СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский родной язык. Как изменяются имена существительные во множественном числе?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский родной язык. Как изменяются имена существительные во множественном числе?»

Русский родной язык 3 класс  Как изменяются имена существительные во множественном числе?

Русский родной язык

3 класс

Как изменяются

имена существительные во множественном числе?

  Что объединяет эти слова? Пейзаж, плечо, лебедь, облако, гора, город, платье, жизнь, соловей, семья, ладонь, крыло.   Это существительные в форме единственного числа.

Что объединяет эти слова?

Пейзаж, плечо, лебедь, облако, гора, город, платье, жизнь, соловей, семья, ладонь, крыло.

Это существительные в форме единственного числа.

  Запиши имена существительные в форме множественного числа. Выдели окончания Пейзаж, плечо, лебедь, облако, гора, город, платье, жизнь, соловей, семья, ладонь, крыло. города, Пейзажи, плечи, лебеди, облака, горы, платья, ладони, крылья. семьи, жизни, соловьи,   •  Назови окончания существительных в форме именительного падежа множественного числа.

Запиши имена существительные в форме множественного числа. Выдели окончания

Пейзаж, плечо, лебедь, облако, гора, город, платье, жизнь, соловей, семья, ладонь, крыло.

города,

Пейзажи,

плечи,

лебеди,

облака,

горы,

платья,

ладони,

крылья.

семьи,

жизни,

соловьи,

Назови окончания существительных в форме именительного падежа множественного числа.

 2.  Запиши в тетрадь две группы имён существительных в указанной форме. Обрати внимание на окончания слов а директор, доктор, профессор, мастер, шёлк шофёр, инженер, автор, торт, шарф, порт, тренер ы Директора, доктора, профессора, мастера, шелка. Шофёры, инженеры, авторы, торты, шарфы, порты, тренеры.  Прочитай записанные слова. Обрати внимание, что окончание -а у слов во множественном числе, как правило, ударное.

2. Запиши в тетрадь две группы имён существительных в указанной форме. Обрати внимание на окончания слов

а

директор, доктор, профессор, мастер, шёлк

шофёр, инженер, автор, торт, шарф, порт, тренер

ы

Директора, доктора, профессора, мастера, шелка.

Шофёры, инженеры, авторы, торты, шарфы, порты, тренеры.

Прочитай записанные слова. Обрати внимание, что окончание -а у слов во множественном числе, как правило, ударное.

  3.  Спиши предложения. Слова в скобках поставь в форму множественного числа. Новороссийск, Архангельск, Мурманск — крупнейшие (порт) нашей страны. На выставке лучшие (мастер) демонстрировали своё искусство. В кондитерской пекут вкусные пироги, пирожные, (торт). Наутро выпал долгожданный снег. Все надели тёплые куртки, шапки, (шарф) и побежали на горку кататься. порты мастера торты. шарфы  Прочитай записанные слова. Обрати внимание, что окончание -а у слов во множественном числе, как правило, ударное.

3. Спиши предложения. Слова в скобках поставь в форму множественного числа.

Новороссийск, Архангельск, Мурманск — крупнейшие (порт) нашей страны.

На выставке лучшие (мастер) демонстрировали своё искусство.

В кондитерской пекут вкусные пироги, пирожные, (торт).

Наутро выпал долгожданный снег. Все надели тёплые куртки, шапки, (шарф) и побежали на горку кататься.

порты

мастера

торты.

шарфы

Прочитай записанные слова. Обрати внимание, что окончание -а у слов во множественном числе, как правило, ударное.

Запишите форму единственного числа имён существительных.  Обратите внимание на род существительных каждой группы. 1.  Существительные женского рода: туфли, тапки, кроссовки, сандалии, босоножки. 2.  Существительные мужского рода: кеды, лапти, ботинки, ласты. босоножка. сандалия, тапка, кроссовка, Туфля, Кед, лапоть, ботинок, ласт.  •  Почему эти слова чаще всего употребляются во множественном числе?

Запишите форму единственного числа имён существительных.

Обратите внимание на род существительных каждой группы.

1. Существительные женского рода: туфли, тапки, кроссовки, сандалии, босоножки.

2. Существительные мужского рода: кеды, лапти, ботинки, ласты.

босоножка.

сандалия,

тапка,

кроссовка,

Туфля,

Кед,

лапоть,

ботинок,

ласт.

Почему эти слова чаще всего употребляются во множественном числе?

Вставь слова, данные в скобках, в форме единственного числа. 1.  На левой лапище у него красуется правая (кроссовки), а на правой — левая. (И. Краева) 2.  Дойти-то можно, да вот только у Кати (туфли) с ноги сваливается, шнурок-то потерян. (И. Пивоварова) 3.  Левая (сандалии) с протёртой насквозь подошвой доказывает, что её хозяин любит скорость: ведь левой ногой толкаются, когда мчатся на самокате. (В. Крапивин) 4.  Если вы себе представите, что у неё на одной ноге была (клетчатые тапки), а на другой — (старые мамины босоножки), то вы, наверно, сообразите, что Маня выглядела довольно странно. (И. Пивоварова) 5.  Девочка внезапно остановилась, топнула ногой, и мальчишка, чуть было не налетев на неё, остановился в сантиметре. (Кеды) Элечки придавил сандалию Элека, глаза её смотрели в его глаза. (Е. Велтистов) 6.  Кручусь на месте, пытаясь разглядеть, где же Виктор, и наконец чувствую, что кто-то ухватил меня за (ласты). (В. Степанов) кроссовка туфля сандалия клетчатая тапка старая мамина босоножка кед ласт

Вставь слова, данные в скобках, в форме единственного числа.

1. На левой лапище у него красуется правая (кроссовки), а на правой — левая. (И. Краева)

2. Дойти-то можно, да вот только у Кати (туфли) с ноги сваливается, шнурок-то потерян. (И. Пивоварова)

3. Левая (сандалии) с протёртой насквозь подошвой доказывает, что её хозяин любит скорость: ведь левой ногой толкаются, когда мчатся на самокате. (В. Крапивин)

4. Если вы себе представите, что у неё на одной ноге была (клетчатые тапки), а на другой — (старые мамины босоножки), то вы, наверно, сообразите, что Маня выглядела довольно странно. (И. Пивоварова)

5. Девочка внезапно остановилась, топнула ногой, и мальчишка, чуть было не налетев на неё, остановился в сантиметре. (Кеды) Элечки придавил сандалию Элека, глаза её смотрели в его глаза. (Е. Велтистов)

6. Кручусь на месте, пытаясь разглядеть, где же Виктор, и наконец чувствую, что кто-то ухватил меня за (ласты). (В. Степанов)

кроссовка

туфля

сандалия

клетчатая тапка

старая мамина босоножка

кед

ласт

Работа в паре Рассмотрите примеры. У каких существительных форма родительного падежа множественного числа имеет окончание –ОВ, а у каких – нулевое окончание?

Работа в паре

Рассмотрите примеры. У каких существительных форма родительного падежа множественного числа имеет окончание –ОВ, а у каких – нулевое окончание?

Работа в паре Сделай вывод: дополни предложения.  Существительные, называющие фрукты и овощи, в родительном падеже  множественного числа, как правило, имеют окончание (...), если относятся к (...) роду. Существительные женского и среднего рода в родительном падеже множественного числа, как правило, имеют (...) окончание. -ов м.р. нулевое

Работа в паре

Сделай вывод: дополни предложения.

Существительные, называющие фрукты и овощи, в родительном падеже

множественного числа, как правило, имеют окончание (...), если относятся к

(...) роду. Существительные женского и среднего рода в родительном

падеже множественного числа, как правило, имеют (...) окончание.

-ов

м.р.

нулевое

Запиши две группы имён существительных в указанной форме. 1.  С окончанием -ов в форме родительного падежа множественного числа: банан, абрикос, помидор, кабачок, лимон, арбуз, апельсин. 2.  С нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа: груша, слива, дыня, тыква. Банан ов , абрикос ов , помидор ов , кабачк ов , лимон ов , арбуз ов , апельсин ов . Груш, слив, дынь, тыкв.

Запиши две группы имён существительных в указанной форме.

1. С окончанием -ов в форме родительного падежа множественного числа:

банан, абрикос, помидор, кабачок, лимон, арбуз, апельсин.

2. С нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа:

груша, слива, дыня, тыква.

Банан ов , абрикос ов , помидор ов , кабачк ов , лимон ов , арбуз ов , апельсин ов .

Груш, слив, дынь, тыкв.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!