Русский родной язык
3 класс
Как изменяются
имена существительные во множественном числе?
Что объединяет эти слова?
Пейзаж, плечо, лебедь, облако, гора, город, платье, жизнь, соловей, семья, ладонь, крыло.
Это существительные в форме единственного числа.
Запиши имена существительные в форме множественного числа. Выдели окончания
Пейзаж, плечо, лебедь, облако, гора, город, платье, жизнь, соловей, семья, ладонь, крыло.
города,
Пейзажи,
плечи,
лебеди,
облака,
горы,
платья,
ладони,
крылья.
семьи,
жизни,
соловьи,
• Назови окончания существительных в форме именительного падежа множественного числа.
2. Запиши в тетрадь две группы имён существительных в указанной форме. Обрати внимание на окончания слов
а
директор, доктор, профессор, мастер, шёлк
шофёр, инженер, автор, торт, шарф, порт, тренер
ы
Директора, доктора, профессора, мастера, шелка.
Шофёры, инженеры, авторы, торты, шарфы, порты, тренеры.
Прочитай записанные слова. Обрати внимание, что окончание -а у слов во множественном числе, как правило, ударное.
3. Спиши предложения. Слова в скобках поставь в форму множественного числа.
Новороссийск, Архангельск, Мурманск — крупнейшие (порт) нашей страны.
На выставке лучшие (мастер) демонстрировали своё искусство.
В кондитерской пекут вкусные пироги, пирожные, (торт).
Наутро выпал долгожданный снег. Все надели тёплые куртки, шапки, (шарф) и побежали на горку кататься.
порты
мастера
торты.
шарфы
Прочитай записанные слова. Обрати внимание, что окончание -а у слов во множественном числе, как правило, ударное.
Запишите форму единственного числа имён существительных.
Обратите внимание на род существительных каждой группы.
1. Существительные женского рода: туфли, тапки, кроссовки, сандалии, босоножки.
2. Существительные мужского рода: кеды, лапти, ботинки, ласты.
босоножка.
сандалия,
тапка,
кроссовка,
Туфля,
Кед,
лапоть,
ботинок,
ласт.
• Почему эти слова чаще всего употребляются во множественном числе?
Вставь слова, данные в скобках, в форме единственного числа.
1. На левой лапище у него красуется правая (кроссовки), а на правой — левая. (И. Краева)
2. Дойти-то можно, да вот только у Кати (туфли) с ноги сваливается, шнурок-то потерян. (И. Пивоварова)
3. Левая (сандалии) с протёртой насквозь подошвой доказывает, что её хозяин любит скорость: ведь левой ногой толкаются, когда мчатся на самокате. (В. Крапивин)
4. Если вы себе представите, что у неё на одной ноге была (клетчатые тапки), а на другой — (старые мамины босоножки), то вы, наверно, сообразите, что Маня выглядела довольно странно. (И. Пивоварова)
5. Девочка внезапно остановилась, топнула ногой, и мальчишка, чуть было не налетев на неё, остановился в сантиметре. (Кеды) Элечки придавил сандалию Элека, глаза её смотрели в его глаза. (Е. Велтистов)
6. Кручусь на месте, пытаясь разглядеть, где же Виктор, и наконец чувствую, что кто-то ухватил меня за (ласты). (В. Степанов)
кроссовка
туфля
сандалия
клетчатая тапка
старая мамина босоножка
кед
ласт
Работа в паре
Рассмотрите примеры. У каких существительных форма родительного падежа множественного числа имеет окончание –ОВ, а у каких – нулевое окончание?
Работа в паре
Сделай вывод: дополни предложения.
Существительные, называющие фрукты и овощи, в родительном падеже
множественного числа, как правило, имеют окончание (...), если относятся к
(...) роду. Существительные женского и среднего рода в родительном
падеже множественного числа, как правило, имеют (...) окончание.
-ов
м.р.
нулевое
Запиши две группы имён существительных в указанной форме.
1. С окончанием -ов в форме родительного падежа множественного числа:
банан, абрикос, помидор, кабачок, лимон, арбуз, апельсин.
2. С нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа:
груша, слива, дыня, тыква.
Банан ов , абрикос ов , помидор ов , кабачк ов , лимон ов , арбуз ов , апельсин ов .
Груш, слив, дынь, тыкв.