СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная игрушка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

П Р О Е К Т

«Русская народная игрушка»

 

Подготовил проект: учитель начальных классов лицея №486

Цакелова Алина Родионовна

 

Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка

Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.  Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребенка игрушки служат мостом между вымыслом и реальностью.  Ребенок видит в игрушках весь мир своих мыслей и фантазий. С игрушками связывает ребенок свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях между людьми и даже ощущение безопасности.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Еще видный отечественный психолог Д.Б. Эльконин указывал на важнейшую роль игрушки в традиционном обществе, где игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Такими игрушками являются куклы в различных национальных костюмах, солдатики в военной форме.

Игрушка известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, игрушка - неизменный его спутник. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, некоторые из кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколения, их берегли, нельзя было поломать намеренно, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Таким образом, целью проекта является: познакомить детей с русской народной игрушкой.

Задачи:

  1. Обучающие: рассказать детям о традициях изготовления игрушек на Руси;
  2. Познакомить с различными материалами, из которых изготавливали игрушки.
  3. Развивающие:  развивать мелкую моторику руки; обогащать активный словарный запас.
  4. Воспитательные: воспитывать у детей уважение и интерес к русским народным обычаям и традициям.  

Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души  ребенка. Система воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка,   была  продуманной и многоплановой игрушка. Игрушка воздействовала  на все уровни ощущений — тактильный, визуальный, звуковой.   

Современные магазины предлагают широкий выбор разнообразных кукол и других игрушек, но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией.  

 

Визитная карточка проекта

Описание проекта

Название проекта

Русская народная игрушка

Краткое содержание проекта

Проект направлен на изучение темы: «Моя родина - Россия» по предметам: окружающий мир, технология, изобразительное искусство, литературное чтение для учащихся 2 «Д» класса лицея №486, длительностью 1 неделя.

 За время работы над проектом учащиеся на примере: филимоновской игрушки, куклы – зернушки, русской матрёшки, дымковской игрушки    знакомятся с Русскими народными традициями и обычаями, с различными материалами из которых изготавливались игрушки, а также с Русским Народным фольклором.

Предмет(ы)

Окружающий мир, технология, изобразительное искусство, литературное чтение.

В ходе проекта учащимся предлагается изготовить игрушки самостоятельно из различных материалов.

Возраст детей

учащиеся 2 «Д» класса лицея №486, возраст 8-9 лет

Приблизительная продолжительность проекта

1 неделя

Основания проекта

Целевые образовательные стандарты

Ознакомление с окружающим миром на данной ступени направлено на достижение следующих целей: • развитие представлений о русских народных игрушках на примере: Филимоновской игрушки, куклы – зернушки, русской матрёшки, дымковской игрушки; • формирование интереса к русским народным традициям и обычаям; • воспитание уважения к истории и традициям своей Родины.

   Содержание программы:

Знакомство с русскими народными игрушками, традициями и материалами, используемыми для их изготовления.

Определение эмоционального отношения школьников к игрушкам, в общем, и к русским народным игрушкам в частности.

Творческая работа школьников по подготовке выставки «Игрушка своими руками».  Опыт практической деятельности:

Изготовление простейших игрушек из различных материалов: глины, ниток, лоскутков.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

В результате проведения данного проекта учащиеся познакомятся с русскими народными игрушками; узнают их историю и технологию изготовления различных традиционных игрушек, а также узнают о традициях и обрядах древней Руси.

Вопросы, направляющие процесс обучения:  

Основополагающий вопрос:

Что мы знаем о русских народных традициях?

Проблемные вопросы:

Какими раньше были игрушки?

Какие народные традиции связаны с игрушками? Из каких материалов изготавливали игрушки?

Учебные вопросы:

Есть ли у  тебя любимая игрушка?

Хранятся ли в твоей семье игрушки твоих родителей?

Из чего можно изготовить игрушку своими руками?

Сведения о проекте

Учебные мероприятия

Проект включает в себя три этапа:

1 этап – подготовительный.

Он подразумевает  погружение в проблему, постановку задач,

сбор информации о традициях изготовления русской народной игрушки и первоначальную диагностику уровня осведомлённости учащихся о русских народных традициях и обычаях, а также об образе русской народной игрушки.

1. Беседа в диалоговой форме с учащимися об игрушках наших бабушек и дедушек, о ранее изученных, в период обучения 1-2 класса, игрушках.

2. Рассматривание игрушек.

3. Чтение учителем художественной литературы по данной теме.

3. Пробуждение интереса к теме развлечения (дети совместно с учителем знакомятся с материалом проекта и отвечают на вопросы).

4. Рассматривание наглядно – дидактического материала.

5. Знакомство с проектом.

6. На данном этапе учащиеся делятся на группы для дальнейшей работы по проекту.

 

2 этап – основной – этап непосредственной реализации проектной деятельности. Он включает в себя несколько занятий, способствующих последовательному достижению цели проекта.

Организация практической работы над проектом.

1. Подборка нужной литературы

2. Изготовление памяток для осуществления проекта.  

3. Каждая из групп в классе(всего 4 группы) получает задание для самостоятельного изучения проблемного вопроса.

1 группа – Филимоновская игрушка.

2 группа – Кукла – зернушка.

3 группа – Русская матрёшка.

4 группа – Дымковская игрушка.

3.Непосредственно - образовательная деятельность:

- Творческая работа школьников по подготовке выставки «Игрушка своими руками»

- Художественная литература: чтение потешек, стихов, загадок, пословиц, закличек.

- Музыкальные занятия: заучивание частушек, знакомство с народными песнями.

-Рисование эскизов изучаемых игрушек

 

 3 этап проектной деятельности – заключительный.

На данном этапе проводится заключительная беседа, целью которой является обобщение знаний о традициях изготовления игрушек, а также подведение итогов проекта.

Систематизация информации

1. Работа с информацией, дополнительной литературой;

2. Выполнение оформления проекта:

 

Все занятия проводятся последовательно с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Материалы для дифференцированного обучения:

В каждой группе учащиеся получают роли, необходимые для изготовления конечного продукта.

Все учащиеся занимаются сбором информации по полученной теме. После чего совместно они должны решить, какую информацию необходимо записать в доклад. После чего один из учащихся берет на себя роль писаря, то есть переписывает аккуратно на чистовой лист. Далее он должен передать доклад следующему участнику группы, который будет заниматься оформлением письменной работы. Те ребята, которые не принимают участие в оформлении работы – находят и приносят иллюстрации (делают своими руками).    

В ходе проекта ребята имеют возможность задавать интересующие их вопросы, получать дополнительную информацию, делиться интересной информацией и русских народных игрушках и об игрушках, хранящихся в его семье со сверстниками. 

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Технологии - цифровые устройства: 

Фотоаппарат

 Компьютер

Принтер

Программное обеспечение:

Печатные материалы:

  Список литературы

  1. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998.
  2. Русская игрушка. А Шпикалов. Фотоальбом на русском, английском и немецком языках. Издательство «Прогресс», 1974.
  3. Народные промыслы. А.Клиентов. Издательство «Белый город», Москва, 2002.
  4. Тарарушки-тарарушки – это русские игрушки. А.П.Рогов. Издательство «Малыш», 1986.

Интернет-ресурсы:

  http://festival1.1september.ru/articles/417349 - "Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://www.10ruk.ru./obuch.htm - Русская народная игрушка

http://foxi-al.livejournal.com/15962.html - Кукла - помошница хозяйке

http://www.insmolensk.ru/ -  эскизы кукол

http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm  Русская народная игрушка

http://perunica.ru/tradicii/1527-russkie-o...  Русские обряды и традиции. Народная кукла    

http://letopisi.ru/index.php/Берегиня  народная кукла - Letopisi.ru

http://oxanafa.ru/narkykla/  Народная кукла » Рукоделие и творчество.