просит учащихся сдать на проверку листы и контурные карты (работы будут проверены к следующему уроку).

Учитель подводит итоги урока, говорит, что тема пройдена, поставленная цель урока выполнена. Благодарит учащихся за работу на уроке, отмечает наиболее активных учащихся (возможно выставляет им оценки за работу на уроке).

Учащиеся сдают листы и контурные карты с выполненными заданиями.

При необходимости учащиеся подают дневники.

9.

2-1м.Учащиеся получают задание заполнить в рабочих тетрадях таблицу «Походы Батыя на Русь».

Подготовить сообщение на выбор об Александре Невском, о рыцарских орденах времен крестовых походов.

Наиболее подготовленные учащиеся получают задание написать сочинение – эссе на тему «Монголо -татарское иго на Руси».

Д/з - §12 Вопросы и задания стр. 104 (учебника)


Рекомендуемые ученикам материалы:

- Орлов А.С. и др. Христоматия по истории России с др. времен до наших дней. М., 1999г.

-

Учащиеся слушают учителя, записывают д/з в дневники. Желающие берут индивидуальные задания по подготовке сообщений.















Тема: Нашествие с Запада. Исторический выбор А. Невского.


45 минут(время урока)

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: рассказать о борьбе русского народа с западными завоевателями; рассказать и оценить роль Александра Невского в истории.

Развивающие: научить учащихся в работать с учебным материалом, развивать умения анализировать и делать выводы;

Воспитательные: воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину.

Планируемые результаты

Предметные: Описывать основные этапы Невской битвы и Ледового побоища; объясняют историческое значение побед русского народа над шведскими.

Личностныеоценивают исторические события , роль личности в истории; изучать новый учебный материал; выражают положительное отношение к процессу познания;

Метапредметные:

Познавательные: применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач используют схемы, карты; анализируют материал учебника и дополнительный материал; представляют результат своей деятельности.

Коммуникативные: организуют совместную деятельность с учителем и сверстниками; находят нужную информацию, необходимую для её решения; планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; соотносят свои действия с планируемыми результатами;

Структура урока

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

Структура урока выстроена с позиции системно-деятельностного подхода. Учитель создает проблемную ситуацию,учащие самостоятельно ставят проблемный вопрос, выдвигают возможные пути решения, планируют деятельность. Работая в группах ученики самостоятельно получают и обрабатывать информацию по учебным вопросам.

Дополнительная информация

Заранее двум учащимся даем подготовить сообщения об А. Невском и Невской битве

Размер мультимедиа компонента

Презентации: «Северо-Западная Русь…» , «Александр Невский» ; видео о Ледовом побоище – в сети Интернет https://www.youtube.com/watch?v=0HPtSu1Lo_I

Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.)

Презентации, видео

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, проектор, карта, презентации, пакет для индивидуальной работы учащихся

Список учебной и дополнительной литературы

История России. 6 класс. Учебник под ред. А.В. Торкунова, – М.: Просвещение, 2017

История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: учебное пособие/ О.Н. Журавлева. – М.: Просвещение, 2017

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org – Википедия: свободнаяэнциклопедия

https://www.youtube.com/watch?v=0HPtSu1Lo_I – видео о Ледовом побоище

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технологии: ИКТ-технологии, проблемно-диалогическая технология, здоровьесберегающие технологии.

Методы: наглядный, частично-поисковый, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная


Что было бы, если победу одержали крестоносцы?

Значение победы для Руси.


1 мин.

В 13 веке осложнились отношения между Западом и Востоком. И здесь ключевой фигурой является А.Невский- князь, имя которого запомнилось на века. (слайд с изображением А. Невского)



Знаете ли вы, кто этот князь?

Верно. Как вы думаете, чем мог прославиться этот князь?

Чтобы понять насколько значима была деятельность А. Невского, нам необходимо вспомнить время и совершить экскурс в период правления А.Невского .

Ученикислушают,учитель рассказывает.


Актуализация знаний(3 мин.)


Задания для учащихся: (Приложение.1)

1. Работа с текстом .

2. Задание на соответствие( имя человека и название города , прославившегося во время нашествия Батыя.)

3. Причины поражения русских войск в борьбе с монголами.

(самопроверка)

Учащиеся письменно выполняют задание, сами проверяют друг друга


Познавательные и регулятивные УУД

Анализировать и делать выводы.

Выделять причины и следствия.

самопроверка




Постановка проблемы

Перед вами 2 исторических факта:

1. В 13 веке Русь попадает в зависимость и не удается отразить нашествие монголов,

2. Русские войска отражает натиск крестоносцев.

Какую проблему можно выделить, исходя из этих высказываний?


Что мы уже знаем по теме этого вопроса?

Каковы цели нашего урока, что мы должны знать?

Между Востоком и Западом. Северо-Западная Русь


Как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев? Какое значение имеет это событие?

вариант ответа


1. Крестоносцы – участники крестовых походов, провозглашаемых римскими папами, с целями обращения в христианство язычников.

2. Цель нападения крестоносцев?

3. Как происходили сражения?

4. Какова роль А. Невского?

5.Кто победил и почему?


Регулятивные УУД:

Определять проблему и

планировать деятельность в учебной ситуации.


Коммуникативные УУД. Излагать своё мнение.


Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

6 минут

Работа в группах.

1 группа Тема пункта: «Походы крестоносцев» и отвечает на вопросы:

1. Цели папы римского в крестовых походах против народов Прибалтики?

2.. Почему русские князья помогали им?

3. Что за Ливонский орден?

4.Результаты походов крестоносцев? (Передают друг другу проверять и выставляют оценки)

2 группа Тема : «Походы шведов» и отвечает на вопросы:

  1. Цели нападения шведов на Русь?

  2. Поражение шведских отрядов от русских войск?

  3. Почему католическая церковь поддерживала поход шведов на Русь?

Ответы учеников.

Подведение итогов работы по данному вопросу.

Выставляют оценку



Коммуникативные УУД

Умение работать в группе

Излагать своё мнение, аргументируя его.

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Познавательные УУД

поиск и выделение необходимой информации; Анализировать, делать выводы.

Регулятивные УУД

Выразить свое мнение.

Планировать деятельность в учебной ситуации.


Физминутка(1 минута)

Выполняют разминку. Класс встает и дети должны при вдохе поднять руки вверх и отпустить.

10-11 минут

Герой нашего урока Александ Невский,который стал защитником Северо-Западных земель . Теперь слово учащимся ,у которых было Д/З - приготовить доклады? Пожалуйста . Ответьте на вопрос: какие качества А. Невского помогли ему в борьбе с крестоносцами?


В парах составим кластер об А. Невском

Самопроверка и выставление оценок.


Сообщение учащегося .

Дают характеристику А. Невского

Создают кластер

Выставляют оценку

Познавательные УУД

Находить достоверную информацию в разных источниках.

Анализировать и делать выводы.

Выделять причины и следствия.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

Личностные УУД:

Сопереживание за судьбу страны.

7 минут

Посмотрите видео о Ледовом побоище https://www.youtube.com/watch?v=0HPtSu1Lo_I –

Работа в группах: вам нужно составить вопросы по увиденному фрагменту.


Составляют вопросы(группы задают друг другу вопросы)

Познавательные УУД

Выделять главное.

Обобщать.

Коммуникативные УУД

Умение работать в группе.

Формулировать вопросы.


Применение полученных знаний

7 минут

Работа с картой.

Обозначьте на контурной карте места сражений Невской битвы и Ледового побоища

Выставьте оценки за эти задания


Работа с контурной картой. нарисовать в тетрадях места сражний.

Познавательные УУД

Выделять главное и делать выводы.

Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Регулятивные УУД:

самопроверка


Подведение итогов

3 минуты

Проблемный вопрос?


Что было бы, если победу одержали крестоносцы?

Значение победы для Руси.

ответ учащихся:

обратили русских в католическую веру. Захватили русские земли.


Русь отстояла независимость. и свою веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.

Регулятивные УУД

Оценивать способы достижения цели на уроке.

Личностные УУД:

осознание себя с судьбой страны.


Рефлексия

2 минуты

Мне было интересно,потому ….?

Мне не непонятно……………….?



Подводят итоги,

Выставляют итоговую оценку

Регулятивные УУД

Оценивать степень достижения целей урока.


Домашнее задание

1 минута

П.19, стр. 13-19 вопросы к параграфу,дорисовать карту, вопросы 1-2 к документу,







































8.Список литературы:


1.Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века».Е.В.Пчелов-Москва «Русское слово» 2007 г.

2.«Отечественная история в схемах и таблицах». В.В.Кириллов-Москва.Эксмо,2016 г.

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Морозова А.Ю.

Программы «История России», М. «Просвещение» 2011г.

4. Данилов А.А., Косулина Л.Г « История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М. «Просвещение» 2007 г.

5. Данилов А.А., Косулина Л.Г Рабочая тетрадь 6 класс, М. «Просвещение» 2012 г.

6. Данилов А.А., Косулина Л.Г Поурочные разработки 6 класс, М. «Просвещение» 2011 г.

7. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» М. «Педагогика» 1998 г.

8. Дьяченко В.К. Рывина А.Г. « Коллективный способ обучения: диагностика в диалогах» М. «Народное образование» 2004 г.

9. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. « Методика преподавания истории в школе», М «Издательский дом», «Первое сентября» 1999 г.

10. Психология , М «Эксмо» 2004 год.

11. http://statehistory.ru/-история государства



















9.Приложение

1.Обоснование используемых технологий, методов и т.д.

Техника активно-продуктивного чтения.

  • Отсроченная отгадка

В начале урока учитель задает загадку (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «Вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционное школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему...».

  • Оценка текста

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом?

Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел параграфа самый большой? Как по вашему почему?

В каком разделе вы найдете ответ на вопрос...?

И т.д.

  • Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

С того момента, когда он задает себе вопросы: «Что это...?», «Почему?», «Зачем это мне нужно...?» и т.п. Беда нашей школы в том, что она запретила малышам пришедшем в первый класс задавать вопросы. «Школе памяти» не нужны любопытные. Ей нужны «дисциплинированные», легко поддающиеся линейному накоплению знаний. Между тем не линейное накопление знаний, а многомерная, саморазвивающаяся модель познания — вполне естественный, природосообразный процесс, присущий человеку.

Спросить — значит понять.

«Можно сказать, и это, без сомнения, будет правильно, что вопрос — это своеобразная микротеория, определенная система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, то есть то, что мы хотим узнать.

Формулируя вопрос, ученик совершает акт «торможения», определяя уровень своего знания и примерные ориентиры «незнания».

Учитель провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос — это уже наполовину полученный ответ.

  • Составь задание

Большое значение в технике активно продуктивного чтения уделяется творчеству учащихся. В начале учебного года мы с учениками учимся не только выполнять, но и составлять тесты. Мои ученики хорошо представляют себе, чем отличается альтернативный тест от теста на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д. Впоследствии учитель может использовать эти тесты на уроках.

В таком случае я всегда подписываю: «Тест составлен учеником (ученицей)...».

С появлением в школах компьютеров и соответственно электронных оболочек по составлению тестов я стала поручать ребятам составлять тесты по определенным темам.

Помимо теста это может быть учебная задача по курсу «история России», составление ребуса или кроссворда.

К последнему заданию следует относится осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, что бы составить хороший кроссворд.

  • Кубик Блума

О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приемов педагогической техники. Один из них - «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему»,

«Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которой выпадает кубик.

  • Аналитик

Более сложной может стать работа учеников не с текстом, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так придумать задание, что бы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

  • Пометки на полях

Еще один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный прием является ключевым в известной технологии критического мышления.

Изучение новой темы начинается с учебно-мозгового штурма, с приемов активизации внимания. Сначала дети работают индивидуально. После объявления темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают об этой теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся, как правило, что-то знали, что-то слышали или видели по объявленной проблеме. Понятно, что информация может быть неполная, неточная, даже искаженная. Наша цель — актуализация знаний.

На следующем этапе мы предлагаем работу в паре — обменятся информацией, дополнить друг друга. Затем пары объединяются в группы. Затем каждая группа сообщает о своих результатах. Учитель фиксирует данные групп на доске. Если материала много, возможна какая-то его систематизация.

И лишь после этого ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме. Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой теорией занятия. Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях. Одним значком пометить те фрагменты текста, содержание которых им было известно до его получения. Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат для учащегося новую информацию. К примеру: «V» - знал, «+» - узнал новое.

Затем учитель подводит с учениками итоги, что они узнали нового. Спрашивает, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме? Дети формулируют вопросы.

После изучения текста ученикам предлагается составить табличку со следующими колонками:

Знал

Узнал

Хочу узнать

Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы учитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько представления об изучаемом предмете или явлении изменились. Учитель акционирует особое внимание на колонку «Хочу узнать», дает рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.

Проведем анализ происшедшего.

Первый этап — вывоз и актуализация. Учащиеся должны воспроизвести в память все, что им известно о предмете разговора. Можно разделить этот этап на три части: индивидуальный, парный, групповой.

Второй этап — обсуждение в группах, «сброс идей в корзину».

Третий этап — осмысление (пометки на полях, составление таблицы).

Четвертый этап — рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания).

Вполне логичным продолжением технологических приемов «Составь вопрос», «Составь задание» и т.д. является взаимообучение в паре

Игра.

Игра - вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением.

Игра по своей природе синтетична. Она органично объединяет эмоциональные и рациональные виды познавательной деятельности. Игра – это естественная форма обучения, поэтому учитель, организующий игру, исходит из естественных потребностей детей. В процессе игры осуществляется жизненный баланс между ребенком и взрослым человеком. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир.

Функции игровой деятельности:

  1. Развлекательная. Доставить удовольствие, пробудить интерес к изучаемому материалу.

  2. Коммуникативная. Освоение диалектики общения.

  3. Самореализация. Проявление личностных качеств.

  4. Игротерапевтическая. Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности.

  5. Диагностическая. Выявление отклонений от норм поведения, самопознание.

  6. Коррекция. Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

  7. Межнациональные коммуникации. Усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.

  8. Социализация. Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.


Работа с документами:

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

«ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О ВЗЯТИИ КИЕВА.

В лето 1240. Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей, и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми.

Киевляне же взяли в плен татарина, именем Товрула, и тот рас сказал им про всю силу их...

Поставил же Батый стенобитные орудия у города подле Ляшских ворот, потому что здесь находились овраги. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены, и тут было видно, как ломались копья и щиты разбивались в щепки, стрелы помрачали свет для побежденных. Когда же Дмитрий был ранен, татары взошли на стены и занимали их в тот день и в ту ночь.

Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости»

^ Вопросы и задания к документам: О чем свидетельствует факт по корения монголами крупных политических центров Юго-Западной Руси? Какую тактику использовали монголы в борьбе за Киев? Какова была судьба защитников Киева? Используя факты документа, составьте рассказ о героизме русского народа в борьбе с иноземными захватчиками. Какое значение имело взятие Киева для реализации дальнейших планов монгольских ханов?

Повесть о разорении Рязани Батыем»

«….. в лето 6475 (в 1237 году) пришел со многими воинами татарскими на землю Русскую хан Батый и стал на реке Воронеже близ земли Рязанской. И послал рязанскому князю Юрию Ингоревичу послов с требованием дани. Русские князья им отказали, и началась великая сеча. Много сильных полков Батыевых пало... "Один рязанец бился с тысячью, а два с десятью тысячами". "И пересели с коня на конь, и начали биться упорно; через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь храбро и мужественно биясь... и бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, и Батыевы полки все смешались". Но Батый взял город и "во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили... и весь город пожгли, и всю красоту знаменитую. А храмы божии разорили и в святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые"4. Так рисует древнерусский писатель картину разорения Рязани. На фоне страшных бедствий автор показывает подвиг рязанского воеводы Евпатия Коловрата, вернувшегося из черниговских земель, где собирал он дань. Увидев город в развалинах, вскричал Евпатий "в горести души своей, распаляяся в сердце своем". Он собрал небольшую дружину и нагнал Батыя в земле Суздальской. Завязалась новая сеча. Автор заостряет внимание на героическом подвиге Коловрата. Он показывает, как бился Евпатий: бил врагов "нещадно", мечи притуплялись, и "брал он мечи татарские и сек их татарскими, насквозь проезжая сильные полки татарские, и ездил среди полков храбро и мужественно".

Плано Карпини «история Монголов»

«Когда направлялись мы, по поручению апостольского Престола, к Татарам и к иным народам востока и знали волю [на то] Господина Папы и досточтимых кардиналов, мы прежде избрали путешествие к Татарам. Именно мы опасались, что от них вскоре будет грозить опасность Церкви Божией. И хотя мы опасались, что Татары или другие народы могут нас убить или подвергнуть вечному пленению, или голоду, жажде, холоду, зною, чрезмерным поношениям и трудам и, так сказать, мучить сверх сил (все это, за исключением смерти или вечного пленения, и случилось с нами многократно в гораздо большей степени, чем мы могли представить себе раньше), однако мы не щадили себя самих, чтобы иметь возможность исполнить волю Божию согласно поручению Господина Папы и чтобы принести чем-нибудь пользу христианам, или, по крайней мере, узнав их {24} истинное желание и намерение, иметь возможность открыть это христианам, дабы Татары своим случайным и внезапным вторжением не застигли их врасплох, как это и случилось однажды по грехам людским, и не произвели большого кровопролития среди христианского народа.»

Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"

Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.

Племена не очень дружно жили между собой.

Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней.

У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья– нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. На каком этапе общественного развития находились монголо-татары?

2. Составьте иерархическую лестницу социальной структуры: на вершине поместите самого главного среди монголов и затем по убыванию в порядке значимости.

Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"

Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.

Племена не очень дружно жили между собой.

Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней

У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родо-племенного строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья– нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Кто такой Темучжин и Чингисхан?

2. Что вы узнали о происхождении Чингисхана?

3. Как его можно охарактеризовать Чингисхана?

  1. Какую задачу он поставил для развития своего государства?

«О предводителе монголов»

Чингисхан родился в семье знатного монгола Есугэй- богатура, по одним источникам, в 1155-м, по другим — в 1162 году в бассейне реки Амур.

В 9 лет потерял отца, которого татары, пригласив к костру и, преступив священные законы гостеприимства, накормили отравленным обедом. Темучжин долго бедствовал, скитался вместе с матерью и братьями, несколько лет провёл в рабстве. Вырвавшись на волю, стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников.

Энергичный и целеустремлённый Темучжин сумел объединить большие силы и расправиться с врагами. Больше Темучжин не нуждался и в прежних помощниках и убивает вождей монгольских племён. Прежде чем стать великим ханом, он свыше 20 лет вёл жестокую борьбу со своими противниками, и ни его народ, ни его соседи не знали от него пощады.

Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 г. великим каганом (т.е. правителем) всех монголов и присвоил ему титул – «Чингиз», что обозначает «человек, имеющий всю полноту власти». В народе Темучжина прозвали Чингиз - ханом – «Великим ханом». Это был смелый, мужественный, расчётливый и жестокий человек. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир.»


Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Почему монголы были прекрасными воинами? (расскажите о быте)

2. В чем была сила монгольского войска? Что можно сказать о дисциплине воинов?

Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и еще меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками.

Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражения и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.

Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — Яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.

Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан – предводитель монголов - дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя, которые закрепил в своде законов - Великой Ясе. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. За менее тяжкие преступления полагался штраф.

Составьте общий краткий ответ, ответив на все предложенные вопросы.



Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Какова организация войска монголов, их вооружение?

2. Из каких частей состояло войско? Кратко расскажите о вооружении.

3. Какова тактика монголов в бою?

Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.

По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.

Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан.

Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.

Составьте общий краткий ответ, ответив на все предложенные вопросы.

Прочитайте документы и ответьте на предложенный вопрос:

1.Что послужило причиной вступления русских ратей в борьбу с монголо-татарами?

2. Какое решение приняли русские князья на совете в Киеве?

3. Работа с картой: кто присутствовал при принятии данного решения?

Ибн-эль-Асир, арабский историк XIII века

«Когда татары овладели землёю кипчаков (половцев) и кипчаки разбрелись… то большая толпа из них ушла в русские земли; эта страна обширная, длинная и широкая, соседняя с ними, и жители её исповедуют веру христианскую. По прибытии их к ним все собрались и единогласно решили биться с татарами, если они пойдут в них. Татары пробыли некоторое время в земле кипчакской, но потом двинулись в страну русских. Услышав весть о них, русские и кипчаки , успевшие приготовиться к бою с ними, вышли на путь татар, чтобы встретить их прежде, чем они придут в землю их, и отразить их от неё».

Галицко-Волынская летопись

«В год 1223. Пришло неслыханное войско, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них, Юрий Кончакович, не мог противостоять и бежал, и многие были перебиты - до реки Днепра. И вот, когда половцы прибежали в землю Русскую, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а завтра вы побиты будете». Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше встретить их на чужой земле, чем на своей». На том совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Галицкий – они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодович, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много».

Битва на реке Калке.

Решающая битва произошла 31 мая 1223 года на реке Калке. Численность русско-половецкого войска составляла примерно 80 тысяч человек, монгольского всего 30 тысяч человек, т.е почти в три раза меньше. Дружины Мстислава Удалого и Даниила Романовича вместе с половцами поспешно переправились через Калку и атаковали монголов. После короткой схватки те повернули коней. Преследуя их русские и половцы, не заметили, как оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых и не подозревали. Отразить удар тяжелой монгольской конницы они не смогли. Первыми обратились в бегство половецкие отряды. Дружина Даниила почти вся погибла. Раненого князя едва успели увезти. Бежал с остатками дружины и Мстислав Мстиславич.

На ходе сражения крайне отрицательно сказались несогласованность действий князей, отсутствие единого командования. Так, киевские дружины под командованием Мстислава Старого и двух его князей-подручников не только не перешли Калку, но и не пришли на помощь остальным русским войскам, когда те обратились в бегство. Они простояли в стороне.

Три дня русские дружины отбивали атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.

Одержав победу на Калке, монголы повернули на северо-восток и вернулись обратно в Монголию. Поход 1223 г. был предпринят с целью разведки.

Итоговый тест по уроку «Нашествие с Востока»:

  1. Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

    1. Половцы                              

    2. Печенеги                             

    3. Византийцы                        

    4. Гунны                                              

  2. Битва на реке Калке произошла:

    1. 31 мая 1322 года                 

    2. 8 сентября 1237 года          

    3. 1 сентября 1322 года          

    4. 31 мая 1223 года                 

  3. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?

    1. Мамай                                  

    2. Батый                                   

    3. Чингисхан                           

    4. Тохтамыш                            

  4. Что не входило в вооружение русского воина?

    1. Меч                                      

    2. Секира                                 

    3. Копье                                   

    4. Лук и стрелы                                  

  5. Первый удар в 1237 году был нанесен по

    1. Новгородской земле                                  

    2. Владимирскому княжеству                      

    3. Рязанскому Княжеству                  

    4. Киевскому княжеству                   

  6. Евпатий Коловрат выступил на защиту

    1. Владимирского княжества            

    2. Киевского княжества                    

    3. Рязанского княжества                    

    4. Новгородской земли                      

  7. Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”?

    1. Торжок                                            

    2. Рязань                                                          

    3. Козельск                                          

    4. Владимир                                        

  8. Что не являлось причиной поражения Руси монголо-татарами

    1. Феодальная раздробленность,                              

    2. Отсутствие единой армии                                    

    3. Техническая отсталость русских дружин                       

    4. Христианское вероисповедание                 


Итоговый тест по разделу:

«Русь во второй половине XII- XIII вв»

ЧАСТЬ А:

А1. Форма правления в Новгороде:
1) диктатура; 2) республика; 3) самодержавие; 4) монархия.

А2. Высшим должностным лицом в Новгороде был:
1) посадник; 2) тысяцкий; 3) князь; 4) архиепископ.

А3. Новгород расположен на реке:
1) Волхов; 2) Днепр; 3) Волга; 4) Двина.

А4. Жители Новгорода для письма использовали:
1) бумагу; 2) пергамент; 3) бересту; 4) шёлк.

А5. Основным занятием новгородцев была (о):
1) земледелие; 2) скотоводство; 3) торговля; 4) бортничество.

А6. Какое из названных событий произошло раньше других:
1) первое упоминание в летописи о Москве; 2) Любечский съезд князей;  3) Невская битва; 4) нашествие Батыя на Юго-Западную Русь.

А7. Прочитайте отрывок из документа и укажите пропущенное имя князя, о котором идёт речь: “…князь был внуком византийского императора Константина, занял киевский престол в возрасте 60 лет, будучи умудрённым политиком. Князь был известен на Руси как вдохновитель и руководитель многих походов против половцев, был образованным человеком и одарённым писателем”.
1) Ярослав Мудрый; 2) Владимир Мономах;  3) Владимир Святой; 4) Всеволод Большое Гнездо.

А8  Во главе монгольского войска, двинувшегося на Русь в 1237 году, стоял:
1) Чингисхан; 2) Батый; 3) Мамай; 4) Тохтамыш.

А9. Кем был князь в Новгороде в мирное время:
1) главой исполнительной власти; 2) верховным судьёй; 3) военачальником; 4) все вышеперечисленное верно.

А10. О ком из названных князей, привезшим из Киева во Владимир икону Владимирской Божьей матери и построившим церковь Покрова на Нерли, историк В.О. Ключевский писал: “Он правил в своей земле самовластно, забывши, что был избран народом...”
1) Юрий Долгорукий; 2) Андрей Боголюбский;  3) Владимир Мономах; 4) Всеволод Большое Гнездо.

А11. Какой князь в народе заслужил прозвище “Большое Гнездо за то, что имел 12 сыновей:
1) Всеволод Юрьевич; 2) Андрей Юрьевич;  3) Константин Всеволодович; 4)Владимир Мономах.

А12. В каком году состоялся съезд князей в Любече, принявший решение “каждый держит отчину свою”?
1) 988 г.; 2) 1097 г.; 3) 1223 г.; 4)1237 г.

Часть В

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а) битва на Калке.

б) разорение Рязани Батыем

в) взятие Киева монголо-татарами

г) первое упоминание о Москве


В2. Установите соответствие между функциями и правящими органами в политической организации Новгородской республики. К каждому из 5 элементов (1,2,3,4,5) подберите соответствующую функцию (А, Б, В, Г, Д)


Часть С

С1. В чём заключались политические особенности Владимиро – Суздальского и Галицко- Волынского княжеств? Какие общие политические процессы проходили в этих княжествах?

Общее

  • ………….

  • …………

Особенности

 


С2. А.С. Пушкин писал о том, что Европа спасена “растерзанной и издыхающей Россией”. Какие другие точки зрения по вопросу о значении сопротивления русского народа монголо-татарскому нашествию вам известны?