СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русские народные инструменты" 1 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ввести детей  в мир народных музыкальных инструментов, показать  их роль (место) в жизни  русского человека, познакомить с видами исполнения  народной музыки. 

Просмотр содержимого документа
«"Русские народные инструменты" 1 класс»

Конспект урока в 1 классе.



Тема урока: «Русские народные музыкальные инструменты»


Цель урока:

Ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их роль (место) в жизни русского человека, познакомить с видами исполнения народной музыки.

Задачи:

Обучающие

1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.

2. Обучать навыкам исполнения музыки, используя народные шумовые и музыкальные инструменты (Деревянные ложки, трещотка, рубель, бубен, колокольчик)

3. Откликаться на изменение характера музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности (пение, игра на инструментах, музыкально - ритмические движения, ритмическая импровизация).

Развивающие

1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.

2. Развивать речь учащихся.

3.Развивать у обучающихся первоклассников осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.

4. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально.

Воспитательные

1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.

2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.


Личностные УУД:

1.Воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края.

2.Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки.


Коммуникативные УУД:

1.Участие в  исполнении музыкальных произведений.

  1. Взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

3.Овладение умениями совместной деятельности.






Регулятивные УУД:

1.Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

2.Создание музыкальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

3.Формулирование  учебной задачи.

4.Выполнение учебных действий в качестве слушателя.


Познавательные УУД:

1.Расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народных инструментов.


Тип урока:

Объяснение нового материала.

Форма урока:

Урок-сказка.

Используемые методы:

Частично - поисковый метод, метод соучастия, арттерапевтический метод (сказкотерапия).


Примечание:

Урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате

Power Point.


Оборудование к уроку: ноутбук, фортепиано, учебник (УМК): авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Русские народные музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, бубен, рубель, дудочка, колокольчик)

Новые понятия:

Оркестр русских народных инструментов, тембр.


















Этапы урока:

Организационный. Актуализация знаний.

1.

Учитель: Добрый день, ребята! Что изображено на картинках?

Дети: Музыкальные инструменты.

Учитель: Тема нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

Для чего нам нужны народные инструменты?

Дети: Чтобы на них играть.


2.

Учитель: Ребята, послушайте музыку и определите: музыка какого народа звучит в записи?

Примечание. Звучит музыка «Во саду ли, в огороде» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Дети: Звучит музыка русского народа.

Учитель. Какие инструменты помогли вам определить, что это музыка русского народа?

Дети: Балалайка, дудочка, гармонь.

Примечание. Учитель делит детей на 3 группы

Учитель. Пока звучит музыка, первая группа изображает игру на балалайке,

Вторая - игру на дудочке

Третья – на гармошке

Примечание. Звучит «Во саду ли, в огороде»

Дети изображают игру на музыкальных инструментах.

Учитель: Голоса дудочки, гармошки, балалайки звучат одинаково?

Дети: Нет, они звучат по-разному.

Учитель: Правильно, ребята, тембр этих инструментов разный. В музыке тембром называют окраску звучания.

Учитель: Ребята, что нового узнали вы о музыкальных инструментах: балалайке, дудочке и гармошке?

Дети: То, что голоса инструментов не одинаковы. У них разный тембр.

Учитель: Сколько придумали и смастерили музыкальных инструментов русские люди! И у каждого инструмента свой тембр.


3.

Учитель: Сегодня герои нашего урока необычные - это русские народные музыкальные инструменты, с которыми мы познакомимся на уроке.

Мы узнаем, что могут рассказать нам русские народные музыкальные инструменты о себе? С помощью чего будут рассказывать о себе инструменты?

Учитель: Чему бы вы хотели научиться на уроке?

Дети: Играть на инструментах.

Учитель:

На нашем уроке вы услышите

«Сказку про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».


Объяснение нового материала.

Примечание:

Учитель, рассказывает, ученикам сказку, сопровождая свой рассказ показом презентации.

Слайд

Учитель: Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд

Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.

Слайды

(Примечание: во время рассказа учитель показывает эти инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).

Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Слайд

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.


Учитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.

Слайды. О них мы поговорим на следующем уроке.


Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки скоморохов, потешавших народ.


Примечание. Учитель наигрывает мелодию р.н.п. «На горе-то калина».

Учитель: знакома ли вам мелодия?

Дети: Да, это русская народная песня «На горе-то калина».

Учитель: Какое настроение в музыке?

Дети: Весёлое, радостное.

Учитель: Исполните, пожалуйста, песню весело, радостно, передавая настроение в песне и движениях. (Исполнение р.н.п. «На горе-то калина».)


Учитель: Спасибо, ребята, вы очень хорошо исполнили русскую народную песню.


Учитель: А мы продолжаем слушать сказку.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.

Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И стала семья их называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.

Слайд оркестр народных инструментов

Слайд с изображением деревянные ложки, рубель, рожок, трещотки, гусли, балалайка.


Учитель: Какие инструменты русского оркестра изображены на картинке?

Дети: деревянные ложки, рубель, рожок, трещотки, гусли, балалайка.


4.

Учитель: Сейчас я вам исполню р.н. мелодию «Ах, вы сени», вы внимательно её послушаете и скажете мне, одинаково ли звучала музыка?

Примечание. Учитель играет музыку в 2 регистрах.

Дети: Нет. Сначала музыка звучала ниже, а потом выше.

Учитель: Правильно, ребята. Вы уже знаете о том, что звуки бывают низкие и высокие.

Я приглашаю вас исполнить эту мелодию в оркестре, когда музыка будет звучать низко, будут играть только ложечники, а когда музыка зазвучит высоко, вступят остальные инструменты. Будьте внимательны.

Примечание. Дети играют в оркестре русскую народную мелодию «Ах, вы сени».



А сейчас поиграем. Там, где музыка будет звучать весело и радостно, мы бежим по кругу, а когда музыка сменится, садимся на стульчики и исполняем на шумовых инструментах свою музыку.


Примечание: учитель раздаёт всем ученикам музыкальные инструменты: ложки, трещотки, свирели, маракасы, бубен. Описание игры В исполнении музыки участвуют ученики, играющие на бубне, деревянных ложках, свирели, трещотках.


Игра на музыкальных шумовых инструментах. (чему научились – исполнять, на чём?)

Примечание:


5.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.


Учитель: Ребята! Что нового Вы сегодня узнали на уроке?

Дети: Мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами.

Учитель: О чём рассказали в сказке русские народные музыкальные инструменты?

Дети: О путешествии по свету.

Учитель: С помощью чего рассказывали музыкальные инструменты?

Дети: С помощью музыки.

Предлагаю вам показать свои знания в игре «Затейник». С помощью жестов изобразить игру на любом инструменте русского оркестра, а затейник должен угадать: на каком народном инструменте русского оркестра мы играем.

Примечание: Участвует весь класс. Игра повторяется несколько раз.

По считалке выбирается затейник, который выходит за дверь. Дети договариваются, игру на каком инструменте они будут изображать (затейник меняется с каждой игрой). Затем Затейник заходит и говорит: «Здравствуйте, ребята, где вы были, что делали?». Дети отвечают: « Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»


6.Заключительный этап.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Спасибо всем за работу на уроке. До новых встреч.

Примечание: Дети выходят из класса под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов «Во саду ли в огороде».






7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!