СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские народные инструменты.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с тембрамирусских народных музыкальных инструментов (гусли, свирель и балалайка) и с адыгейскими народными инструментами(сырын и камыл).Понятие партия, партитура, оркестр народых инструментов.

Просмотр содержимого документа
«Русские народные инструменты.»

Тема урока:«Русские народные инструменты» РК «Адыгейские народные инструменты».

Учитель музыки: Жане Фатимет Ильясовна.


2 класс

Цель урока:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с тембрами русских народных музыкальных инструментов( гусли, свирель, балалайка) и с адыгейскими музыкальными инструментами (сырын и камыл )

2. Понятия, что такое оркестр народных инструментов, партия ,партитура.

Развивающие:

1.Научить различать на слух звучание народного инструмента от духового и различать по тембру инструменты.

2. Показать рисунки с изображением инструментов.

Воспитательные:

Воспитание любви и уважения к музыкальному творчеству русского адыгейского народов.

Методическое обеспечение:фортепиано, мультимедийное сопровождение

Содержание

1. «Светит месяц»-р.н.п.;

2. Былинные наигрыши.

3 «Чудо-балалайка»

4. «Берёзка»-р.н.п.

Ход урока

I. Организационный момент

Вход в класс под музыку «Берёзка» р.н.п.(1 слайд).

Приветствие учителя и детей.

Учитель: Ребята, под какую музыку вы вошли в класс народную или композиторскую?

Ответ: Народная. Это русская народная песня»Берёзка».

2.Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята,у вас было задано выучить стихотворение Г.Серябрякова «Ты откуда, русская зародилась музыка?»Кто желает прочитать тот и выходит, можно выйти нескольким. Начинает один, а другие по очереди, по одному продолжают читать наизусть. (2 слайд)

Учитель: Откуда зародилась музыка, кто её создал?

Дети: Народ

Учитель: Когда мы слушаем звуки природы ,например пение птиц, журчание ручья, какие-то чувства овладевают человеком. Вот это он старается передать в своей музыке. А чтобы услышать музыку кто помогает, чтобы она зазвучала?

Дети: Музыкальные инструменты.

3.Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня тема нашего урока: «Русские народные инструменты»и «Адыгейские народные инструменты».(3 слайд))и (4 слайд))

Ребята, а вы хотите узнать откуда появились инструменты и как они звучат?(5 слайд «Музыканты») . Ответы детей.

Учитель: Мы поговорим о таком музыкальном инструменте, который делают из тростника. Как он называется?

Дети: Затрудняются ответить.

Учитель: Это дудочка, свирель. Адыгейские инструменты — камыл, сырын.

Свирель-очень древний русский народный духовой инструмент. На нём играли мальчишки весёлые наигрыши, веселили народ.

(6 слайд)

А вот о адыгском духовом народном инструменте впервые упоминается в Нартском эпосе. Нарты-это богатыри, которые считаются предками адыгов и жили они давным давно. Нарт Ащемез любил играть на сырыне. Сырын — продольная флейта типа свирели имеющая мягкую сердцевину. Первоначально этот инструмент подражал звукам природы, а затем он использовался для сопровождения хорового сольного пения ,иногда танцев, то есть применялся в напевах жизнерадостного, светлого характера. На этом инструменте играли мужчины как и на камыле. Камыл в переводе с адыгейского означает камыш. Это значит, что первоначально он изготавливался из камыша. На этих инструментах играли на свадьбах и на праздничных церемониях.

Учитель: Послушайте музыку и будьте внимательны, услышьте свирель свирель ( 7 слайд звучит музыка)

Ребята имитируют игру на свирели.

А теперь ещё прислушайтесь к одному инструменту.( 7слайд « Былинные наигрыши»)

Ребята имитируют игру на гуслях.

Учитель :Ребята, узнали инструмент? А к какому виду инструментов относятся гусли?(струнный) И какой былинный герой играл на гуслях?(Садко)

Я сейчас загадаю вам загадку, попробуйте отгадать ,о каком инструменте идёт речь.

Корпус треугольный

Три струны на грифе

Весело, задорно

Играет……..(балалайка)

( 8слайд)

Теперь мы познакомимся с этим уникальным инструментом, которая удивила и удивляет всех. Это самый популярный инструмент в России. Про неё можно услышать много сказок, загадок и, конечно песен. Мы сейчас говорим о….правильно о балалайке. И теперь мы познакомимся с песней «Чудо-балалайка» композитора Зинаиды Роот.

( 9слайд) (Ребята разучивают припев песни). И так давайте исполним песню целиком. Учитель поёт запев, а дети припев.

(10 слайд). Без балалайки не обойтись и оркестру русских народных инструментов. Кроме балалайки там играют и на других инструментах .(1 1слайд) У каждого инструмента оркестра есть своя партия, которая записывается в общей партитуре оркестра.

(12 слайд). Партитура.

Партитура — распределение нотной записи для каждого инструмента.

(Исполнение в ансамбле с учителем «Светит месяц» с использованием партитуры).

4.Закрепление урока с элементами обобщения.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Давайте ещё раз вспомним с какими понятия

ми мы сегодня познакомились?

1.Распределение нотной записи для инструментов как называется?

2. Коллектив из музыкантов-исполнителей.

3.Русский народный духовой инструмент подражающий пению птиц.

4. Адыгейский народный духовой инструмент подражающий пению птиц.

5. Адыгейский народный духовой инструмент сделанный из камыша.

6 Треугольный весёлый трёхструнный инструмент.

7. Старинный русский народный струнный инструмент на котором играл Садко.

5.Подведение итогов

6.Домашнее задание. Выучить слова песни «Чудо-балалайка»и и закрепить понятия партия, партитура, оркестр.

7. Рефлексия. Какой инструмент и какая музыка понравилась вам на уроке? Под какую музыку вы хотите выйти?.


( Выход из кабинета под музыку).