Просмотр содержимого документа
««Русская литература и история»»
УРОК 1. «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
Выразительное чтение учителем или учащимися фрагментов из произведений художественной литературы на историческую тему:
— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (глава VII, со слов «В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости…» до слов «Государь здесь!»);
— Н. В. Гоголь. «Ревизор» (действие третье, явление VI со слов Хлестакова «Я не люблю церемонии: напротив, я даже стараюсь проскользнуть незаметно» до слов «Я ведь тоже балы даю»);
— А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (глава «Бой в болоте» с начала главы до слов «Русский труженик-солдат»);
— В. Скотт. «Айвенго» (глава I с начала главы до слов «…в приближающихся государственных потрясениях»).
II. Вступительная беседа:
— Из каких произведений взяты данные фрагменты? Кто автор этих произведений?
— Какие имена и названия в данных отрывках являются реальными, невыдуманными (существовали или существуют на самом деле)?
— Предположите, какое время описано в каждом отрывке. Как вы догадались? Обоснуйте свою позицию.
— Какая общая тема может объединить такие непохожие произведения?
(Историческая тема.)
— Подумайте, почему именно эти отрывки прозвучали в начале урока. (Отрывки взяты из произведений на историческую тему, которые будут изучаться в 8 классе, потому что ведущей проблемой курса станет взаимосвязь литературы и истории.)
III. Чтение статьи учебника «Русская литература и история» с начала до слов «…всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками».
IV. Составление плана и тезисов первой части статьи учебника (тезисы могут быть сформулированы устно и записаны в таблицу дома):
ТАБЛИЦА План и тезисы первой части статьи учебника |
Вопрос | Пункт плана | Тезис |
Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей? | Человек и история | |
Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими | Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах | |
В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.? | Близость истории и литературы в XVIII—XIX вв. | |
Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа? | Причины интереса русских писателей к отечественной истории | |
V. Историзм творчества классиков русской литературы
Чтение статьи учебника «Русская литература и история» со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи.
VI. Составление плана и тезисов второй части статьи учебника:
ТАБЛИЦА План и тезисы первой части статьи учебника |
Вопрос | Пункт плана | Тезис |
Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева? | Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России | |
Что такое историзм русской классической литературы? | Историзм русской классической литературы | |
Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории? | Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории | |
Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории | Связь творчества русских писателей с историческим процессом | |
VII. Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».
VIII. Практическая работа.
Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом (на основе ранее изученного).
Заполните таблицу, вписав в неё авторов, названия и имена героев литературных произведений:
ТАБЛИЦА Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом |
Историческая личность | Литературное произведение | Автор произведения | Главные герои | Исторический фон |
Король шотландский | | | | |
Граф Клейнмихель | | | | |
Донской казак Платов | | | | |
Карл XII | | | | |
Царь Иван Грозный | | | | |
Княгиня Трубецкая | | | | |
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Какие произведения на историческую тему прочитаны вами в 5—7 классах?
О каких событиях и героях русской и мировой истории вы узнали?
IX. Выявление уровня литературного развития учащихся
Для определения уровня литературного развития восьмиклассников проводится:
А) Диагностическая работа. См.: Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы. 5—9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — С. 8.
Б) Выполнение тестовых заданий, например:
Соотнесите авторов с названиями произведений на историческую тему и историческими событиями, описанными в них:
ТАБЛИЦА Соотнесите авторов с названиями произведений на историческую тему и историческими событиями, описанными в них. Вариант 1 |
Авторы | Названия произведений | Исторические события |
1. И. А. Крылов | 1. «Русские женщины» | 1. Троянская война |
2. Н. А. Некрасов | 2. «Рассказ танкиста» | 2. Отечественная война 1812 г. |
3. Л. Н. Толстой | 3. «Волк на псарне» | 3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. |
4. А. Т. Твардовский | 4. «Илиада» | 4. Война с горцами в XIX в. |
5. Гомер | 5. «Кавказский пленник» | 5. Ссылка декабристов в Сибирь |
Ответы на тест: 1. 132; 2. 215; 3. 354; 4. 423; 5. 541.
ТАБЛИЦА Соотнесите авторов с названиями произведений на историческую тему и историческими событиями, описанными в них. Вариант 2 |
Авторы | Названия произведений | Исторические события |
1. Д. С. Самойлов | 1. «Тарас Бульба» | 1. Северная война 1700—1721 гг. |
2. А. С. Пушкин | 2. «Сороковые» | 2. Отечественная война 1812 г. |
3. Н. В. Гоголь | 3. «Василий Шибанов» | 3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. |
4. М. Ю. Лермонтов | 4. «Полтава» | 4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского |
5. А. К. Толстой | 5. «Бородино» | 5. Борьба украинского народа против завоевателей в конце XVI—начале XVII в. |
Ответы на тест: 1. 123; 2. 241; 3. 315; 4. 452; 5. 534.
В) Письменный ответ на проблемный вопрос (объём работы 5—10 предложений):
Вариант 1
Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?
Вариант 2
В чём непреходящее культурное значение литературных произведений на историческую тему?
Г) Письменное комментирование следующих афоризмов:
Вариант 1
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М. Горький).
Вариант 2
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А. С. Пушкин).
Домашнее задание
Завершить заполнение таблиц.
Подготовить пересказ статьи учебника «Русская литература и история» по опорным словам, выполнив задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Письменно ответить на вопрос «Что такое историзм литературы?», приведя свои примеры.