- Ребята давайте, вспомним с какими жанрами мы работали за последние две недели? (песни, загадки и т.д.) - К какому виду творчества все они относятся? (к уст.нар. творчеству) - Есть у рус.народа «живой цветок»,который сказки сказывает, потешает, развлекает, веселит и учит. У этого цветка вместо лепестков-сказки, загадки, пословицы. - У нашего цветка не хватает сердцевинки. - Как одним словом можно назвать уст.нар. творчество? (фольклор) прикрепить Теперь живой цветок собран Учитель: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно Чтоб было всем понятно Дети: Мы будем разговаривать Мы будем выговаривать Так правильно и внятно Чтоб было всем понятно Давайте вспомним наши любимые считалки, скороговорки. - Мы делили апельсин Много нас, а он один. Эта долька – для ежа. Эта долька – для чижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура. Черепаха хвост поджала И за Зайцем побежала Оказалось впереди Кто не верит – выходи. «Ехал Грека через реку…» На – на – на – в лесу растет сосна Ло – ло – ло – на улице тепло Оль – оль – оль – мы купили соль. 1)Постановка темы урока, формулирование учебной задичи. - Отгадайте загадки Порою глух? Сел на елку, на сучок, Бороды торчит клочок; Как летун он плоховат И порою глуховат. (глухарь) прикрепить к доске картинки птиц Плывет не таится: Бела словно пена, В движениях степенна. Клюв красным бутоном Горит над затоном. А шея – дугой, Над тихой водой… (Лебедь) - Сделайте свои предположения по теме урока. - Поставьте задачи сегодняшнего урока. (должны познакомиться с произвед. про глухаря и лебедя) 2)Первичное чтение сказки учителем. - Послушайте произведение «Белые перышки» (читает учитель) - Понравилось ли вам произведение? - Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение? (чувство волнения, тревоги, жалости) 3)Моделирование обложки (работа в парах) Подумайте к какому жанру относится услышанное вами произведение и покажите условным значком на листочке тему и жанр. (рисуют) Кто хочет объяснить свой выбор? коричневый Докажите, что это сказка. 4)Работа по учебнику. - Рус.нар.ск. Белые перышки Откройте учебники на стр. 34, прочитайте название сказки и дополните модель обложки - Так с каким произведением мы познакомились? (Рус.нар.ск. «Белые перышки) - Как вы думаете, что будем делать дальше? (учиться читать сказку выразительно и работать по содержанию сказки) Гимнастика для глаз. 5)Аналитическое чтение. Вспомните, в каком темпе, с какой интонацией прочитали начало сказки? Сколько абзацев? (6) (плавно, спокойно идет описание зимы) - Как развиваются события дальше? (лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остается зимовать) - Основ.часть сказки написаны в какой форме? (Чего) (диалога) - Поэтому как ее можно прочитать? (по ролям) Кто герои сказки? - Как будем читать обращение глухаря к лебедям? (взволнованно, с оттенком страха в голосе, т.к. глухарь очень боится приближение зимы) - Какая интонация уместна при чтении слов лебедя? Почему? (лебеди не знают, что такое зима, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, спокойно) - В какой момент глухарь обрадовался? (когда лебеди его решили взять с собой) - А как прочитаем слова березок, которые машут вслед лебедям ветками? (с грустью, т.к. они прощаются с друзьями) - Что изменилось в поведении птиц? (глухарь устал, еле машет крыльями, поэтому нужно передать интонацией огромную усталость, а лебедь уже заволновался, слова лебедя читаем с волнением за глухаря) - А как прочитаем прощальные слова? (с грустью, волнением, лебедь чувствует вину) - И так читаем по ролям. Автор - Дима Н. Глухарь - Марина Лебеди - Даша Катя Березки - Анжела - Чтение кого из ребят вам понравилось? - Прощел час, другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же глухарь? Зачитайте. (Совсем глухарь устал. Сидит глаза закрыл) - Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают давайте и мы отдохнем. - Лебеди летят, крыльями машут. (ходьба на месте с поднимание рук вверх и вниз) - Прогнувшись под водой.(наклон вперед, руки в стороны) -Качают головой.(повороты головой) - Гордо и прямо умеют держаться (выпрямиться, руки за спину) - Тихо, бесшумно (руки вниз - потянуться вверх) - На воду садятся (сели) -Ребята, как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря? -А могли лебеди дотащить его до юга на веревочке? -Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки? -Чем же заканчивается сказка? Прочитайте последний абзац. -Что в этой сказке, правда, а что вымысел? -Какую другую сказку напоминает вам путешествие глухаря с лебедями? (Грин «Лягушка-путешественница») -Сравните их. -Сейчас я вам предлагаю прочитать пословицы, подумать, подходят ли они к нашей сказке? 1.Ошибся, что ушибся - вперед наука. 2.Жизнь, как небо: то светит солнышко, то тучами заволокет. (Глухарь понял, что перелет ему не по силам, но понимание ему далось очень тяжело. Жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого. Когда светит солнышко – глухарю хорошо, а когда холодно – надо потерпеть, ведь после зимы наступит весна, тепло) -А сейчас поработайте в группах. -Разгадайте кроссворд «Птицы» Птица с длинной шеей. Птица, которая днем спит, а ночью летает. Лучший певец. Птица, которая спит в снегу. Лесной доктор. -Какие задачи мы ставили в начале урока? (познакомиться, прочитать выраз-но) -Выполнили задачи? -Так отчего у глухаря глаза и брови красные? И белые перышки в крыльях? Все вы знаете слова (вывесить на доску и прочитать хором) «Сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок» Так, чему научила вас эта сказка? (Правильно, рассчитывать свои силы. Надо жить с верой в лучшее, уметь преодолевать препятствия) Значит, основная мысль урока, прочитаем хором, «Умей преодолевать трудности!» Станет для нас девизом дальше. на выбор чит. по ролям, пересказ или разыграть |