-Ребята, давайте сейчас вспомним и споём песню «до-ре-ми» (Слайд с изображением музыкальных инструментов). -Посмотрите внимательно на слайд, какие инструменты вы видите? -На какие группы можно разделить эти инструменты? -С некоторыми инструментами вы уже знакомы, вспомним их. -Послушайте внимательно мелодию, определите, какой инструмент звучит. (балалайка). -О популярности балалайки говорят песни, стихи, книги. Например, в известной русской народной песне «Во поле береза стояла» есть слова : Срежу я с березы три пруточка, Сделаю себе я три гудочка, Четвертную балайку. -Исполним с вами эту песню. -Послушайте следующую мелодию, определите, какой инструмент звучит. (Домра) -Правильно, домра. Послушайте следующую мелодию и определите, какой инструмент звучит. (гармонь). -Побудем исполнителями, исполним песню маленький кораблик. -И на нашем кораблике мы отправляемся в музыкальное путешествие по стране музыкальных инструментов. - На пути нам встречается струнный инструмент- «Гусли». -Гусли - странный струнный инструмент. На гуслях играют, перебирая пальцами струны или ударяя по ним. -Послушайте, как звучат гусли, определите характер звучания. -Послушайте внимательно песню «Светит месяц» и определите , какой инструмент звучит –балалайка или гусли. -Исполним эту песню. -Продолжаем наше путешествие . -Послушайте загадку: -«Очень весело поет, Если дуете в нее. Вы все на ней играете И сразу отгадаете. Ду-ду, ду-ду-ду. Да-да, да-да-да! Вот так поет она всегда. Не палочка, не трубочка, А что же это?..» (Дудочка) -Дудка - общее название русские народных духовых инструментов, таких как свирель и др. -Послушайте, как звучит дудка и определите характер звучания, какое настроение вызывает при прослушивании этого инструмента. Свистулька -это музыкальный инструмент Древней Руси и действительно русский народ изготовлял его из глины. А пение, какой птички напоминает звучание свистульки? (ответы детей) -Да, звучание свистульки напоминает пение жаворонка. Птица — наиболее распространённая свистулька — символизировала собой народное представление о счастье. Роспись носила знаки солнца — круги, кресты, ромбы. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение. -Послушайте внимательно звучание свистульки, какое настроение у вас вызывает этот инструмент. -Кугиклы-народный инструмент, сделанный из тростниковых трубочек разной длины. Имеет негромкое, свистящее звучание. - Прослушайте его звучание, подумайте, какое настроение вызывает звучание этого инструмента, и какой характер у этого инструмента. -Отправляемся дальше, послушайте внимательно. Пастух выйдет на лужок, Заиграет во рожок. Хорошо пастух играет, Выговаривает. -Рожок - народный духовой инструмент. Рожок делали из древесины или рога животного. -Послушайте его звучание, определите характер ,темп звучания. -Свирель - деревянная или тростниковая трубочка с несколькими отверстиями. -Посмотрите внимательно на картину М.В.Нестерова «Лель.Весна». Рассматривание картины М. В. Нестерова «Лель. Весна». -По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. -Давайте послушаем звучание свирели, определим характер звучания, настроение. -Послушайте внимательно песню, определите характер песни, настроение и темп. -И мы продолжаем наше путешествие. -Бубен-это обруч, на который натянута кожаная пластина. На обруч часто прикрепляют металлические бубенчики, колокольчики, тарелочки. -Послушайте, как звучит бубен и определите характер звучания. -Бубенцы - деревянная палочка или обруч с бубенчиками. -послушайте внимательно, как звучат бубенцы. -Послушайте внимательно, отгадайте загадку. За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестренки. Поиграй и ты немножко На красивых ярких….(ложках). -Правильно, ложки. -Ложки - русский народный деревянный ударный инструмент. -Послушайте внимательно, как звучат ложки и определите характер звучания. -Рубель - деревянная ребристая доска, по которой проводят деревянной палочкой. Имеет глухой, но очень выразительный звук. -Послушайте внимательно, как звучит рубель. Определите характер ,темп звучания. -Трещотка – несколько деревянных дощечек, собранных друг за другом на одной веревочке. -Послушайте внимательно, как звучит трещотка, определите характер звучания. -Наше путешествие заканчивается. -Ребята, а сейчас я проверю, как хорошо вы запомнили названия инструментов. -Итак, смотрим и слушаем … 1.Бубен 2. Гусли 3.Рожок 4.Трещетка 5.Балалайка 6.Рубель 7.Ложки 8.Кувиклы 9.Свирель -Каждый инструмент – источник звука и красив по-своему. А, если их собрать в дружный коллектив, то получится? (оркестр) -Ребята, а как вы думаете, что такое оркестр? (ответы детей) -Да, оркестр -это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. -Прослушайте фрагмент русского народного наигрыша «Полянка» в исполнении оркестра народных инструментов. Ваша задача – определить звучащие инструменты. А я проверю, внимательные ли вы слушатели. -Какие инструменты звучали? -Какой характер у мелодии? -Какие вы молодцы, ребята! |